Я сразу заспойлерю! Лично мое мнение — стать бухгалтером с абсолютного нуля, не пройдя курсов или не получив нужного образования практически невозможно.
Почему практически? Потому что, если вы поставите себе цель и решите ее добиться, то сделаете это. Используете открытые источники, прочитаете основные законы, НК, разберетесь в терминологии, будете посещать бесплатные мероприятия (у нас, кстати, есть такие — вебинары для бухгалтеров. Извините, меня держат в заложник и заставляют добавлять рекламу. Шутю 😉 я сама их смотрю, когда есть время, плохого не посоветую).
Но это потребует максимум усидчивости, много времени и любви к этой замечательной профессии.
И все-таки мне хочется помочь и таким энтузиастам, и тем, кто только начал свое дело и пока вынужден сам вести все дела, включая учет. Так что поделюсь советами — с чего начать, что можно не изучать вообще.
Начните с азов
Умоляю, не пытайтесь сразу читать НК или открывать какую-нибудь декларацию в надежде по ходу разобраться. Нет. Притормозите и начните с самых простых вещей.
Моей настольной книгу и я не шучу — она была вся в пометках и закладках — была вот такая:
Существует масса руководств, справочников в духе «Бухучет для чайников», где вы сможете узнать, что такое двойная запись, что такое счета бухгалтерского учета, для чего они нужны, что такое налоговые регистры, что такое вообще налоги и какие они бывают.
На что обратить внимание:
Изучить счета учета, в идеале — выучить, даже если вы очень надеетесь на программу, учите. Пригодится.
Разберитесь, что такое первичные документы, какие у них есть обязательные реквизиты, какую роль они играют в учете.
Отдельно рассмотрите работу с кассами и расчетным счетом. Особенно советую усвоить разницу между онлайн-кассой, как оборудованием, техникой и кассой организации — принципиально разные понятия.
Теперь разложите по полочкам, с кем может организация взаимодействовать — с поставщиками, покупателями, заказчиками, налоговой, учредителями, сотрудниками и т.д. Какие расчеты между ними бывают. Откуда вы получаете доходы (и что именно считать доходом) и какие расходы существуют.
Заодно разберитесь с организационно-правовыми формами бизнеса — ООО, АО, ИП — это конечно больше про Гражданский кодекс, а не бухучет, но когда вам придется взаимодействовать с ними, вы должны понимать, какой у них правовой статус, за что они могут отвечать, за что нет, кто является уполномоченным лицом и другие подобные моменты.
Разберитесь, что такое основные средства и чем они отличаются от материалов, товаров или другого имущества. Собственно с понятием товаров и других активов тоже надо разобраться)
Есть еще НМА — нематериальные активы, всякое незавершенное строительство, незавершенное производство, финансовые вложения — вот их я бы особенно не трогала. Производство вообще бы не трогала)) Скорее всего, вы будете работать с торговлей или услугами, где все относительно проще. Будете изучать какие-то более сложные по мере необходимости.
Самое, наверное, трудное для бухгалтера с нуля — зарплата. Здесь столько нюансов, что их очень сложно будет изучить с набега. Начните с того, что такое МРОТ, что такое больничные и отпускные, командировочные, суточные, что такое средний заработок и как он считается. Как вообще посчитать зарплату. Какие системы оплаты труда существую и чем отличаются. Загляните в ТК, там есть определения многим понятиям. Также разберитесь со страховыми взносами и НДФЛ.
Когда вы перестанете путать НДС с НПД и называть НДФЛ подоходным налогом, а слова вроде «амортизации» будете произносить с пониманием — что это такое — поздравляю, вы прошли первый этап.
Разберитесь в системах налогообложения
Теперь углубимся в налоги. Для начала разберитесь с базой — какие налоги федеральные, какие местные, что такое налог, сбор, взносы.
По какой системе сейчас уплачиваются налоги — вам нужно изучить единый налоговый счет и единый налоговый платеж.
Потом перейдете к раскладыванию на косточки основных налогов. Облегчу вам жизнь — малый бизнес использует в основном всего несколько налоговых режимов: УСН (упрощенка, упрощенная система), патент (ПСН, патентная система) и еще сейчас иногда АУСН (автоматизированная упрощенка).
Налог на прибыль, НДС, НДФЛ (у ИП) — отложите для тщательного изучения на потом, иначе у вас в голове будет просто каша. Основы — да, углубленно в эти налоги не лезьте. И, да ЕСХН — единый сельхоз налог, забываю про него все время. Еще ни разу не встретила ни кого на этом режиме (простите меня фермеры).
Сюда же налог на имущество, транспортный и земельный налоги.
Что вам надо знать о налогах: кто платит, как считается (какая у него налогооблагаемая база), ставки. По системам налогообложения — кто может применять, в какой деятельности, в чем преимущества, для кого и когда выгодно.
Переходите к отчетности
Здесь вам предстоит разобраться с двумя группами отчетов:
По налогам самого юрлица или ИП.
По налогам и взносам по сотрудникам.
Основные отчеты, о которых вам надо знать:
Декларация по УСН.
Расчет по страховым взносам.
Расчет 6-НДФЛ.
ЕФС-1.
Персонифицированные сведения.
Уведомление по налогам, сборам и взносам, подлежащим уплате.
Декларация 3-НДФЛ — ее сдают ИП, которые применяют основную систему налогообложения, и обычные физлица. Она вам пригодится обязательно.
Некоторые из них не так трудно заполнить, например, сами ИП вполне успешно заполняют декларацию по УСН «доходы», стоит раз 20 им показать как это делать…
И не забудьте, что существует еще и бухгалтерская отчетность — два основных отчета — это баланс и отчет о финансовых результатах.
Труднее с отчетностью по сотрудникам. Легко запутаться. Хотя признаю, современные программы и онлайн-сервисы, и всякие онлайн-бухгалтерии творят, порой чудеса. Но даже они не всемогущи. Например, программа заполнит тебе РСВ, но при условии, что ты внес правильные данные по доходам сотрудников. Вдруг там у кого-то материальная помощь необлагаемая, а ты ее включил в облагаемую базу и начислятся лишние взносы.
В общем бездумно полагаться на программу точно не надо. Но ее нужно изучать. Познакомьтесь, кстати, с такими понятиями, как ЭДО, фискальный оператор, электронная подпись, машиночитаемая доверенность.
Если вернуться к отчетности, то тут вам надо обязательно разобраться с периодичностью сдачи отчета, сроках, куда его сдавать и надо ли (!). Например, если ИП применяет патент и УСН и у него нет работников, то он раз в год сдает декларацию и несколько раз в год сдает уведомления, другие отчеты ему не нужны.
Финальный штрих
Кроме бухгалтерского и налогового учета есть еще много нюансов. Например, налоговые требования. Некоторые директора чуть не в обморок падают, когда их присылают, а другие игнорят, а потом удивляются, что им счета заблокировали.
Также стоит изучить свои права и права налоговых инспекторов при проверках, учесть, что организация может не только нанимать штатных сотрудников, но самозанятых или подрядчиков-«физиков» и тут тоже есть моменты, которые надо учесть. С недавнего времени, например, таким подрядчикам-частникам надо оплачивать больничный.
В общем бухгалтерия это не про «нажал кнопку и оно самом посчиталось», тут думать надо ;)
Если решили вступить на нелегкую дорогу в обучении бухгалтерии — могу только порадоваться, что в нашем полку прибывает) Роботы нас не заменят никогда, да коллеги?
Любые вопросы в комментариях категорически приветствуются!
Комментарии
25ну это из серии:
- а машину я смогу водить, если не учился водить и не учил ПДД? Что там сложного? На педальку нажимай да руль крути. А правила не нужны, всё равно их никто не соблюдает.
- а самолёт смогу? Та же машина практически.
- и чтобы отремонтировать автомобиль, тоже достаточно видео посмотреть.
- а лекарства самому себе могу назначить? Всё равно врачи ничего не знают, а я уже знаю, в конце концов, инструкцию можно прочитать, что там сложного.
- и детей учить тоже несложно, я смогу даже лучше.
А бухгалтер вообще профессия вымирающая, так по телевизору сказали. А в интернете пишут - документы специальной програмкой отсканировали, на кнопочу нажали - и всё готово, ничего больше делать не надо, отчетность сразу сама составилась и в налоговую улетела, а налоги банк сам спишет.
Не соглашусь, что вопрос из "этой серии"... По моему мнению, уместнее сравнение с обучением езде на велосипеде))
Я считаю, что если начинающий предприниматель хочет научиться вести учет самостоятельно, то это похвально. И мне очень понравилось, как автор разложила "по полочкам" основные этапы обучения. Конечно, пройдя эти этапы, предприниматель вряд ли станет асом бухучета (в Вашей метафоре - стать водителем), но составлять отчетность (в моей метафоре - ездить на велосипеде) научится.
конечно, это похвально, никто не спорит, от изучения нового всегда польза. Только чтобы освоить хотя бы минимально то, что вкратце описано в статье - надо забросить бизнес и заниматься изучением бух.учета. Надо ли оно? Или каждый должен заниматься своим делом - предприниматель развивать свой бизнес, а бухгалтер считать его результаты?
Например, многие мужчины и некоторые женщины могут самостоятельно помыть свой автомобиль или поменять колёса, но большинство предпочитают обращаться к профессионалам - получится и быстрее, и качественнее.
Грустно конечно, что сейчас врачи могут такого понасоветовать...
Так что в нынешних условиях позиция ничуть не хуже других. Хотя самолечение порой убивает так же как и некачественное.
Жиза....
Тут ещё от ребенка зависит. Какой-то понимает с полуслова, а кто-то после 10-кратного повторения хрен запомнит. И вроде бы всё по полочкам раскладываешь...
Я знаю людей, которые ведут учет сами, при этом бухгалтерии не обучались специально - оно само)) Согласна, что иногда создается впечатление. что работа бухгалтера настолько автоматизирована, что там можно просто нажимать на кнопки. Например, онлайн-сервисы уверяют. что сделают фактически все за вас. Однако, если передать им полное ведение бухгалтерии, где-то там все равно будет сидеть бухгалтер-аутсорсер и все это контролировать))
Очевидно, что вы очень гордый своей профессией. Предназначение данного поста: напугать начинающего предпринимателя и заставить платить профессионалу. Может быть у вас своя бухгалтерская фирма? А в принципе любой человек, способный прочитать информацию на сайте ФНС и установить Налогоплательщик ЮЛ нулевки сдать сможет. А уж если прикупить Контур или СБИС - вообще никаких проблем. Сроки отчетности высвечиваются. В каждом отчете есть возможность поставить галочку - нулевой отчет.
И никакой двойной записи для этого знать не обязательно.
Ничего против автора не имею, но надо быть честным
Т9 меняет окончания, поэтому заранее извиняюсь.
Когда то давно мне сказали фразу: Инженер бухгалтером стать сможет, а бухгалтер вряд ли. Я была оскорблена, пыталась доказать обратное. Тогда действительно учет было вести не просто. Кто вручную, кто в excel, особо везучие в 1с 6.0. Вот там точно надо было знать план счетов, проводки и уметь формировать отчеты. А еще отчеты надо было сдать! Инспектору - лично, который частенько сам ничего в них не понимал. Тупо забивал в свою программу и при малейшем сбое или технической ошибке возникала огромная проблема.
Сравнение с автомобилями понравилось. Раньше автомобиль надо было с кривого (ручной запуск) заводить, а теперь с кнопочки, плюс гидроусилитель, плюс коробка автомат. Так вот те шофёры, и на автомат сядут и поедут, а нынешние водители, которые учились на автомате начнут считать (и путать) педали.(не все! Но многие)
Считаю, что если есть желание и голова работает, то упрощенку сделает любой, при помощи той же 1с.
Стесняюсь спросить в чем смысл бизнеса если сдавать нужно только нулевки???
Продажа ООО с долгой историей, как вариант
Я очень горжусь своей профессией, вы правы)) И цель поста как раз таки сказать - если вы хотите делать это сами, это возможно! А честность моя в том, что я не обещаю, что обучение будет легким.
Нулевки сдать может конечно, тут я не сомневаюсь, но речь то о реальной работе, когда надо заполнять отчет.
Самое главное это пройти курс бухгалтер маркетплейса. Или даже ещё более тонкую специализацию - бухгалтер Вайлдберриз
Почему так считаете? Настолько востребованное направление?