Пять важных правил для учетной политики

Составление и актуализация учетной политики - это важный процесс закрытия одного года и старта нового бухгалтерского периода. В УП необходимо учесть все ключевые новации в законодательстве. В сегодняшней статье собрали 5 главных правил для учетной политики.
Пять важных правил для учетной политики
Иллюстрация: Учебно-консалтинговый центр «Разобраться в налогах»

Правило 1: если в ПБУ порядок учета не прописан, применяйте МСФО

Возможные варианты учета необходимо выбирать из описанных в ПБУ, однако, если в них порядок учета не раскрыт – разрабатывайте собственный способ. При этом за основу можно взять МСФО, стандарты бухучета по аналогичным вопросам и/или рекомендации в области бухучета.

Применяйте эти источники последовательно. Теперь самый приоритетный из них – это МСФО. Если не нашли правил в МСФО, посмотрите федеральные или отраслевые стандарты бухучета по схожим вопросам. И только если там нет ответа, то используйте рекомендации по бухучету. Минфин закрепил такой порядок в новом пункте 7.1 ПБУ 1/2008.

Например, если у организации есть операции по хеджированию финансовых рисков, применяйте правила из МСФО. В частности МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (в редакции 2014 года). Также есть МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Правило 2: Порядок учета можно нарушить, если обосновать это решение

В исключительных случаях учет можно вести своими способами. То есть не применять правила учета из федеральных или отраслевых стандартов бухучета, МСФО или рекомендаций по бухучету. Это возможно, если главбух считает, что к его ситуации стандартные правила не подходят.

Условия, при которых можно применять новый подход, перечислены в пункте 7.3 ПБУ 1/2008. Если решите отступить от общепринятых правил учета, это решение придется обосновать. А по итогам года раскрыть информацию о нем в бухгалтерской отчетности (п. 20.2 ПБУ 1/2008).

Отступать от общих правил также вправе и российские организации, которые добровольно раскрывают отчетность по МСФО. Если федеральный стандарт бухучета противоречит МСФО, такая организация вправе выбрать международный стандарт. При этом ей не придется вести учет одних и тех же объектов сразу двумя способами – по РСБУ и по МСФО.

Правило 3: если затраты на учет нерациональны, их можно сократить

Рациональность учета – это одно из требований к организации бухучета и учетной политики компании. Поэтому главный бухгалтер должен оценивать, сопоставимы ли затраты на учет объектов полезности (ценности) этой информации. Если затраты на учет нерациональны, их можно сократить.

Например, можно не применять трудоемкие способы учета, если специфика такова, что в результате этого учета пользователи отчетности не получают важные сведения.

Правило 4: малый бизнес вправе самостоятельно разрабатывать правила учета

Малые предприятия имеют право применять упрощенные способы учета, поэтому когда в федеральном стандарте не прописан порядок учета, можно сослаться на требование рациональности разработать и применять собственный способ бухучета. Применять правила из МСФО не обязательно, даже если для этой ситуации они предусмотрены. Обосновывать свое решение и подробно раскрывать его в учетной политике тоже не надо.

Например, организации на упрощенной системе, которые не имеют права на вычет НДС, вправе не отражать суммы входного налога на счете 19. Такое правило можно прописать в учетной политике.

Правило 5: изменение учетной политики влечет пересчет всех статей баланса

Учетную политику можно изменить из-за поправок в законах, новых хозяйственных условий либо если главбух придумал, как повысить качество учета и отчетности. Если новые способы учета существенно влияют на результаты деятельности организации, то необходим ретроспективный пересчет. Исключение – ситуация, когда в законодательных поправках прямо прописан иной порядок.

Правила ретроспективного пересчета бухгалтерской отчетности теперь новые. По ним бухгалтеру придется пересчитать задним числом все статьи баланса, на которые повлияло изменение, а также смежные. Ретроспективно пересчитать надо все балансы, на которые повлияли изменения, на дату самой первой отчетности. Представьте, что вы применяли новые правила с самого начала работы организации, и сформируйте бухгалтерские отчеты за все периоды исходя из них.

Спасибо, что прочитали наш материал. Надеемся, информация была для вас полезной.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, узнали ли вы для себя что-то новое из вышеописанного.

Есть вопросы по налогам в вашей компании? Нужна защита от ФНС, налоговая консультация, инициативный налоговый аудит, подбор, тестирование бухгалтеров или обучение по налогам и учету? Обращайтесь в личку.

Начать дискуссию