Менеджмент

Понятие «проблема». Определение и разновидности. Часть 1

Выше в статье «Чем порождается задача?» я указывал, что задача порождается проблемой. Кроме того, в разделе 3 я опишу предпосылки появления потребности в повышении ПИТ, которые формируются определёнными проблемами менеджмента. В дальнейшем в разделе 4 я продолжу анализ проблем управления в рамках поиска опять же проблемы, только уже ключевой.
Понятие «проблема». Определение и разновидности. Часть 1

Будьте всегда готовы: вам хватит проблем на всю оставшуюся жизнь

Ицхак К. Адизес

Везде употребляется слово «проблема».

Следовательно, сейчас надо прояснить вопрос: что такое проблема?

Это очень важно, так как «проблема» является одной из ключевых сущностей, участвующей в управлении потоком задач, а именно в бизнес-процессах генерирования задач. Ведь, именно проблемы всегда создают предпосылки для чего-либо. Они порождают потребности. Из которых затем появляются задачи.

Конечно же на просторах Интернета и в книгах есть те или иные определения понятия «проблема». Но для нужд управления потоком задач все они меня не устроили. И я решил осмыслить и сформулировать своё определение этой сущности.

Итак, проблема — это наблюдаемое и/или ощущаемое или осознаваемое отрицательное и нежелательное состояние или положение какого-либо объекта, которое каким-то образом сковывает, мешает, препятствует чему-либо и тем самым вызывает недовольство (дискомфорт) и порождает определённой разновидности потребность в избавлении от негатива.

Проблема — это отрицательное и нежелательное состояние или положение какого-либо объекта.

Проблема всегда объектна. То есть всегда связана с состоянием или положением какого-либо объекта. Например, проблема «автомобиль не заводится». Объект — автомобиль. Или «разрядился аккумулятор». Объект — аккумулятор.

Поэтому при диагностировании проблемы и признании её в качестве таковой, надо обязательно выяснять к какому объекту она относится.

При этом состояние — это ситуация с качественными свойствами объекта, а положение — это физическое размещение объекта в пространстве.

Проблема возникает тогда, когда мы имеем отрицательное и нежелательное или состояние, или положение какого-либо объекта.

То есть отрицательным и негативным может быть или состояние (ухудшение качественных свойств) объекта, или положение (физическое размещение в пространстве) объекта.

Проблема это наблюдаемое и/или ощущаемое или осознаваемое состояние или положение какого-либо объекта. То есть, если мы его видим, то оно наблюдаемое, если чувствуем одним или несколькими органами чувств: обонянием, слухом и/или другими, то - ощущаемое. Если и видим, и чувствуем, то и наблюдаемое, и ощущаемое.

Также проблема может быть осознаваемой умом (разумом, интеллектом) на уровне логики. То есть я осознаю, что у нас есть проблема «сложности организации», или проблема «несбытия мечт», или проблема «низкая ПИТ». И могу это доказать логически, описанием причинно-следственных связей. Что и делаю на страницах настоящего блога.

Проблема — это отрицательное и нежелательное состояние или положение, которое каким-то образом сковывает, мешает, препятствует чему-либо. Это всегда состояние или положение, имеющее негативный И нежелательный для функционирования организации характер. То есть, по нашему мнению, каким-то образом сковывающий, мешающий, препятствующий чему-либо. Например, выполнению одной или нескольких задач. Что приводит к негативным последствиям для нашей организации: убыткам, снижению прибыли, утрате каких-то необходимых свойств и т. д. И из-за этого отрицательный.

Но отрицательности характера недостаточно. Нужно, чтобы имела место ещё и нежелательность. То есть состояние или положение должно быть ещё и таким, чтобы мы его НЕ хотели. То есть прямо противоположным нашим желаниям.

Проблема — это состояние или положение, которое вызывает недовольство (дискомфорт). Учитывая, что это состояние или положение всегда отрицательное и нежелательное, то оно вызывает у нас недовольство, дискомфорт, беспокойство, страдания и т. д. То есть негативные эмоции (негатив).

Проблема — это отрицательное и нежелательное состояние или положение, которое порождает определённой разновидности потребность в избавлении от негатива. Мы НЕ хотим испытывать недовольство (дискомфорт), беспокойство, страдания. И желаем от этого избавиться. Хотим преодолеть проблему. При этом пока ещё не знаем, как это можно сделать. Но хотим. Потребность сформирована.

Потребность — это возникшее по какой-либо объективной причине, требующее удовлетворения желание преодолеть выявленную проблему, отсюда, это всегда противоположность или противопоставление проблеме, возникающая в случае, если текущее состояние или положение объекта нас не устраивает, что порождает желание его изменить на устраивающее.

То есть, если «автомобиль не заводится», и нас это не устраивает, то у нас возникает желание его завести. В этом случае у нас появляется потребность «нужда в заводке автомобиля». Таким образом мы хотим поменять состояние автомобиля с нежелательного — «не заводящийся автомобиль» на желаемое – «заводящийся автомобиль».

А если всё устраивает, то и проблемы то нет, а, соответственно, и не возникает желания её преодолевать и не появляется потребность в этом.

В зависимости от разновидности проблемы, потребность может быть также разного вида: спросом, нуждой или необходимостью.

Проблемы могут быть трёх[1] разновидностей:

  • СамоВоспроизводящейся проблемой (СВП),

  • Разовой проблемой,

  • Изъяном.

Разновидность проблемы определяется следующим:

  • Наличием множественности объектов, которых затрагивает проблема;

  • Требует ли проблема не только создания (правки) какого-то объекта, но и настройки его на необходимый режим (уровень) работы;

  • Нежелательность чего порождает проблема: состояния или положения объекта;

  • Характером нежелательного состояния, вызываемого проблемой: количественный или качественный;

  • Наличием понимания, на что воздействовать, на какой известный конкретный элемент системы, чтобы преодолеть проблему

  • Позволяет ли проблема немедленно определить, каким должно быть это воздействие на известный конкретный элемент системы, каких ресурсов оно от нас потребует и насколько трудоёмким будет;

  • Указывает ли проблема однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к преодолению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно.

Если наличествует множественность объектов; если требуется не только создание (правка) какого-то объекта, но и настройка его на необходимый режим (уровень) работы; если проблема порождает нежелательность состояния объекта; если характер нежелательного состояния, вызываемого проблемой, количественный; если нет понимания, на что воздействовать, на какой известный конкретный элемент системы[2], чтобы преодолеть проблему; если проблема НЕ позволяет немедленно определить, каким должно быть это воздействие на известный конкретный элемент системы, каких ресурсов оно от нас потребует и насколько трудоёмким будет; если проблема НЕ указывает однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к преодолению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно, то — это СамоВоспроизводящаяся проблема (СВП).

Если отсутствует множественность объектов; если требуется только создание (правка) какого-то объекта, но НЕ требуется настройка его на необходимый режим (уровень) работы; если проблема порождает нежелательность состояния или положения объекта; если характер нежелательного состояния, вызываемого проблемой, качественный; если НЕТ понимания на что воздействовать, на какой известный конкретный элемент системы, чтобы преодолеть проблему; если проблема НЕ позволяет немедленно определить, каким должно быть это воздействие на известный конкретный элемент системы, каких ресурсов оно от нас потребует и насколько трудоёмким будет; если проблема НЕ указывает однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к преодолению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно, то — это Разовая проблема.

Если отсутствует множественность объектов; если требуется только создание (правка) какого-то объекта, но НЕ требуется настройка его на необходимый режим (уровень) работы; если проблема порождает нежелательность состояния или положения объекта; если характер нежелательного состояния, вызываемого проблемой, качественный; если есть понимание на что воздействовать, на какой известный конкретный элемент системы, чтобы преодолеть проблему; если проблема позuволяет немедленно определить, каким должно быть это воздействие на известный конкретный элемент системы, каких ресурсов оно от нас потребует и насколько трудоёмким будет; если проблема указывает однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к преодолению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно, то — это ИЗЪЯН.

СВП и Разовая проблема — это симптомы, которые являются абстрактными. Их невозможно однозначно отнести к какому-либо конкретному элементу системы. Следовательно, мы не можем чётко сказать, из-за чего проблема появилась, из-за какого дефекта какого конкретного элемента системы. Какой элемент системы не работает и порождает эту проблему. Мы не можем сразу же диагностировать, что конкретно не функционирует (сломалось, отсутствует) и вызывает проблему.

Мы знаем, что с каким-то объектом (например, автомобилем) проблема (СВП или разовая) есть. Так, вообще. Есть и всё. Но не знаем, чем она вызвана. В этом её неконкретность – абстрактность.

Отсюда, СВП и Разовая проблема — это симптомы, НЕ указывающие однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к устранению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно.

Так как симптом абстрактен, то он НЕ указывает однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к её устранению. Чтобы устранить симптом, мы не понимаем на что воздействовать конкретно. Так как не разумеем к какому элементу системы симптом относится. Не ведаем, что его вызывает, провоцирует, что лечить. А поэтому не можем сформулировать и вариант воздействия — то есть задачу.

Приведу пример. Когда у нас не заводится автомобиль, мы имеем проблему «автомобиль не заводится». Эту проблему мы наблюдаем и ощущаем по звуку. Но приступить непосредственно к устранению проблемы «автомобиль не заводится» мы не можем, так как она абстракта, то есть не относится к конкретному узлу автомобиля, вышедшему из строя, не указывает на неё[3].

При этом проблема «автомобиль не заводится» для нас негативна. Вызывает у нас недовольство, так как мешает нам добраться до работы. И тем самым порождает потребность «нужду в заводке автомобиля».

Кроме того, проблема «автомобиль не заводится» не выводит нас на задачу, выполнение которой приведёт к устранению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно.

Мы не знаем, что делать, так как проблема не указывает нам, на что конкретно нужно осуществить воздействие, чтобы избавиться от проблемы. Из-за этого мы даже не можем определить, каким должно быть это воздействие, каких ресурсов оно от нас потребует и насколько трудоёмким будет.

Кстати, вариантов избавления от проблемы может быть несколько. Так что может ещё появиться дилемма, какой из них выбрать и реализовать.

СамоВоспроизводящаяся Проблема (СВП) — это проблема, которая в той или иной степени автоматически, сама по себе появится вновь (самовоспроизведётся, автогенерируется), если мы ослабим работу системы, созданной ранее для устранения этой проблемы, или она ослабнет сама из-за того, что мы не приведём эту систему в соответствие с изменившимися условиями, наружными по отношению к ней.

СВП может быть внешней по отношению к нашей организации или внутренней.

Внутренняя проблема — это когда проблема появляется внутри нашей организации – в границах нашей организации.

Внешняя проблема — это когда проблема появляется у наших контрагентов (например, у клиентов или партнёров), на решение которой мы затачиваем свою систему в границах нашей организации.

Если проблема внешняя, то её самовоспроизводимость также проявляется, когда возникает новый контрагент с аналогичной проблемой (например, новый клиент). То есть самовоспроизводимость выражается в появлении той же самой проблемы у каждого нового нашего клиента. Чем больше клиентов с одними и теми же проблемами, тем выше их самовоспроизводимость для нас — для нашей системы, настроенной на преодоление этих проблем.

Устранение самовоспроизводящейся проблемы, всегда требует не только создания (правки) какого-то объекта, но и настройки его на необходимый режим (уровень) работы.

СамоВоспроизводящаяся проблема всегда относится к недостаткам по объёмам, количеству, уровню, сроку, длительности и т. д. и характеризуется количественным СОСТОЯНИЕМ: выше/ниже какого-то уровня; больше/меньше какого-то объёма; дальше/ближе к какой-то точке отсчёта; своевременно/не своевременно, т. е. в момент или отрезок времени; соответствующий/не соответствующий норме; воспроизводимо/не воспроизводимо в пределах поля допуска и естественных границ и т. д.

СВП никогда не относится к положению какого-то объекта.

Для того, чтобы преодолеть СВП, требуется сначала всегда искать разовую проблему её породившую – одну или несколько.

Причиной СВП всегда является разовая проблема (одна или несколько). Данное означает, что между разовой проблемой и СВП, которую она порождает, должна быть прямая и непосредственная причинно-следственная связь. Действительная, а не выдуманная, придуманная, вымышленная, гипотетическая и т. д. В этом вопросе нельзя выдавать желаемое, предполагаемое за действительное.

Разовая проблема должна гарантированно вызывать СВП. Конкретная СВП должна быть прямым следствием конкретной разовой проблемы — одной или нескольких. Вызываться ими.

Разовая проблема — это проблема, которая устраняется раз и навсегда созданием или изменением какой-либо системы (или её элементов) и которая ни в какой степени автоматически, сама по себе НЕ появится (НЕ воспроизведётся) вновь, если мы ослабим работу системы, созданной ранее для устранения этой проблемы, или она ослабнет сама, из-за того, что мы не приведём эту систему в соответствие с изменившимися условиями, наружными по отношению к ней.

Разовая проблема может появиться вновь только, если эта система по какой-либо причине полностью остановится, прекратит своё существование, разрушится, ликвидируется.

Разовая проблема также может быть внешней по отношению к нашей организации или внутренней.

Разовая проблема всегда характеризуется качественным состоянием или положением системы или какого-то её элемента: есть/нет; наличествует/отсутствует; работает/не работает; создана/не создана, выполнено/не выполнено и т. д.

Разовая проблема в отличие от СВП может относиться или к состоянию, или к положению какого-то объекта.

Для того, чтобы преодолеть Разовую проблему требуется сначала всегда искать изъян её породивший – один или несколько.

В результате получается цепочка: СВП→Разовая проблема→Изъян

Продолжение следует.

Полная версия статьи доступна в моей книге «Задачи чудесные, или Козырная «ТУЗ» Мотаева!».

С уважением к Вам и Вашему делу, Мотаев Александр

Обсудить эту и другие статьи блога вы можете в нашем Telegram-канале "Управление потоком задач".

[1] Читай статью «Бог любит троицу» ниже в разделе 10. «Заключение по управлению потоком задач».

[2] Здесь под системой и её элементами я подразумеваю то, что описано ниже в статье «Понятие сущности “СИСТЕМА” через призму управления потоком задач» в разделе 6. «Система управления потоком задач (Система УПЗ)».

[3] В данном случае узел автомобиля — это узел такой технической системы, как «автомобиль».

Начать дискуссию