В разное время Клерк пользовался разными сторонними IT решениями. Как российскими, так и зарубежными. Но в последний месяц нас стало рвать на родину. Расскажу про разные переезды с одних систем на другие. Не только в свете последнего времени, но и вообще.
Хостинг
Одно время, например, наш сайт физически располагался в Германии — так просто было дешевле, несколько лет назад, в связи с необходимостью хранить данные пользователей из России в России, мы вернулись на отечественный хостинг. Он, к слову, мало чем отличается кроме цены. Сервера всё-равно одни и те же стоят везде. Сейчас это решение кажется своевременным. Думаю, в условиях невозможности оплатить хостинг или при риске блокировки внешнего интернета, обратный переезд прошёл бы в более нервном режиме чем мы это спокойно делали несколько лет назад.
Общение и CRM
Какое-то время мы успешно пользовались корпоративным мессенджером Slack. Использовали его для общения внутри компании. Хороший удобный продукт. Но потом компания в очередной раз выросла и стало понятно, что нам нужна единая среда не только для общения, но и для ведения сделок, работы с задачами, ведения документации и т.п. Поэтому волевым решением мы съехали со Slack на классику отечественных технологий — Битрикс-24.
Суровая и не самая дружелюбная система. И чат там точно в сто раз хуже, чем Slack. Но сравнивать их только по интерфейсу нельзя. Битрикс-24 — это огромный комбайн, который полностью покрывает нужды компании. Хотя каждая конкретная деталь в нём технически и эстетически сделана на среднем уровне.
На наших масштабах использования CRM, возможность иметь комбайн и адаптировать его под наши нужды важнее чем красивости.
Хранение видео наших замечательных курсов
Мы очень много работаем с видео. Наши флагманские образовательные продукты завязаны на сторонний хостинг для хранения видео. Для этого мы всегда использовали Vimeo. Не очень дружелюбная система, за которую к тому же теперь не удобно платить.
Любопытная история: мне надо было просто узнать, сколько стоит начать проводить у них на платформе вебинары. Единственный вариант узнать цену для наших масштабов бизнеса — оставить заявку и ждать, когда позвонит из Британии человек, который на английском с индийским акцентом будет обсуждать детали. Прайс? Общение по почте? Через форму связи? Нет, только хардкор.
На этой неделе мы закончили переезд c Vimeo на российскую площадку Kinescope которая имеет удобный функционал по автоматизации переезда с Vimeo. Пользователи нашей образовательно платформы наверняка не заметили ничего особенного, а на самом деле на этой неделе сменился плеер и видео стали доставлять не из Англии, а из России.
Документы, почта, календари
Ещё мы зависим от Гугл документов. Корпоративная почта, документы, календари, встречи — всё это основано на функционале Гугла. Тариф для компаний долгое время был бесплатным, но зимой стал платным. А теперь к этому добавилась невозможность оплатить. Тут особых альтернатив нет, надо переходить на Яндекс, у которого тот же набор функционала. Из минусов – документы хуже, календарь менее удобный. Из плюсов – понятная работа с юрлицами и тот же самый что у гугла набор сервисов – то есть понятно как переезжать.
Забавный факт: во время идущей уже видео встречи в Яндекс-телемосте нельзя написать сообщение в чат под встречей без подтверждения номера телефона через СМС.
Комментарии
22Спасибо за опыт ) Думаю что Гугл. Документы полноценно не сможем заменить. Скорее всего, будем работать с частных емаилов там )
Битрикс и вправду имеет для пользователя неприятные минусы. К примеру, мне не очень нравится поиск в чате. особенно нужных файлов. Чаще отмотать вручную - проще. Когда идет созвон, не всегда удается установить хорошую связь, хотя, например, через Телеграм у меня переговоры идут без проблем и слышно лучше, а пользуюсь для звонков одним и тем же смартфоном и одним и тем же вай-фаем. Мне кажется сложновато разодраться в функионале - постановке задач, настройках (например, чтобы твои сообщения или оповещения о событиях видели только определенные сотрудники) и т.д. В чем то Битрикс напоминает 1С - изначально надо провести тщательную работу по настройке, заведению данных, изучению инструкций, а потмо можно уже работать в спокойном ритме.
Да, на это интересно посмотреть и с точки зрения создания таких систем. Пока сидишь в слаке или в гугл документах, кажется что они очень просто устроены, что дизайн на коленке студент нарисовал.
Но когда меняешь их на менее конкурентноспособные системы, становится понятно что это и был настоящий продуманный дизайн, который не бросался в глаза, а просто работал.
В Яндексе, в документах пока не довелось поработать)) Видимо пора начинать тоже привыкать, вот в послдние пару дней у меня Гугл настойчиво ругается на неполную подгрузку каких-то шрифтов. Визуально никаких проблем не наблюдаю, но назойливое сообщение напрягает