Бизнес-психология

Хороший специалист, уникальный специалист… Главное — у кого ружьё!

Я достаточно часто встречаю весьма распространенный, но очень странный, по моему мнению, взгляд, что иметь в своем штате «уникального специалиста» это хорошо! Даже — очень хорошо! Ибо он, этот уникальный специалист, делает то, что он делает гораздо больше, лучше и быстрее других, менее уникальных сотрудников.
Хороший специалист, уникальный специалист… Главное — у кого ружьё!

И факт наличия в составе их предприятия такого человека позволяет предприятию (отделу, подразделению, департаменту и т.п.) достигать прямо-таки невиданных высот производительности.

Лично я отношусь к этому крайне скептически, если не сказать — отрицательно. В моем понимании слово «уникальный», прежде всего, означает, что человек достигает своих показателей за счет некой технологии (тайных ритуалов, мистического знания, большой головы и т.д.) которой никто кроме него не владеет. Из этого я делаю вполне логичный, как мне кажется, вывод — уникальный специалист — это ужас предприятия!

Ведь это означает, что в организме предприятия существует орган, которой является очень важным, т.к. его высокие показатели встроены в процессы предприятия и именно под них заточены звенья цепочки как до, так и после этого человека. Но, при этом, этот «орган» по определению является не заменимым, ибо он «уникальный».

К тому же, в отличие от реального органа, человек может в любой момент прекратить свою деятельность на благо предприятия, не важно, по какой причине — решит уволиться или кирпич ему на голову упадет. Что станет с этим предприятием или подразделением?

Плюсом для предприятия может являться хороший специалист, т.е. — тот который делает свою работу выше средне-ожидаемого уровня или тратит на достижение результата меньше ресурсов, чем предприятие от него ждет. НО! При этом, предприятие знает, как он это делает. Хотя-бы в теории.

Конечно, наличие рецепта и умение варить борщ, все-таки разные вещи, но повар умеющий варить борщ по рецепту, хранящемуся в зашифрованном виде в его голове — несравнимо хуже.

Утверждение «Люди — наш главный капитал» красиво и приятно звучит. Кому не понравится чувствовать себя любимого «главным капиталом» своей фирмы? Но для предприятия, такая ситуация является потенциальной опасностью, крючком на котором оно находится у этого «уникального специалиста».

Я думаю, что утверждение «Наш главный капитал — люди + знания и технологии» отражает гораздо более устойчивую и безопасную позицию.

Следствием всего сказанного является то, что любому предприятию, использующему труд уникальных специалистов, стоит позаботится о том, чтобы сделать их настолько менее уникальными, насколько это вообще возможно. Просто, чтобы спокойнее смотреть в будущее.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!

Эксклюзивная управленка! Только на «Клерке»! Понимание того, сколько продукта может «переварить» рынок крайне важно для принятия управленческих решений. Например, о масштабировании бизнеса и экспансии в новый регион. Масштабироваться хотят многие, а вот возможность для дорогостоящего анализа рынка есть не у всех. Как же быть? Давайте разбираться вместе.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!
11

Комментарии

4
  • Очень противоречивые высказывания. Когда получается особенный (уникальный) результат? Не важно новая ли это модель часов, новая компьютерная программа, шикарный торт или крутая оптимизация налогообложения, придуманная главбухом и т.д.

    Когда человек это делает с душой, а значит делает в чем-то уникально. Ведь в дело душа туда вкладывается...

    Заставить ее вложить в дело не способен ни один руководитель! Но, но он может обеспечить специалисту такие условия при которых он будет это делать по своей воле, пока его устраивает мотивация руководителя. Причем "пока" момент действительно ключевой. Ничто и никогда не стоит на месте.

    Если в компании не поощряется уникальность человека и его особые достижения. То в этой фирме никогда прорывных рывков и не будет. Текучка там будет выше среднего, а талантливые люди там точно не будут задержаться.

    Ведь им всегда нужно признание, а руководитель слишком скуп и негибок, чтобы мотивировать крутых специалистов. Ему нужны просто серые солдатики, которые выполняют его приказы. В экспертном бизнесе, коим к слову, является в т.ч. и бухгалтерия, это не работает.

    Мне лично больше близок девиз : "Хотите получить особенный результат - используйте особенные методы". Но все мы разные.

    Именно уникальные люди продвигают прогресс. Так было всегда в истории, так есть и сейчас. Примеров огромное количество. Но совладать с ними точно не всем по зубам... Значит не всем по зубам пожинать и плоды крутых результатов.

    Тут уж как говорится - каждому свое!

    • Юрий Бухонин

      Что-ж, согласен с Вами :-). Каждому, действительно свое. В экспертном бизнесе, почти вся работа по определению будет уникальной и по другому не бывает.

      Я же говорил о ситуации "текучки", стандартных операций и действий. Об уникальности там, где она совершенно не нужна, где ее не должно быть в приницпе. Где процессы просто должны быть стандартизованы и регламентированы.

      Не поверите, сколько в разработке новых продуктов, написании программ и исследованиях работы, где вовсе не нужна уникальность. Квалификация нужна, аккуратность, внимательность, профессионализм, но не уникальность. Я рассматриваю прежде всего бизнес, а для него во главе угла стоит воспроизводимость и тиражируемость. При завязке на какие-либо уникальные качества специалиста - это не бизнес, это "для души".

      А есть гораздо худшие проявления - когда работа совершенно тупая и рутинная, но ее много и она разная. В результате, менеджер вместо того, чтобы ее регламентировать, делает ее в пожарном режиме и держит в своей голове миллион нюансов, договоренностей, особенностей и еще кучу всего. В результате он становится совершенно уникальным человеком, но это очень и очень плохо для дела.

  • Понимаю о чем вы и без системы  бизнес работать не будет.

    А в отдельных случаях уникальный специалист (который обычно не дешевый) нужен лишь на время, чтобы систему разработать и внедрить. Если специалист крутой, система будет работать и без него.

    Конечно для многих процессов нужны не уникальные, а прежде всего системные люди. На примере той же бухгалтерии, коль площадка бухгалтерская:

    С одной стороны бухгалтерия должна работать как часы и сотрудники в отделе, по хорошему, взаимозаменяемы и по возможности универсальными, чтобы механизм непрерывно работал. Не смотря ни на какие обстоятельства.

    Но руководитель отдела в данном случае главбух нужен человек "уникальный" потому что должность эта экспертная..

    Знаете, у аудиторов нарабатывается профессиональный навык с годами, по которому из одной только беседы с главбухом и знакомства с ним, уже становится более менее понятно какого качества по результатам проверки окажется учет в компании. Причем не важно огромное ли это предприятие или представитель МСП....🤗