Само определение KPI (Key Performance Indicators) означает, что речь идет о количественных и качественных показателях, которые помогают оценить степень достижения стратегических и оперативных целей компании. Показатели могут быть разными, в зависимости от цели: финансовыми – такие как прибыль и рентабельность, или нефинансовыми – как уровень удовлетворенности клиентов или эффективность работы сотрудников. Фактически это своеобразные «измерительные приборы», с помощью которых оценивают результаты деятельности организации.
Зачем внедрять систему KPI
Все больше российских компаний используют KPI, многие организации на собственном опыте пришли к тому, что успешное управление и достижение целей невозможно без четкой системы оценки результатов.
Какие задачи решает система KPI
Во-первых, система помогает четко определить задачи и цели компании.
Во-вторых, обеспечивает возможность регулярного мониторинга результатов.
В-третьих, помогает снижать риск при принятии руководителями управленческих решений и способствует достижению поставленных целей.
В-четвертых, четкие и измеримые показатели KPI повышают мотивацию сотрудников, так как они могут видеть свой вклад в общие результаты компании. Это создает здоровую конкурентную среду внутри организации.
В итоге система KPI помогает выявить неэффективные процессы и зоны для улучшения, что впоследствии приводит к снижению затрат и повышению общей производительности.
Подбирайте показатели под задачи
Эффективность системы KPI зависит от ее грамотной настройки и четкого определения ключевых показателей.
Показатели KPI будут различны для разных секторов экономики:
Финансовый сектор. Банки и финансовые учреждения применяют KPI для оценки прибыльности, качества обслуживания клиентов и управления рисками. Примеры показателей включают уровень кредитного риска, рентабельность активов (ROA) и коэффициент удовлетворенности клиентов.
Производственный сектор. Производственные компании используют KPI для мониторинга производительности, снижения затрат и повышения качества продукции. Примеры показателей: уровень производительности труда, процент брака и время простоя оборудования.
Розничная торговля. В этой сфере KPI помогают оценивать уровень продаж, управление запасами и удовлетворенность клиентов. Компании используют такие показатели, как выручка на квадратный метр, скорость оборачиваемости запасов и индекс удовлетворенности покупателей (NPS).
IT и телекоммуникации. В этих отраслях KPI помогают отслеживать эффективность процессов разработки, уровень сервиса и удовлетворенность пользователей. Основные показатели могут включать время отклика системы, процент успешных инсталляций и уровень текучести кадров.
Крупные российские компании, такие как «Сбербанк», «Газпром» и «Роснефть», активно внедряют системы KPI для управления эффективностью и достижения стратегических целей. Разрабатываются комплексные системы показателей, которые охватывают все уровни управления.
В малом и среднем бизнесе использование KPI становится популярным инструментом для оптимизации процессов и повышения конкурентоспособности. Компании начинают использовать простые и понятные показатели, такие как объем продаж, количество клиентов и уровень затрат.
С развитием технологий и увеличением доступности аналитических инструментов, использование KPI в российских компаниях будет только расти. Ожидается, что компании будут все больше ориентироваться на эти данные для принятия решений, что сделает KPI еще более важными.
Что на практике
При внедрении системы KPI в рамках реализации одного из проектов BLCONS GROUP по запросу производственной компании стало очевидно, что формирование сквозных моделей KPI между руководителями и подчиненными, а также между смежными службами приводит к сокращению сроков выполнения задач, снижению затрат (в части себестоимости) и повышению прибыльности, причем в совокупности всех сопредельных систем.
В процессе реализации проекта были выработаны системы взаимовыгодных целей для всех подразделений компании, что дало синергетический эффект – большую слаженность действий сотрудников и нормализацию отношений в коллективе. Кроме того, были выявлены «белые пятна» в передаче информации между отделом снабжения и бухгалтерией. Устранение этих пробелов позволило более оперативно и полно отражать данные в учете, сократить сроки формирования отчетности.
При разработке и внедрении систем KPI эксперты BLCONS GROUP придерживаются индивидуального подхода к каждому клиенту с учетом его пожеланий, а главное – бизнес-целей конкретной компании.
Мы планируем в ноябре посвятить теме KPI деловое мероприятие в бизнес-баре «Люблю», следите за нашими анонсами.
Начать дискуссию