Общество

Суэцкий канал и другие дороги

Есть дорога – по ней обязательно будут ездить. Будут ездить – будут торговать. Будут торговать – будут богатеть. Можно сказать, что дороги – основа любой экономики. Чем лучше дороги, тем лучше развита экономика. Сегодня – история одной из самых важных дорог планеты.
Суэцкий канал и другие дороги
Иллюстрация: Wikimedia Commons
СУЭЦКИЙ И ДРУГИЕ КАНАЛЫ и их роль в истории и экономике

«Год пепла», страшнейшая из засух, которую только знала Аравия, случился через шесть лет после смерти пророка Мухаммеда

Священные города были переполнены беженцами, угроза голодной смерти казалась неминуемой, и халиф Умар ибн аль-Хаттаб рассылал во все стороны света гонцов с просьбами и требования помочь единоверцам.

Умма не осталась безучастной – весь исламский мир отправлял караваны в Мекку и Медину, и, не смотря на то, что караванный путь был долгим (например, караван из Египта преодолел путь длиной в 1300 километров за месяц) в конце концов, помощь оказалась существенной – каждой бедствующей семье достался верблюд с провизией.

Все съели и провизию, и животного, но самого страшного все-таки удалось избежать, и 638 год не стал годом гибели священных городов.

Халиф, однако, будучи, видимо, человеком предусмотрительным, хотел бы избежать подобных проблем впредь, и велел наместнику Египта, Амру ибн аль-Аса, прорыть канал, который соединял бы Средиземное море с Красным – в этом случае путь груза из Египта в Аравию сокращался бы до нескольких дней, а пропускная способность грузов (замена верблюдов кораблями) возрастала бы в десятки раз.

Арабское судно, старинная минаитюра
Арабское судно, старинная миниатюра

Возможно, Умар знал о том, что некогда существовал канал, называемый «каналом фараонов», который соединял один из рукавов Нила с Красным морем – в его окружении было немало ученых людей – но об этом точно узнал Амр, к которому, по легенде, явился некий копт, который вызвался, за хорошую плату, показать ему русло старого канала, и именно этим и воспользовался невольный строитель (пытавшийся до того всячески отговорить Умара от этой затеи – только весьма щедрая компенсация за его будущие успехи, обещанная халифом, заставила его, в итоге, «взять под козырек»).

Надо сказать, что строительству канала противилось мощное лобби караванщиков, а так же основная масса торговцев, ориентированная на торговлю с Европой, куда Египет поставлял пшеницу еще со времен финикийцев.

Канал, однако, был построен – и египетское зерно, до того почти полностью уходившее в Рим и Византию, теперь хлынуло в Аравию, «принеся невиданную благодать».

Строительные работы в Древнем Египте. Выемка грунта, укрепление стен и проч.
Строительные работы в Древнем Египте. Выемка грунта, укрепление стен и проч.

Это была далеко не первая и, как мы с вами знаем – не последняя попытка соединить Европу с Азией посредством чудесной водной магистрали.

Впервые об этом задумались фараоны Египта.

Судя по всему, необходимость такого пути понималась там издревле, но только в XIX в. до н.э. фараон Сенсурет III (имя, мало известное досужему читателю, поскольку историческая наука склонна определять значимость правления, скорее, по размеру пирамид, а не по событиям и свершениям, особенно если эти свершения – мирные) перешел от слов к делу – канал, соединяющий один из восточных рукавов Нила с Красным морем, был построен.

Неизвестно, что случилось или даже стоит сказать – «случалось» с ним в дальнейшем – ясно, что он функционировал не всегда, переживая периоды упадка или даже полного уничтожения и забвения.

Во всяком случае, известно, что фараоны Рамзес II и, позже, Нехо II, этакий египетский предшественник знаменитого Энрике Мореплавателя, этот канал строили заново – а может быть, прокладывали по старому руслу.

Первые трассы канала шли по кратчайшему пути, соединяя Суэцкий зали с одним из рукавов Нила. Хорошая трасса, вот только она постоянно заиливалась и засыпалась песками, да и для кораблей с большой осадкой, морских судов, в будущем оказалась непригодна

Первые трассы канала шли по кратчайшему пути, соединяя Суэцкий залив с одним из рукавов Нила. Хорошая трасса, вот только она постоянно заиливалась и засыпалась песками, да и для кораблей с большой осадкой, морских судов, в будущем оказалась непригодна.

Закончил ли канал Нехо или, как считает Геродот, начатое им завершил завоевавший Египет персидский царь Дарий I, мы не знаем, но знаем, что с каналом снова что-то пошло не так, и его строили еще и еще – в III до н.э. Птолемей II Филадельф и во II н.э. – император Троян (канал даже получил его имя – «река Трояна»).

Строители, осуществлявшие повеление Умара – по сути, «освежили» русло канала, проложенного еще в XIX в. до н.э., но именно творение Умара и Амра «переформатировало» средиземноморскую торговлю, во-первых, иначе распределив потоки товаров, во-вторых, открыв для азиатских товаров забытую ими Европу, во-вторых – и это главное – поддержав арабскую экспансию в Северную Африку и Пиренеи.

Но жизнь канала оказалась недолгой – в 767 году халиф Мансур, один из первых Аббасидов, перенес столицу халифата в Багдад и приказал засыпать канал, чтобы торговые пути шли через центральные районы халифата.

В какой-то момент соображения сиюминутные, фискальные, личная выгода - возобладали, канал был засыпан, и "корабль пустыни", верблюд, выиграл "соревнование" у морских судов внеэкономическим путем

В какой-то момент соображения сиюминутные, фискальные, личная выгода – возобладали, канал был засыпан, и «корабль пустыни», верблюд, выиграл «соревнование» у морских судов внеэкономическим путем

И ведь – добился успеха – верблюды снова заменили корабли, скорость и объемы перевозки резко упали, а самое главное, от халифата довольно быстро, еще при жизни Мансура, отпали территории западнее Египта, где экономические связи с центром сразу резко ослабли.

Экономическое значение и великий смысл именно водных путей, как более быстрый, более дешевый и с большей пропускной способностью по сравнению с путями караванными были понятны человечеству всегда.

В «параллельно развивающейся» цивилизации, в Китае, правители и мыслители понимали, что нужна какая-то пуповина, которая способна была бы связать между собой население огромной страны, в первую очередь – энергичный, подвижный и экспансионистский север и богатый и предприимчивый юг страны.

Великий канал – Даюньхэ (Юньхэ можно перевести как «транспортная река»), который, как предполагалось сначала, должен был связать две великих китайских реки – Хуанхэ и Янцзы – строился почти 2 тысячи лет и сильно превысил первоначальные планы: его длина составила более 1700 км, а с ответвлениями, которые связали Пекин на севере с Ханьчжоу и Шанхаем на юге – более 2400 километров.

Великий китайский канал по-прежнему функционирует и поражает воображение даже сегодня
Великий китайский канал по-прежнему функционирует и поражает воображение даже сегодня

Строительство было прекращено во времена монгольского завоевания, но движение судов по каналу не прекращалось никогда (канал весьма успешно функционирует до сих пор, он и в наше время переполнен судами и по нему перевозится около 10 млн. тонн грузов в год).

Историки считают, что Даюньхэ сыграл в истории Китая ту же коммуникационную и объединяющую экономическую и культурную роль, которую сыграло море в становлении Средиземноморской цивилизации.

Что касается канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, то мысли о нем не покидали людские умы.

Наполеон во времена египетского похода даже снарядил специальную экспедицию с целью обследовать возможность сооружения такого канала.

Возглавивший экспедицию инженер ошибся в расчетах, посчитав, что разница в уровнях двух морей составляет 9 метров (хотя все ученые Европы криком кричали, доказывая, с цифрами в руках, что это не так).

Наполеон перед сфинксом
Наполеон перед сфинксом

Наполеон, получив результаты исследования, выразил сожаление, что французы сейчас не смогут этим заняться, и отбыл в Европу.

Великий честолюбец понимал, что императорская корона принесет ему куда как больше славы, чем даже самое великое строительство.

В конце 40-х г.г. XIX века, однако, к идее строительства канала подошли вплотную.

Сложная история принятия решения о его строительстве, поисков денег на него и кипевших вокруг политических страстей заслуживает отдельного, довольно большого текста, и тем, кто спешит узнать об этих перипетиях, предлагаю самостоятельно узнать об армянине на службе египетского султана,

Нубар-бее, как предтече и гении челночной дипломатии и решения проблем с инвестициями и инвесторами – так или иначе, в 1869 году Суэцкий канал, безшлюзовое гидротехническое сооружение длиной 160 километров, был, наконец, открыт.

Открытие Суэцкого канала, 1869 год
Открытие Суэцкого канала, 1869 год

Идея, начавшаяся в XIX веке до н.э., была воплощена в XIX веке н.э.

Путь из Азии в Европу сократился более чем на 7 тысяч километров.

В настоящее время 10% всего мирового грузооборота перемещается через Суэцкий канал.

Александр Иванов,

«Краткие эссе об истории экономики».

Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect.

Комментарии

8
  • Александр Иванов

    Давайте представим себе, что канала нет и суда идут в обход Африки. Как Вы думаете, цены не перевозки становятся ниже или выше?

    • Александр @42

      Ясно, что выше, только что это доказывает или опровергает? Сейчас из-за того, что появились большегрузные суда - они чаще стали застревать в канале, кроме того, там неспокойная политическая обстановка. Всё-таки разгоняет мировую инфляцию, мировая экономика входит в рецессию. Тут наши представления ничего не значат. Мы не говорим, что канал - главная причина, но как триггер или же яркий фактор - вполне себе.

      • Александр Иванов

        Там всегда была неспокойная политическая обстановка, даже сама прокладка канала (опубликую статью об этом немного позже) - целый детектив. Это - конечно, риски, но риски в любом деле есть.

        Насчет "суда стали застревать" - нет, был только один яркий инцидент (хотя аварий за время существования канала хватало).

        Взвешивая "за" и "против" - неизбежно баланс сложится (с большим отрывом) за канал.

        Ну а мировая экономика - выживет, конечно. В общем и целом рецессия - только в головах наших придворных, а вот перестройка многих экономических процессов - да, идет. Штука болезненная, но - это не рецессия.

        • Александр @42

          Почему только в наших головах? ООН (МВФ) и ВБ тоже об этом пишут (мировой рецессии), не только в РФ.

          Никто и не говорит, что канала не будет.

          Инциденты "неяркие" тоже есть и их немало, просто трафик вырос, а суда, повторяю стали больше, старей.

          • Александр Иванов

            Есть и более сложные форматы и условия для судов, например, "панамский стандарт". С Суэцким, сравнивая условия эксплуатации с Панамским, все просто прекрасно)

            А рецессия - ну, де-факто её все-таки нет, экономика растет, но есть нюанс (который и имею ввиду экономисты, пугающие рецессией) - экономика в последние годы сильно была "разогнана", нормальное её состояние - рост в 5-9%, более скромные цифры роста - это уже большие проблемы. "Закон велосипеда" во всей красе - все хорошо, пока крутишь педали, а как перестаешь - заваливаешься набок. Сейчас (пандемия сработала) рост в 3% вроде как норма, но эта норма не позволяет велосипеду мчаться. На бок он не завалился, но впереди крутые подъемы, а скорость - ни к черту. Так что - да, времена будут не простые, но не факт, что велосипед упадет, есть стимулы и вызовы - будет и реакция

              • Александр Иванов

                Ну да, согласен, поэтому я и говорю о том, что первичен был "перегрев" темпов роста экономики, а пандемия выступила катализатором большого количества проблем

Общество

Названы регионы-лидеры по заявкам на премии Правительства в области качества-2024

Роскачество представило рейтинг субъектов РФ по количеству заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства РФ в области качества 2024 года.

Средний размер потребкредита составил 177,1 тыс. рублей

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных потребительских кредитов составил 177,1 тыс. руб.

Мошенники начали прикрываться аномальной жарой

Чтобы убедить своих жертв раскрыть персональные данные и коды из СМС, аферисты прикрываются даже ссылками на летнюю жару.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Какие ключевые показатели финансового состояния необходимо отслеживать

Успех любого бизнеса, будь то фрилансер, индивидуальный предприниматель или малый и средний бизнес, зависит от умения грамотно управлять своими финансами. Для этого необходимо регулярно отслеживать ключевые финансовые показатели, которые помогут понимать текущее состояние бизнеса и принимать обоснованные решения. В этой статье рассмотрим основные из них.

Какие ключевые показатели финансового состояния необходимо отслеживать
Инвестиции

Недвижка наконец-то рухнула на 1%, ключ 18%, завершился дивидендный сезон, а рубль показал всем чью-то мать. Воскресный инвестдайджест

Эльвира Сахипзадовна преподнесла нам ключевую ставку 18%, ужесточила риторику и сделала инфляции ататат. Инфляция испугалась, а недвижка вообще обвалилась на 1%! Пока эксперты прогнозируют курс доллара по 100, он почему-то 86. Кроме того, закончился дивидендный сезон, ждём новые IPO, а эфир стал падать вместо того, чтобы расти.

Недвижка наконец-то рухнула на 1%, ключ 18%, завершился дивидендный сезон, а рубль показал всем чью-то мать. Воскресный инвестдайджест
ВЭД

Какая информация передается в рамках автоматического обмена информацией по финансовым счетам

Казахстанцы массово получают уведомления от налоговиков о незадекларированных зарубежных доходах. Именно информация, полученная в рамках автоматического обмена, стала основанием для рассылки таких уведомлений.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Личные финансы

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах

Все мы, кто родился в СССР — жертвы ограничивающих установок. С самого детства мы многократно слышали негативные фразы про деньги.

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах
Экономика России

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Кредитование

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

Мошенничество

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
3
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

Интересные материалы

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.