В командировку за свой счет. Почему личные автомобили лучше не использовать

В письме Минфина от 12.08.2022 № 03-03-06/1/78804 чиновники коротко и сухо напоминают, что нормы компенсации за использование личного авто в служебных целях никто не отменял. Поэтому фактическую компенсацию затрат компании придется оплачивать за свой счет. Что можно сделать?
В командировку за свой счет. Почему личные автомобили лучше не использовать

Какие нормы действуют

Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов включаются в прочие расходы (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК). Но только в пределах норм. Нормы установлены постановлением Правительства от 08.02.2002 № 92.

Нормативы такие:

  • для легковых автомобилей с рабочим объёмом двигателя до 2000 см3 включительно — 1200 руб. в месяц;
  • свыше 2000 см3 — 1500 руб. в месяц;
  • для мотоциклов — 600 руб. в месяц.

Пересматривать суммы никто не собирается. Почему правительством так упорно блокируется возможность работников использовать личные автомобили в служебных целях, непонятно.

Раньше организации думали, что эта компенсация – только за износ. А вот ремонт с покупкой запчастей и приобретение ГСМ относятся к возмещению. Для него норм нет, и учитывать их нужно «по факту».

Однако чиновники не согласны: в указанные выше суммы компенсаций должны входить и износ, и запчасти, и ГСМ (письма Минфина от 19.08.2016 № 03-03-06/1/48789 и от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18366). Отдельно учитывать затраты на ГСМ и запчасти нельзя, так как личный автомобиль работника – не служебный. С чиновниками согласны и судьи (определение ВС от 06.05.2020 № 307-ЭС20-5919).

Что делать компаниям

Есть разные способы, как действовать в условиях таких ограничений.

Использовать грузовой автотранспорт

В подпункте 11 пункта 1 статьи 264 НК сказано только о легковом автотранспорте и мотоциклах. Однако в частной собственности обычных граждан могут находиться и грузовики. Если вы используете их в деятельности компании, то сумма компенсации нормами Постановления № 92 не ограничена. Размер компенсации установите по договоренности, а расходы учтите на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК. В Минфине возражать не будут (письмо от 18.03.2010 № 03-03-06/1/150).

Однако сумма расхода должна соответствовать условиям из статьи 252 НК. Поэтому сделайте обоснованный расчет размера компенсации – налоговики наверняка потребуют его при проверке (письма Минфина от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170). Здесь нужно будет указать затраты на износ, нормы расхода ГСМ, затраты на техобслуживание, интенсивность эксплуатации (письмо Минфина от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140).

Взять транспорт в аренду

Обойти ограничение по нормам можно, если вместо выплаты компенсации заключить с сотрудником договор аренды автомобиля. Арендная плата включается в расходы для целей налога на прибыль в полном объеме (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК). Расходы на текущий и капитальный ремонт вы можете учесть как прочие в размере фактических затрат на основании пунктов 1 и 2 статьи 260 НК, а расходы на страхование и ГСМ - на основании статьи 263 НК.

Проблема в том, что сами сотрудники идут на это очень неохотно: ведь тогда они теряют право использовать свой же транспорт по своему усмотрению.

Комментарии

4
  • Александр Анищенко

    Да, это короткий комментарий. В следующих статьях напишу более подробно

  • Светлана Вейс

    Спасибо, актуальная проблема с личным транспортом. Никак чиновники не хотят ее решить...

Бесплатно с Компенсация за неиспользованный отпуск

Компенсация при увольнении. Мини-курс

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск есть у каждого работника. Если часть отпуска на момент увольнения не использована, ее выплачивают как компенсацию. Разберем, как ее рассчитать.

Компенсация при увольнении. Мини-курс

🎉 Снизили цену на подписку Клерк.Плюс до 99 рублей!

В течение недели подписка на сервис Клерк.Плюс будет стоить всего 99 рублей.

Началась рассылка налоговых уведомлений на имущественные налоги физлиц

В первую очередь налоговые уведомления за 2023 год получат пользователи личных кабинетов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Маркетплейсы

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

Надежный поставщик — одна из главных составляющих успеха на маркетплейсе, причем в постоянном поиске действительно хороших партнеров находятся как начинающие селлеры, так и опытные продавцы. Рассказываем, где искать поставщиков и на что обратить внимание при выборе.

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

10 навыков эффективного финансового директора

Финансовый директор — ключевой участник управленческой команды. Планирование финансового будущего компании, обеспечение ее стабильной работы и устойчивого развития — все эти задачи входят в зону ответственности финдира. Рассказываем, без каких навыков не обойтись финансовому лидеру бизнеса.

10 навыков эффективного финансового директора

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

Бизнес-ассистент — это специалист, который помогает руководителю решать ежедневные рабочие вопросы: планирует и согласовывает графики, организует переговоры и рабочие встречи. В отличие от секретаря и личного помощника, бизнес-ассистент более глубоко погружен в суть и цели компании. Он управляет проектами и продуктами, анализирует их продвижение и решает бизнес-задачи. Обучиться этой профессии можно на специальных курсах.

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

До 2037 года продлят нулевую ставку по взносам на выплаты членам экипажей

Нулевая ставка для российского флота уже действует больше 10 лет. Это позволило повысить число зарегистрированных судов в 2,5 раза.

Банк «Русский стандарт» создал собственное коллекторское агентство

Банки и микрофинансовые компании начали создавать организации, которые будут заниматься взысканием долгов. Это позволит сохранить маржинальность бизнеса в условиях жесткого регулирования ЦБ.

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

Маркировку импортного алкоголя перенесут в Россию

С 1 марта 2026 года импортеры будут оплачивать маркировку иностранного алкоголя в РФ. Это снизит зависимость предпринимателей от маркировочных центров других государств.

Сертификация сумок — условия, стоимость, нюансы получения сертификата

Сертификация сумок — это процесс проверки и подтверждения соответствия продукции определенным стандартам качества, безопасности и других критериев, установленным регулирующими органами или отраслевыми стандартами.

📴 Минцифры: сбой Microsoft говорит о важности импортозамещения иностранного ПО. Время настало, подтверждает гендиректор «Северсталь – ЦЕС»

Иностранные аэропорты, банки и компании не могут работать из-за «синего экрана смерти» на устройствах.

Как повысить продуктивность в компании: метод канбан

Канбан — это способ управления задачами. В чем его особенность, зачем его придумали, какие проблемы решаются с его помощью? Давайте разбираться.

Как повысить продуктивность в компании: метод канбан

Что делать, если вы приближаетесь к лимиту по УСН 

Если компания вплотную подходит к лимитам по упрощенке, нужно быстро делать выбор: удерживаться на УСН или переходить на ОСНО, временно или навсегда. Разбираем преимущества и недостатки каждого варианта и даем лайфхаки по сохранению спецрежима. 

Что делать, если вы приближаетесь к лимиту по УСН 
НДС

5% или 7% НДС

С 2025 г. все «упрощенцы» становятся плательщиками НДС. При этом «упрощенцев» с доходом до 60 млн руб. за 2024 год, а также вновь созданных компаний и ИП ⚡️ освободят от НДС автоматически. А остальные имеют право выбрать ставку: пониженную (5%/7%) или общие (20%/10%/0%).

Общество

Роспотребнадзор подготовил изменения в санитарные правила для торговых объектов и рынков

На фоне участившихся массовых отравлений Роспотребнадзор подготовил проект изменений в СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

Санатории будут реконструировать на деньги частных инвесторов

Чтобы повысить спрос на санаторно-курортный отдых, власти собираются привлекать средства частных инвесторов на обновление туристической инфраструктуры.

Автоматизировать «хаос» невозможно. А роботизировать?

Что мешает неработающей системе? Правильно — заказчики! У которых то бизнес-процессы плохо выстроены, то персонал.. гхм.. «криворук» — по мнению некоторых поставщиков, конечно же. Но, всегда ли нужно болезненное изменение бизнес-процессов компании для «автоматизационного счастья»?

Автоматизировать «хаос» невозможно. А роботизировать?

Как отражать в учете строительство офиса своими силами

При возведении объекта основных средств собственными силами все затраты, связанные с этими капвложениями, согласно требованиям ФСБУ 26/2020 надо отражать на счете 08.

Интересные материалы

Объемы госзакупок сократились до 5,69 трлн рублей

Средняя цена контракта снизилась с 3,5 до 3,3 млн рублей. В государственных закупках выросло число несостоявшихся сделок из-за отсутствия конкуренции.