Согласно ч. 2 ст. 168 ТК РФ порядок возмещения командировочных расходов (в том числе и по оплате жилого помещения) устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Также в колдоговоре прописывается должен ли работник проживать обязательно в гостинице или вправе снять себе квартиру, а также какие конкретно документы о найме жилого помещения должен предоставить по возвращении из командировки
НК РФ не содержит требований к документу, который должен представляться налогоплательщиком в подтверждение расходов по найму жилого помещения.
В таком случае подтвердить расходы на наем жилья можно документами в произвольной форме (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК, письмо Минфина от 15.01.2016 № 03-03-07/803).
Итак, если работник решил остановиться у частного лица во время командировки, то он должен заключить письменный договор.
В договоре указывают:
✅ Личные данные обоих участников с реквизитами паспортов.
✅ Предмет договора – найм квартиры.
✅ Адрес жилого помещения, его определяющие характеристики.
✅ Права и обязанности (стандартные).
✅ Стоимость.
✅ Срок действия.
✅ Дата оформления.
✅ Подписи сторон.
Также желательно потребовать у владельца квартиры документ о праве собственности и выписку из управляющей компании, где будут указаны сведения о зарегистрированных лицах. Как правило, с этим проблем не возникает, ведь собственник жилья нередко сталкивается с такими просьбами.
Как оплачивать?🤔
Оплачивать наем квадратных метров лучше всего наличными под расписку владельца. Такой документ не только подтвердит расходы для бухгалтерии, но и будет принят в налоговой инспекции.
Написать расписку должен наймодатель, указав:
✅ Свои данные с реквизитами паспорта и адресом прописки.
✅ Получил от… Указывают те же данные нанимателя.
✅ Сумма.
✅ За что получил деньги.
✅ Дата и подписи обоих участников.
Что нужно сдать в бухгалтерию? 🤔
В бухгалтерию предоставляют всего 3 документа:
✅ Приказ директора о направлении со служебным заданием в такой-то населенный пункт.
✅ Договор найма жилья.
✅ Расписка о получении денег от наймодателя.
Это подтверждается постановлением ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2008 по делу N А26-1621/2007.
Нужно ли удержать НДФЛ из доходов сотрудника? 🤔
В пункте 3 статьи 217 налогового кодекса говорится о том, что ни страховые взносы, ни НДФЛ не взыскиваются с расходов на наем жилья работником в командировке, которые были возмещены работодателем, если суммы не превышают установленных норм:
✅ Командировка в населенный пункт на территории РФ – не более 700 рублей за сутки.
✅ Проживание за границей – не более 2500 рублей за сутки.
Итак, самое главное, что нужно запомнить человеку в командировке – не пренебрегать сбором документов, которые подтверждают оплату найма жилья.
Комментарии
7А если физ. лицо, сдавшее квартиру, не является ни самозанятым ни ИП, мы должны выступить в роли налогового агента и заплатить за него НДФЛ?
Добрый день! Да, если компания или ИП снимают квартиру для своего работника, то становятся налоговыми агентами и должны удерживать 13% и перечислять деньги в бюджет. При условии , что в договоре найма указана компания/ИП.
Спасибо за ответ! А если в договоре найма указаны данные командированного сотрудника, и расписка в получении денег выдана на его имя, то компания должна выступать в роли налогового агента?
Нет, в этом случае договор заключен между физлицами
И компания может взять к вычету такой договор?
Да, может. Подтверждением будет приказ руководителя о возмещении понесённых расходов, а также в локальных актах организации должно быть прописано где работник вправе остановиться, какие документы предоставить. В начале статьи об этом говорится.
Юлия, спасибо))