Учет в строительстве

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Окончание строительства и перевод объекта в состав основных средств.

После того, как работы по возведению объекта недвижимости в рамках проекта будут завершены, инвестор (или от его имени и по его поручению – технический заказчик) вновь должен посетить те же самые коридоры власти, где ранее он получал разрешение на строительство.

Цель нового визита – получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Данный документ (п. 1 ст. 55 ГСК) удостоверит, что работы по возведению объекта выполнены в полном объеме согласно имеющемуся разрешению на строительство.

Он также подтверждает, что построенный объект соответствует градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Кроме заявления на выдачу разрешения на ввод необходимо представить также документы, перечень которых приведен в п. 3 ст. 55 ГСК.

К ним, в частности, относятся:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок

  • градостроительный план земельного участка;

  • разрешение на строительство;

  • акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

  • документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

  • другие документы, приведенные в указанном пункте.

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязан обеспечить проверку предоставленных документов, осмотр объекта и принять решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (п. 5 ст. 55 ГСК).

Решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 55 ГСК).

Полученное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию дает возможность инвестору (застройщику) зарегистрировать возникновение права собственности на возведенную недвижимость.

Затраты на эту регистрацию, как я уже раньше не раз говорил, оптимально признавать затратами на капитальные вложения и включать в первоначальную стоимость возведенного объекта.

Также наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию дает организации право (но не всегда обязывает) признать возведенный объект пригодным к использованию в запланированных целях и признать его основным средством (п. 18 ФСБУ 26/2020).

Напомню еще раз, что выданное разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости (и это не обязательно объект основных средств) представляет собой документ, который удостоверяет выполнение его строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (п. 1 ст. 55 ГСК).

Выданное ранее разрешение на строительство (п. 1 ст. 51 ГСК) удостоверяет, что представленная застройщиком проектная документация соответствует градостроительному плану земельного участка.

Таким образом, разрешение на ввод подтверждает только, что участникам строительства выполнены все работы, предусмотрены разработанным ранее проектом. Но проектно-сметная документация (ПСД) не обязательно содержит весь перечень работ, которые необходимо выполнить для того, чтобы объект начал функционировать.

Так же напомню, что «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утверждены постановлением Правительства от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В общем случае проект должен состоять из 12-ти разделов (п. 9 Положения).

Если финансирование строительства объекта капитального строительства не происходит за счет бюджетных средств, то необходимость и объем разработки ряда разделов определяются заказчиком (в данной ситуации – инвестором) и указываются в задании на проектирование.

К таким разделам, в частности, относятся:

  • 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»;

  • 6 «Проект организации строительства»;

  • 10 (1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»;

  • 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства».

Например, в ПСД, на основании которой было получено разрешении на строительство, может быть и не предусмотрен комплекс отделочных работ. На их выполнение, допустим, застройщик (точнее, инвестор) намеревается заключить договор с другим подрядчиком (и не с тем, который возводил само здание) уже после получения разрешения на ввод.

Следовательно, и после получения разрешения работы в уже построенном здании еще могут продолжаться.

Затраты на их проведение, также должны быть отнесены на увеличение его первоначальной стоимости.

К аналогичным выводам пришел и Президиум ВАС.

В постановлении от 16.11.2010 № ВАС-4451/10 (доведенным до сведения налоговых органов письмом ФНС от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@) отмечено, что выдаваемое на основании ст. 55 ГСК разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации.

Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство.

В дальнейшем такие же выводы были сделаны и в других судебных решениях.

Например:

И только после того, как руководство организации примет технически обоснованное и документально оформленное решение о пригодности объекта к эксплуатации, капитальные вложения будут считаться законченными, и объект переведётся в состав основных средств (амортизируемого имущества для целей налогообложения).

За образец документа, которым подтверждается пригодность объекта к использованию в запланированных целях (то есть к эксплуатации), можно взять «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» по форме ОС-1а (утвержден постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7).

Акт в одном экземпляре заполняется назначенной приказом руководителя комиссией, в состав которой может быть (но не обязан) включен представитель бухгалтерской службы. На 3-ей станице акта эта комиссия высказывает свое заключение о пригодности объекта к использованию.

На первой странице акта также указываетсяустановленный комиссией срок полезного использования этого объекта.

Дата утверждения ОС-1а руководителем организации и является основанием для перевода объекта в состав основных средств.

Вот здесь и будет сделана окончательная запись, подтверждающая завершение капитальных вложений и принятие к учету объекта основных средств:

  • Дебет счета 01 Кредит счета 08.

Комментарии

6
  • 390392

    @Сергей Верещагин, для себя хочу уточнить.

    У меня как раз нежилое здание построено, но еще не сделана внутренняя отделка. Но здание поставили на кадастр, в справке из ЕГРН на это здание есть строка - год ввод в эксплуатацию по завершению строительства 2022 г.

    Я могу не вводить его как ОС, пока не закончим внутреннюю отделку?

    • Сергей Верещагин

      На кадастровый учет у вас поставлен объект недвижимости, который еще не пригоден к использованию, как объект основных средств. Вот так получается.

      • 390392

        а так можно? чем это грозит?

  • Сергей Верещагин

    А почему нельзя? Недвижимость может быть и основным средством, и товаром, и готовой продукцией.

    Вы поставили на кадастровый учет именно объект недвижимости.

    А ОС он станет только после того, как вы полностью выполните все работы, только после завершения которых он станет пригодным к эксплуатации. В посте я, кажется, подробно расписал это.

    И кадастровая стоимость объекта и его стоимость в БУ и НУ - это несколько разные вещи.

    • 390392

      спасибо Вам большое

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Госзакупки

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс