Общество

1 из 3 подростков в кризисной ситуации обращается за психологической помощью

Большинство российских подростков (89%) выражают доверие психологам и считают, что к ним нужно обращаться при наличии конфликтов в семье (64%), в сложных жизненных ситуациях, например, при разводе родителей, переезде или смерти близкого (59%), при буллинге (56%) и других критических проблемах.
1 из 3 подростков в кризисной ситуации обращается за психологической помощью

Большинство российских подростков (89%) выражают доверие психологам и считают, что к ним нужно обращаться при наличии конфликтов в семье (64%), в сложных жизненных ситуациях, например, при разводе родителей, переезде или смерти близкого (59%), при буллинге (56%) и других критических проблемах. Более половины опрошенных (59%) за последние пару лет сталкивались с ситуациями, требующими психологической помощи. Однако опыт обращения к психологам имеет только каждый пятый (20%) – 1 из 3 подростков, имевших такую потребность. Об этом говорят результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведённого по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации[1].

Установки подростков в отношении психологической помощи

Российские подростки демонстрируют высокую осознанность в вопросах психологической помощи. Практически все (98%) знают о том, что входит в компетенции психологов (66% – разбираются в этом хорошо, а 32% – в общих чертах), и выражают высокую степень доверия к этим специалистам (89%).

В ТОП-5 ситуаций, в которых, по мнению подростков, может потребоваться психологическая помощь, входят:

  • конфликты и недопонимания в семье (64%),

  • сложные жизненные ситуации (развод родителей, переезд, смерть близкого человека – 59%),

  • конфликты со сверстниками (например, травля в классе, группе – 56%),

  • проблемы с самооценкой (49%).

Также девушки и юноши от 14 до 18 лет считают, что к психологу нужно обращаться при сильных переживаниях из-за экзаменов или контрольных (48%), при проблемах в личной жизни, например, из-за несчастной любви или после расставания с девушкой или парнем (43%), при неприятных эмоциональных состояниях, таких как частая агрессия, стресс или грусть (37%), а также в случае конфликта с учителями (36%).

В наименьшей степени подростки рассматривают в качестве повода для обращения к психологу сложности со своим здоровьем (14%).

Подростки готовы активно рекомендовать своим друзьям обратиться к психологу, если у тех возникнут проблемы (87%), а также выражают потенциальную готовность обращаться к психологу сами (78%). При этом личная готовность на получение психологической помощи почти в 2 раза ниже, чем общая установка на то, что в той или иной ситуации требуется помощь.

График 1. ТОП-5 ответов на вопросы о том, в каких ситуациях может
быть уместна психологическая помощь,

в % от всех опрошенных

При наличии ряда позитивных установок в отношении психологической помощи, юные россияне демонстрируют также и негативные, в том числе, основанные на стереотипах. Так, например, более половины подростков (55%) хотели бы держать в тайне факт обращения к психологу, 42% опрошенных считают, что психолог – удел слабых, а люди с сильным характером могут преодолеть свои проблемы самостоятельно и не нуждаются в помощи. Более трети подростков (38%) признаются в том, что в их жизни есть серьезные переживания, которые они не готовы обсуждать с кем-либо. Еще 8% россиян говорят, что иметь психологические проблемы стыдно.

Приемлемые форматы психологической помощи

Большинство подростков хорошо знакомы с разными способами получения психологической помощи. Наиболее приемлемыми для себя они в первую очередь называют частного психолога (61%), телефон доверия (46%), психологические центры (38%) и психолога в школе, ссузе или вузе (32%).

Что касается телефона доверия, то осведомленность о нем демонстрируют 92% опрошенных. 5% подростков когда-либо звонили на единый общероссийский телефон доверия для детей и подростков. Однако практически каждый пятый респондент, никогда не звонивший по телефону доверия, задумывался о том, чтобы это сделать. Чаще всего это респонденты с низким достатком, проживающие с отчимом или мачехой, девушки 16-18 лет, а также те, кто имел опыт обращения за психологической помощью другим способом.

В меньшей степени юные россияне называют приемлемым обращение в медицинский центр (16%), подростковый клуб (13%) или кризисный центр (5%).

Самый приемлемый формат работы с психологом в глазах подростков – это личные встречи (88%). Каждый десятый (11%) готов был бы вести коммуникацию по телефону. 9% готовы на общение в письменном виде, в чате или по электронной почте, 8% – по видеосвязи.

В ситуациях, когда подростков просят выбрать тот способ получения психологической помощи, который они бы выбрали в реальной жизни для себя, картина противоположная, и самый распространенный ответ – никуда не обратятся за помощью (30%).

Личный опыт получения психологической помощи

Более половины подростков (59%) за последние 2 года переживали ситуации, которые требовали психологической помощи.

Треть опрошенных сталкивались с такими ситуациями редко (32%), почти каждый пятый – время от времени (17%), а каждый десятый часто (10%).

Чаще всего с трудностями, требующими привлечения психолога сталкивались девушки (13% против 6% юношей) и опрошенные из семей с низким уровнем доходов (24%).

20% участников исследования заявили, что испытывают психологические проблемы сейчас. Ровно столько же – 20% – говорят, что имеют опыт обращения к психологу. Это в 3 раза меньше тех, кто переживал кризисные ситуации за последние 2 года, и обозначает, что к психологу обратился только 1 из 3 подростков, имеющих такую потребность.

Те, кто имел непосредственный опыт обращения за психологической помощью, чаще всего получали эту услугу у частного психолога (48%), психолога в школе, вузе или ссузе (39%), в психологическом (18%) или медицинском центре (11%).

Психологическую помощь по телефону доверия получали 5% опрошенных, имевших опыт работы с психологом, 3% обращались в подростковый клуб, 2% – в кризисный центр.

Самыми распространенными барьерами обращения к психологу, по мнению опрошенных, являются:

  • недоверие и убежденность в том, что психолог не сможет помочь (49%),

  • страх, неловкость, боязнь открыться незнакомому человеку (46%),

  • установка на то, что с проблемами нужно справляться самостоятельно (42%),

  • переживание за реакцию родителей или сверстников, если они узнают об обращении к психологу (34%),

  • сомнение в том, что разговор останется в тайне (27%),

  • отсутствие информации о том, куда можно обратиться со своей проблемой (27%).

Несмотря на высокую информированность подростков о работе психологов, имеет место информационный барьер: по словам 15% опрошенных, их сверстникам может не хватать информации о том, как работает психолог.

На самом последнем месте стоит барьер доступности. Каждый 10% заявил, что в его населенном пункте нет ни психологических центов, ни отдельных специалистов, к которым можно было бы обратиться с частной проблемой.

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Исследование показало подверженность подростков стереотипам в отношении получения психологической помощи. В первую очередь, это убеждение в том, что работа с психологом должна быть покрыта тайной, во вторую – что сильный человек должен решать свои проблемы сам. Эти стереотипы нуждаются в активном развенчивании, так как именно на них зиждется большинство барьеров, останавливающих молодых россиян от выражения запроса на получение психологической помощи.

Кроме того, для выстраивания эффективной информационно-просветительской и профилактической работы с подростками следует учитывать их гендерные различия и возрастные особенности. В силу возраста, подросткам свойственно завышать свою информированность о возможностях получения психологической помощи и одновременно занижать свою реальную потребность в ней. В то же время девушки более восприимчивы к информации о психологической помощи и к ним следует обращаться, апеллируя к чувствительности, эмпатии – с этими терминами они чаще всего связывают образ психолога. Информация для юношей должна подаваться с учетом их установки на самостоятельное решение проблемы – необходимо подкреплять их чувство взрослости, подчеркивать мужество в обращении к психологу и ответственность за разрешение ситуации».

[1] Исследование проводилось в декабре 2022 года посредством глубинных интервью и количественного опроса. Опрошены 1600 человек в возрасте 14-18 лет, проживающие в субъектах Российской Федерации, на территории которых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, реализуется пилотный проект по созданию Многофункциональных семейных центров (МФЦ): в Волгоградской, Иркутской, Калужской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Тульской и Челябинской областях. Была соблюдена разработанная для исследования структура выборочной совокупности, обеспечивающая равный объем опрошенных в каждом из пилотных регионов (по 200 респондентов), а также репрезентирующая население данных регионов в возрасте 14-18 лет по полу и возрастным группам (14-15 лет, 16-18 лет).[1] Максимальный размер статистической погрешности данных для выборки в целом составил не более ±2,45% (при доверительной вероятности 95%).

Почему клиенты боятся своего бухгалтера?

Комментарии

5
  • Алейда

    Неплохая тенденция

    • VadimBA
      Неплохая тенденция

      Одно дело выражать доверие... Какой процент из них попробует обратиться к психологу? На мой взгляд, не больше 5%.

      • Алейда

        Это хоть что-то, чем "в наше время никаких психологов не было и ничего нормальными выросли". Кто им сказал, что они нормальные, правда

        • VadimBA

          Были бы нормальные, думали бы своей головой, а не телевизором.

  • avdotjadolgova

    Проблема ещё и в том, что квалифицированных специалистов, способных оказать помощь подростку, очень мало. Особенно это касается небольших городов, ну а о посёлках или сёлах и говорить не приходится. Штатные психологи в школах, обычно ни о чём.

ЕСХН

Что такое ЕСХН: особенности учета, отличие от других систем налогообложения, отчетность

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен для тех, кто производит продукцию сельского хозяйства. Разбираем, кто имеет право им пользоваться, как его считают, как ведут учет и какую отчетность сдают компании и предприниматели, которые применяют этот налоговый режим

Что такое ЕСХН: особенности учета, отличие от других систем налогообложения, отчетность

Участников СВО и их семьи освободят от налога на имущество. Но не полностью

Налогоплательщики могут применить льготу только к одному из видов имущества.

Самозанятые

10 000 рублей всем самозанятым. Как получить и использовать бонус

Каждому новому самозанятому автоматически начисляется налоговый бонус — 10 тыс. руб. Подробно расскажем в статье, как он применяется.

10 000 рублей всем самозанятым. Как получить и использовать бонус

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

☀️ Новая бодрящая акция на «Клерке»! Горячий август — охлаждаем скидками на курсы повышения квалификации и профпереподготовки. Старт потока 1 августа

Успейте купить курсы повышения квалификации по учету на маркетплейсах и ФСБУ, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН, финансовому менеджменту и зарплате со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

Где взять дешевое финансирование для бизнеса: меры государственной поддержки 2024

В 2024 году предприниматели могут воспользоваться разнообразными государственными мерами поддержки для получения дешевого финансирования. Рассмотрим основные виды льготного кредитования, субсидий, грантов и налоговых льгот.

Где взять дешевое финансирование для бизнеса: меры государственной поддержки 2024

Для ознакомления с информацией о товарах перестанут требовать персональные данные

Клиенты могут узнать подробную информацию о товаре, работах и услугах, не оставляя свои личные данные продавцу.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налоговый адвокат объяснит, как будет работать амнистия по дроблению в 2025 году

Разберитесь во всех изменениях в НК РФ, с которыми будем жить с 2025 года, а также в особенностях применения амнистии для бизнеса.

💥Обзор новостей: россияне разлюбили сладкий шампусик, на покупку iPhone 15 Pro нужно 28 дней, каждый девятый изменник

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Инвестиции

Улётные 21%. Свежие облигации: Самолёт на размещении

Судя по тому, какие изменения происходят с ипотекой, ближайшие 3 года могут сильно удивить тех, кто возьмёт облигации Самолёта. А могут и не удивить. Посмотрим, что под крылом нового флоатера.

Улётные 21%. Свежие облигации: Самолёт на размещении

Утренний бухгалтер № 5689. У налогоплательщиков проблемы с личными кабинетами в ФНС

Пользователи не могут увидеть актуальную информацию о своем сальдо ЕНС и создать электронную подпись. А как у вас?

Как вернуть гарантийные удержания по договору подряда, если заказчик требует взамен банковскую гарантию

Между Заказчиком и Подрядчиком был заключен договор строительного подряда. Договором предусмотрено гарантийное удержание в размере 5% от стоимости работ, что составило 8 439 860,86 рублей. Подрядчик выполнил работы, Заказчик их принял. Объект введен в эксплуатацию, однако Заказчик уклонялся от предоставления Акта и выплаты гарантийного удержания. 

Проверки

Для чего могут вызвать руководителя «на разговор» в налоговую

Многие руководители получив «приглашение» в ФНС теряются и не понимают зачем их вызывают, чем это грозит и главное — можно ли не идти.

Для чего могут вызвать руководителя «на разговор» в налоговую

Минпромторг начал борьбу с переклеиванием шильдиков на иностранных товарах для выдачи за российские

Поставщики будут вносить информацию о комплектующих в информационную систему «Промышленность». Это позволит избежать «переклеивания шильдиков» с иностранных компонентов, чтобы выдать их за отечественный товар.

ВЭД

Какая налоговая информация о физических лицах передается в рамках СНГ

Hалоговые резиденты РФ, которые имеют незадекларированные счета, доходы и имущество в Казахстане или в Азербайджане, прямо сейчас находятся в наиболее уязвимом положении.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Право

Как будет регулироваться блогосфера, инфобизнес и коучинг в 2025 году

Как государство вводит блогеров, инфобизнесменов и коучей в правовое поле в 2024 году, что такое рисковый инфобизнес и когда блогерам потребуется уведомлять контрольно-надзорный орган.

Право

Алгоритм оспаривания кадастровой стоимости

Порядок установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости определен ст.22.1 закона «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ.

Кредитование

Какой средний размер микрозайма в России

В июне 2024 года средний размер микрозайма составил 10,08 тыс. рублей.

Интересные материалы

Роспотребнадзор собрал претензии граждан к платному образованию

Более 3,4 тыс. россиян обратились на «горячую линию» Роспотребнадзора по вопросам платных образовательных услуг.