ФСБУ

И опять о Федеральных стандартах

Продолжим обсуждение Федеральных стандартов, начатое в июле. Беспристрастному суду коллег хочу представить свое личное мнение относительно определения размера оценочных обязательств.
И опять о Федеральных стандартах

ФСБУ 5/2019 «Запасы» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» рекомендуют (ну, или настойчиво предлагают) включать оценочные обязательства в затраты по приобретению (изготовлению) как оборотных (запасы), так и внеоборотных (основные средства) активов.

В фактическую стоимость приобретаемых (изготавливаемых) запасов подлежат включению оценочные обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды (подп. «г» п. 11 ФСБУ) 5/2019.

При осуществлении капитальных вложений по приобретению (сооружению) основных средств в фактические затраты, то есть в первоначальную стоимость этих объектов, также подлежат включению оценочные обязательства по их будущему демонтажу, утилизации имущества, восстановлению окружающей среды (подп. «ж» п. 10 ФСБУ 26/2020).

В курсе повышения квалификации «Кардинальные изменения в учете: пять новых ФСБУ», размещенном на сайте, я эту проблему достаточно подробно рассмотрел, и пришел к выводу, что включение таких оценочных обязательств не так уж (пардон за тавтологию) и обязательно.

Но там больше на уровне общих рассуждений и здравого смысла.

Сейчас же предлагаю прийти к тем же самым выводам уже с точки зрения анализа ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н*.

*Не хотелось бы лишний раз хвастаться, но сейчас заканчиваю работу над Разъяснениями по применению ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, которые будут изданы Институтом профессиональных бухгалтеров Московского региона (надеюсь, уже в этом году). Вторая редакция этих Разъяснений уже отдана рецензентам. В середине августа жду их замечаний. Предложенный мной порядок включения оценочных обязательств в фактические затраты на капитальные вложения был ими (рецензентами — членами Совета по бухгалтерскому учету ИПБ МР) одобрен.  

Начнем с того, что оценочные обязательства признаются в бухгалтерском учете при одновременном исполнении следующих трех условий (п. 5 ФСБУ 8/2010):

— у организации существует обязанность, исполнения которой она не может избежать;

— высока вероятность уменьшения экономических выгод организации, при исполнении оценочного обязательства;

— величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Вначале по подп. «г» п. 11 ФСБУ 5/2019.

Здесь, в первую очередь, на мой взгляд, речь идет об утилизации отходов, которые образуются в процессе производства продукции либо выполнения работ.

Их надо будет, в обязательном порядке, раньше или позже, но уничтожить, утилизировать, вывезти на мусорный полигон и т. д., и т. п., и пр. Первое условие выполняется.

Организация при этом неминуемо понесет какие-то затраты, которые в конечном итоге будут включены в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ), и после реализации будут признаны расходами. Второе условие тоже выполняется.

Теперь с третьим. Если производственный процесс уже отлажен, то у нас уже есть сведения, сколько примерно мы сейчас тратим на, допустим, утилизацию отходов при изготовлении какого-то изделия. Если производственный процесс для нас новый, то, в принципе, можно набрать статистику по аналогичным производствам о затратах на утилизацию безвозвратных отходов.

Следовательно, приобретая запасы для выполнения работ в будущем, что уже сейчас можем знать, что на утилизацию возникших отходов потратим примерно, ну, пусть, 0,002% (или там, 0,0025%) от стоимости их приобретения.

Следовательно, уже сейчас следует включить в стоимость этих запасов такое оценочное обязательство записью:

Дебет счета 10 Кредит счета 96.

И когда через полгода (или там год) эти отходы будет утилизировать (сжигать, вывозить и пр.) то фактически понесенные затраты спишем не на 25 (20, 23 или какой-другой счет), а за счет ранее начисленного оценочного обязательства проводками:

Дебет счета 96 Кредит счетов 60 (23, 10, 70, 69 и др.).

Если обязательство было ранее определено в меньшей сумме, то превышающие его затраты спишем на тот же 25 (20, 23).

Если обязательство было определено в большем размере, то остаток его признаем прочими доходами:

Дебет счета 96 Кредит счета 91-1.

Все это только в регистрах бухгалтерского учета, естественно. Для целей налогообложения прибыли в стоимость запасов (материальных расходов) оценочное обязательство включению не подлежит. Возникает разница в стоимости используемых материалов по всей производственной цепочке, разная себестоимость (в БУ больше, чем в НУ) и при продаже продукции (передаче результата работ) финансовый результат будет меньше, чем налогооблагаемая прибыль.

Такое повышение в точности учета может быть иметь какой-то экономический эффект, когда организация приступает к ограниченному выпуску относительно небольшой партии какой-то новой продукции.

Закупили материалы, изготовили продукцию, продали ее. Посчитали прибыль (или убыток).

Потом прошло время, и необходимо утилизировать скопившиеся еще в прошлые годы отходы. К выпуску сегодняшней продукции они никакого отношения не имеют. И включать их в себестоимость сегодняшней продукции не совсем корректно.

А вот если эту продукцию намерены выпускать еще долго, то затраты на утилизацию вчерашних (прошлогодних) отходов включаем в себестоимость продукции, которая выпускается сегодня. Затраты на утилизацию сегодняшних отходов включим в себестоимость завтрашней продукции.

Где-то так на так и выйдет. И возиться с этими оценочными обязательствами и начислять потом эти копеечные отложенные налоговые активы большого смысла не вижу. Хотя ревнители суперточного учета (этот тот самый неуловимый Джо, которого никто не может поймать потому, что он никому и не нужен) сейчас начнут меня осуждать.

Хотя сразу вопрос: — А насколько точным должен быть учет? И где тот лимит точности?

А вот с капитальными вложениями несколько интереснее.

Во-первых. При изготовлении (сооружении, возведении) объекта основных средств кто нам может, пусть и примерно, сказать, через сколько лет, и опять же мы, должны его будем ликвидировать? При установленном сроке полезного использования в пять, там, или в десять лет он нам может прослужить и все пятнадцать, а может, и всего два-три.

А, возможно, через три-четыре года мы его продадим.

Таким образом, выполнение первого условия п. 5 ПБУ 8/2010, то есть безусловная обязанность по ликвидации этого объекта, для многих организаций маловероятно. Дальше можно уже и не продолжать.

Но в ряде случаев мы уже при изготовлении (возведении) объекта знаем, что через три-четыре года мы его должны будем ликвидировать. Те же самые временные здания и сооружения в строительстве (что титульные, что нетитульные), или допустим, объекты, возводимые только на срок действия выданной лицензии (при добыче полезных ископаемых). Возможны и другие варианты, которыми коллеги, надеюсь, поделятся.

Первое условие выполняется тогда . Второе — тоже.

А вот с третьим — с обоснованной оценкой затрат на ликвидацию — точно засада.

Как сейчас, пусть и примерно, посчитать, сколько мы потратим через три-четыре года на ликвидацию ныне возведенного? Кто нам даст такие сведения?

Самые точные можно получить (как я предлагаю в упомянутом выше курсе) на спиритическом сеансе, вызвав на беседу дух Луки Пачоли, Антонио Гауди или Владимира Шухова. Ну, или, приняв что-то специфическое, увидеть это во сне (как Д. И. Менделеев свою таблицу).

Все же так называемые экспертные оценки будут весьма и весьма приблизительны.

Таким образом, третье условие для подавляющего большинства организаций практически не выполнимо.

Следовательно, для 99% организаций, в полном соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету (ФСБУ 5/2019, ФСБУ 26/2020, ПБУ 8/2010) обязанности в определении оценочных обязательств по ликвидации активов, утилизации отходов и пр. не возникает.

Жду конструктивную критику по этой проблеме.

Комментарии

15

Как уволиться директору: проходим квест по инструкции. 👨‍💼«Ночной бухгалтер» № 1736

Увольнение главбуха — это непросто: передача дел, введение в курс преемника, возможный конфликт с руководством («нужно доработать квартал», «а сдай текущие отчеты» и т.п.). Но увольнение директора — еще больший стресс как для самого руководителя, так и для бизнеса, особенно, если расставание проходит не очень мирно.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с НДС

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Если ранее по этому поводу возникали споры — 0 или все-таки 20% должен быть НДС, — то с 1 июля 2024 года ответ стал однозначным.

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Президент Венесуэлы вызвал Илона Маска на бой. Бизнесмен согласился

Несколько дней назад Николас Мадуро был объявлен победителем выборов президента.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Маркетплейсы

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране

В середине июня Wildberries и оператор наружной рекламы — группа Russ — объявили об объединении. Сообщалось, что цель сотрудничества — создание цифровой торговой платформы. Однако уже спустя несколько дней вокруг сделки разыгралась настоящая драма с «рейдерским захватом» и семейными перипетиями.

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране
НДФЛ

ФНС назвала условия, когда путевка в лагерь на ребенка сотрудника не облагается НДФЛ

Освобождена от НДФЛ стоимость путевок для несовершеннолетних детей сотрудников, по которым оказывают услуги санаторно-курортные и оздоровительные организации.

НДС

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга

Представители отрасли клининга и деловых объединений предлагают ввести в качестве эксперимента нулевой НДС. По мнению авторов инициативы, это позволит увеличить собираемость налогов с теневых участников отрасли.

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Кабмин продлил льготную IT-ипотеку до 2030 года

Больше 82 тысяч IT-специалистов смогут купить жилье по ставке до 6% годовых.

Госзакупки

Отечественные производители получили приоритет в госзакупках

Кабмин сможет устанавливать запрет на покупку иностранных товаров при госзакупках. При оценке заявок ценовые предложения российских производителей будут снижены на 15%.

НДС

Питание в школьных столовых не облагается НДС

Реализации продуктов питания, произведенных организацией общепита образовательным организациям, подпадает под освобождение от НДС по подп. 5 п. 2 ст. 149 НК.

Платежные системы

Россельхозбанк сообщил о восстановлении работы карт UnionPay за рубежом. Как они это сделали?

Позитивные новости для всех, кто платит за границей картами Union Pay Россельхозбанка: наличные можно не снимать, карты работают для оплат, сам банк публикует списки стран.

Банки

💳 Сбер поднимет стоимость уведомлений по дебетовым картам с 1 августа

Теперь за уведомления клиенты Сбербанка будут платить 99 рублей в месяц.

Общество

С 1 марта 2025 года несовершеннолетним нельзя продавать энергетики

Продавцы будут требовать паспорт при продаже энергетических напитков.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: пользователи браузера Chrome остались без паролей, москвич выиграл в лотерею 170 млн рублей, а Татьяна Бакальчук подала на развод

Подготовили обзор главных событий дня — 31 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Личные финансы

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Инвестиции в недвижимость — устойчивая модель капитализации на российском рынке. Рассказываем о том, как правильно входить в модель заработка на рынке недвижимости в 2024 году и как грамотно повышать доходность собственности. 

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Казначейство начнет выдавать чиновникам электронные подписи

Государственные органы, которые не включены в ЕГРЮЛ, смогут получить квалифицированную электронную подпись в Казначействе.

Общество

За контракт с Минобороны будут платить больше — по 400 тысяч рублей

Размер единовременной федеральной выплаты за подписание контракта с Минобороны увеличили до 400 тысяч рублей.

Как главбуху принять дела от предшественника

В идеальной ситуации новый главный бухгалтер получает дела от своего предшественника после инвентаризации по акту приема-передачи. Такое возможно, если бывший главбух увольняется не внезапно и без конфликтов. Но часто новому сотруднику вручают коробки с документами и говорят «Теперь ты главный и за все отвечаешь». Из статьи узнаете, как главбуху принять дела и наладить учет после предшественника, чтобы не отвечать за чужие ошибки.

Как главбуху принять дела от предшественника
НДФЛ

При разделе наследства придется заплатить НДФЛ

Если наследники между собой поделили полученное наследство по-своему, компенсация за такой раздел будет облагаться НДФЛ.

ЕНП (единый налоговый платеж)

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой 

Для уточнения расчетов с бюджетом нужно периодически проводить сверку с налоговой. Это поможет понять, почему показатели не сходятся, вовремя выявить и исправить расхождения. Собрали перечень справок по ЕНС и ЕНП, которые в этом помогут.  

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой 

Интересные материалы

Личные финансы

Как юристу разнообразить бумажную рутину и получить дополнительный доход

Рекомендовать — несложно, а если продукт действительно качественный и нужный (например, legaltech-инструменты), это еще и приятно! Двойная польза, когда за честные рекомендации вам платят денежное вознаграждение. Рассказываем о возможностях партнерских программ для современных юристов.

Как юристу разнообразить бумажную рутину и получить дополнительный доход