Что одному не под силу, то легко коллективу
Продолжаем разбирать вопрос: что такое организация через призму управления потоком задач?
Перейдём к разбору третьего слова в определении организации – «стейкхолдеры». Самого спорного и важного слова для отделения «мух от котлет».
Само описание понятия «стейкхолдер» я даю в статье «Стейкхолдеры организации».
Здесь же хочу рассказать лишь о том, что такое организация для них и об их роли по отношению к организации. И, в связи с этим, о значении слова «стейкхолдер» в определении организации.
Стейкхолдеры – это те, кому нужна организация как инструмент. В качестве такового. Повторю, для них организация – это инструмент. Они её создают, поддерживают, укрепляют, совершенствуют и, наконец, используют именно в роли инструмента. И ничего другого.
Потому что организация – это объект – орудие, использованием (применением) которого по функциональному предназначению, стейкхолдеры достигают целей (целевых результатов), необходимых именно им. Через достижение которых они удовлетворяют свои потребности и тем самым преодолевают свои же проблемы, породившие эти потребности.
Организация для стейкхолдеров – это такой же инструмент, как, например «болгарка» или «шуруповёрт» для строителя, или «автомобиль» для таксиста, или «компьютер» для пользователя. И т.д. и т.п.
Приведём общеупотребимые определения «инструмента»:
инструмент — это объект, который может расширить способность человека изменять особенности окружающей среды или помочь ему выполнить определенную задачу;
инструмент (лат. instrumentum — орудие) — предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект: его изменения или измерения для достижения цели;
инструмент (от лат. instrumentum - орудие) - в широком смысле слова - орудие для работы;
инструмент — «орудие производства», «то, с помощью чего приготовляют, делают что-либо» — технологическая оснастка, которая воздействует на предметы труда и изменяет их, предмет, орудие для производства каких-нибудь работ.
Что я этим хочу сказать?
А то, что у «организации», как инструмента (например, как у «болгарки» или у «автомобиля») нет целей. Цели – это атрибуты стейкхолдеров. Цели нужны стейкхолдерам. Они принадлежат им. Это их атрибуты. Они их неотъемлемая часть. Они их породители и носители.
У организаций есть лишь функциональное предназначение в виде задач – шаблонных дискретных задач (ШДЗ) – миссий её систем[13]. Посредством воспроизводимого выполнения которых они достигают целей, необходимых стейкхолдерам. То есть организации как инструменты имеют лишь функциональное предназначение в форме задач. Они затачиваются под него.
А потом используются для этого. Как например «бензопила», как инструмент, изначально затачивается под выполнение задачи: «отпилить кусок дерева». Её функциональное предназначение «отпиливание дерева». Она это должна делать воспроизводимо, каждый раз, когда её применяют. А применяет её стейкхолдер – например, строитель. Тогда, когда у него появляется цель «отпиленный кусок дерева - доски».
Без наличия такой цели, потребности в применении инструмента у стейкхолдера (строителя) нет. Да и самого стейкхолдера (строителя) по отношению к инструменту в этом случае тоже нет. А, следовательно, и инструмент не нужен. Ведь не нужно соединять «цель» стейкхолдера с инструментом, для выполнения им задачи, чтобы достичь цели.
Кто не согласен, покажите мне, где цель хранится, например в «болгарке» или в «компьютере»? Покажите мне такой атрибут, как «цель» у какого-либо из инструментов. Покажите мне, как и в каком объёме они оперируют целью. Сами по себе. Что они в отношении её делают. Особенно, когда лежат на полке. Без участия стейкхолдера. Без соединения с ним.
Аналогично и с организацией. У неё, самой по себе, как у инструмента, нет цели. Она есть у стейкхолдера. У организации – есть только задача. Задача, которая предопределяет её функциональное предназначение. Которую она должна выполнять, каждый раз, когда у стейкхолдера появится «цель». Кою он захочет достичь, применением организации, как инструмента. Одну и туже цель стейкхолдера можно достичь выполнением разных задач или их комбинаций.
Если у стейкхолдера пропадёт цель, то и организация не нужна, будет брошена стейкхолдером или ликвидирована. За ненадобностью. Единственное, отличие - её нельзя выключить и положить на полку или в шкаф на время.
Отсюда, вывод: необходимо отделять цель от задачи. Разграничивать организацию и стейкхолдера. Задача – главный атрибут организации, главная сущность которой она оперирует, которую переваривает, на которую воздействует, а цель – это главный атрибут стейкхолдера. Задача – в границах организации, а цель – в границах стейкхолдера.
Стейкхолдеры, владея целями (сгенерировав их) лишь транслируют цели организации. Передают их ей. Переносят от себя организации. Навязывают. Обязывают. Делегируют, прикручивая к её задачам в виде целевых результатов задач[14]. В тот час, когда применяют организацию, как инструмент. То есть в момент применения. В мгновение соединения себя с организацией, как инструментом. Инструментом, воздействующим на какой-то объект.
А до применения, при отсутствии организации, они должны породить её – сконструировать, как инструмент, выполняющий определённое функциональное предназначение – определённые шаблонные дискретные задачи (ШДЗ) – миссии её систем.
Это означает, что организация появляется лишь тогда, когда её стейкхолдерами формулируется задача, которую она должна выполнять, как инструмент, которая предопределит её функциональное предназначение и выполнением которой она достигнет целей, нужных стейкхолдеру.
Цели стейкхолдеров выступают внешними сущностями по отношению к организации. Они формируют для организации среду́ «цели». Внешнюю среду́. В этой среде появляются задачи по изменению состояния самой организации. Объектом которых является сама организация (её системы, субсистемы и отдельные узлы). Я назвал эти задачи «целевые задачи (ЦЗ)»[15] . Именно поэтому – целевые. Потому что они рождаются в среде «цели».
Именно из-за этого слово «стейкхолдер» включено мной в определение организации. Оно указывает на наличие среды «цели», без которой не существует организации. Но которая является внешней по отношению к ней и связана с наличием стейкхолдеров.
То есть стейкхолдер не является частью организации. Он лишь формирует среду «цели» для неё, в которой генерируются целевые задачи. По сути, он выступает заказчиком этих целевых задач[16] и пользователем организацией, как инструментом.
Итак, давайте завершим разбор понятия организация.
Из всего сказанного выше можно вывести, что в понятии «организация» наличествовать должны всегда следующие элементы:
три составляющих: люди, задачи, системы. Множество людей, множество задач, множество систем. Вот такое «триединство»[17] множеств получается. Занимательно, да?
две среды: среда «процессы», появляющаяся внутри систем организации – это внутренняя среда; среда «цели»: привносимая организации её стейкхолдерами – это внешняя среда. В среде «процессы» порождаются процессные задачи, а в среде «цели» – целевые задачи. Вместе они образуют поток задач, под выполнение которого затачивается организация. Он должен выполняться производительно и воспроизводимо.
Тогда это организация. Не будет одного из элементов – нет организации. Будет банда (шайка, сборище, ватага, толпа), но не организация, живущая дольше, чем члены этой банды.
В результате синтезируется следующее более полное и развёрнутое определение того, что из себя представляет организация.
Организация – это множество симбиотически связанных между собой систем: (1) порождающих внутреннюю среду́ «процессы» и выполняющих соответствующее количеству систем множество шаблонных дискретных задач – миссий систем; (2) предназначенных для достижения множества целей множества стейкхолдеров, порождающих в свою очередь внешнюю среду́ «цели»; (3) требующих для всего этого объединения и иерархизации множества людей, выполняющих множество задач (поток задач): (а) процессных задач, генерируемых системами во внутренней среде «процессы»; (б) целевых задач, генерируемых стейкхолдерами во внешней среде «цели».
Перечисленные в этом определении множества, по сути, и предопределяют сложность и разнообразие организации. Чем больше систем, задач и людей в ней, тем сложнее и запутаннее её среды: «процессы» и «цели», а, следовательно, тем сложнее организация и, соответственно, управление ей.
В дальнейшем вы увидите, что это действительно так.
Полная версия статьи доступна в моей книге «Задачи чудесные, или Козырная «ТУЗ» Мотаева!»
С уважением к Вам и Вашему делу, Мотаев Александр
Обсудить эту и другие статьи блога вы можете в нашем Telegram-канале "Управление потоком задач".
[13] О отличии «цели» от «задачи» читай статью «Чем задача отличается от цели?» в Разделе 2. «Главная сущность менеджмента – “ЗАДАЧА”».
[14] Читай статью «Что такое целевой результат задачи?» в Разделе 2. «Главная сущность менеджмента – “ЗАДАЧА”».
[15] Читай статью «Целевая задача (ЦЗ)» в Разделе 6. «Система управления потоком задач (Система УПЗ)».
[16] Читай статью «Заказчик задачи (ФИО)» в Разделе 2. «Главная сущность менеджмента – “ЗАДАЧА”»
[17] Смотри статью «Бог любит троицу» в Разделе 10. «Заключение по управлению потоком задач»
Начать дискуссию