Бухгалтерский учет

Прямые и косвенные затраты (и иногда расходы)

Затраты и расходы — это не одно и то же. Разберемся, почему.
Прямые и косвенные затраты (и иногда расходы)
Илллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

В предыдущей публикации был вкратце рассмотрен порядок учета затрат у подрядчика (генерального подрядчика) при выполнении строительно-монтажных работ. Там же было сказано о прямых и косвенных затратах (расходах).

Довольно подробно этот вопрос я уже рассматривал три года назад. Публикация та, как сегодня был приятно удивлен, набрала более 55 тыс. просмотров.

Но прошло три года, вступили в силу новые Стандарты по бухгалтерскому учету (в частности ФСБУ 5/2019), и, возможно, написанное тогда уже не полностью соответствует нынешним реалиям.

Однако в пунктах 24 и 25 ФСБУ 5/2019 дано определение прямых и косвенных затрат (затрат, Карл, а не расходов!) в регистрах бухгалтерского учета.

И оно практически ничем не отличается от того, что аз, многогрешный и недостойный, использовал три года назад.

А вот управленческие расходы (подп. «г» п. 26) с 2021 года запрещено включать в себестоимость работ (кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг).

И подрядчик должен принять решение, как отражать косвенные (они же условно постоянные) расходы, отраженные по дебету счета 26.

На выбор два варианта.

Первый. Как я уже ранее писал, принять решение о включении их в себестоимость выполняемых строительно-монтажных работ (то есть признать их затратами) и ежемесячно списывать записями:

Дебет счета 20 Кредит счета 26.

Распределение этих затрат между заказами производить согласно выбранному организацией экономически обоснованному показателю. Таким показателем, считаю, лучше всего выбрать стоимость прямых затрат.

Нарушения методологии учета, как мне кажется, не возникает.

ФСБУ 5/2019 признает запасами (подп. «ж» п. 3) объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации.

То есть учет по правилам ФСБУ 5/2019 должны вести только застройщики, которые потом будут продавать полностью или частично возведенные ими объекты недвижимости.

Для этого им необходимо будет, после завершения строительства, зарегистрировать возникновение права собственности на возведенные объекты, принять их к учету, как готовую продукцию (на счёте 43) и после того, как найдется покупатель, передать ему это право пользования, владения и распоряжения.

Согласитесь, что такой застройщик – это ни разу не подрядчик.

Кстати, и застройщик, возводящий жилые дома по Закону № 214-ФЗ, тоже не продает квартиры, а передает их по договору участия в долевом строительстве.

Вот его, лично я считаю, можно признать подрядчиком, а дольщика – заказчиком.

Но с такой схемой большое начальство из Минфина и ФНС не согласились еще в 2005 году. А для них признаться, что они тогда ошиблись, и больше 15 лет они морочат людям головы... Это вы сами понимаете – невместно.

Но вернемся к подрядчику. Он ведет (ну, или должен вести) учет согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденному приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н.

И в соответствии с п. 14 ПБУ 2/2008 прочие расходы по договору могут включать отдельные виды расходов на общее управление организацией.

Таким образом, отнесение затрат с 26 счета на 20 (и распределение их между заказами, или по ПБУ 2/2008 – договорами), не нарушает методологию бухгалтерского учета в подрядной строительной организации.

И для целей налогообложения прибыли в этом случае имеем полное право признать эти управленческие расходы прямыми. Как было сказано в той публикации за 2019 год, налоговики не любят, когда прямые (по их мнению) расходы организация признает косвенными.

Когда организация те или иные затраты включаются в прямые – чиновники с почти 100%-й вероятностью противиться этому не будут.

Второй. Подрядчик принимает решение все управленческие, то есть косвенные и условно-постоянные расходы в регистрах бухгалтерского учета ежемесячно списывать на уменьшение финансового результата записями:

Дебет счета 90.02 Кредит счета 26.

Для целей налогообложения прибыли они также признаются косвенными и также ежемесячно уменьшают полученные в этом периоде доходы.

На первый взгляд, второй вариант для организации вроде бы выгоднее. Вроде бы меньше налоговая нагрузка.

Однако на практике далеко не каждый квартал результат работ будет передан заказчику. И, как мы писали три года назад, начинается лихорадочный поиск способов, как спрятать эти убытки.

Так может, грамотно разработать свою учетную политику, и часть убытков просто не допускать?

Комментарии

1