Текущее положение дел
С весны 2022 года до настоящего времени инвесторы, так или иначе связанные с Россией, испытывают затруднения в реализации своих прав, вплоть до невозможности пользоваться и распоряжаться своими активами. «Токсичная» связь с Россией, в частности, может выражаться в российском гражданстве; обладании ценными бумагами российского эмитента или аффилированного с ним эмитента; присутствии в цепочке депозитарного хранения Национального расчетного депозитария (НРД) и т.п.
При этом причины блокировки активов могут быть различными. Наиболее массовая блокировка активов, затронувшая интересы как корпоративных, так и частных инвесторов, была вызвана тем, что 3 июня 2022 года Евросоюз ввел санкции против НРД. Соответственно, крупнейшие европейские депозитарии EUROCLEAR и CLEARSTREAM заблокировали (если в цепочке депозитарного хранения присутствовал НРД) движение ценных бумаг и денежных выплат. От данного решения пострадала большая часть инвесторов, сотрудничавших с российскими брокерами и управляющими компаниями, поскольку почти все они работали с НРД.
Позже появилась практическая возможность разблокировать замороженные в EUROCLEAR активы посредством получения в Минфине Бельгии соответствующего разрешения, которое называют персональной лицензией. Такая лицензия позволяет отступить от санкционных ограничений и перевести активы в другую инфраструктуру, исключающую депозитарное хранение в НРД.
12 июня 2024 года санкции против НРД ввели и США. В настоящее время для полной разблокировки активов, имеющих связь с США, в дополнение к разрешению на разморозку Минфина Бельгии или Люксембурга следует получить персональную лицензию OFAC (Управление по контролю за иностранными активами, подразделение Министерства финансов США).
Судебные способы защиты прав инвесторов
Важно помнить, что регулятор страны депозитария может выдать отказ в предоставлении персональной лицензии. Однако такой отказ может быть обжалован в ведомственном, административном порядке. Если инвестором был получен отказ в Бельгии, жалобу можно подать в Минфин или в Государственный совет Бельгии. Также отказы можно обжаловать в бельгийском суде. Очевидно, что на этом пути заявителя ожидают дополнительные финансовые издержки и временные потери.
Работа по отстаиванию интересов владельцев заблокированных активов заключается еще в одном судебном способе защиты – обращении в российские суды с иском к европейскому депозитарию, в частности, к EUROCLEAR , о взыскании убытков, вызванных блокировкой активов, неисполнением поручения заявителя на перевод активов, поступившего по цепочке нижестоящих по отношению к EUROCLEAR депозитариев.
Практику рассмотрения подобного рода дел следует признать только формирующейся, но уже сейчас мы можем отметить тенденцию на последовательное усиление в российских судах гарантии судебной защиты инвесторов. На сегодня существует ряд судебных решений, на основании которых исковые требования инвесторов к EUROCLEAR были удовлетворены. Причем сначала судами взыскивались только суммы заблокированного купонного дохода, а позже судебная практика сделала принципиальный шаг в сторону взыскания номинальной стоимости заблокированных ценных бумаг. В решении о взыскании номинальной стоимости суд указал, что права инвестора на бумаги прекращаются в случае исполнения решения, тем самым, устраняется возможность получения самих ценных бумаг при получении возмещения убытков.
Несмотря на это, практическое исполнение вынесенных российским судом решений о взыскании с EUROCLEAR убытков представляется затруднительным по совокупности правовых, санкционных и политических причин, разбор которых вынесен за рамки настоящей статьи.
Сроки исковой давности
Обсуждая вопрос разблокировки активов, нужно обратить внимание на срок, в течение которого инвесторы вправе обращаться за персональной лицензией или судебной защитой. Такой срок называется сроком исковой давности. По общим правилам, он составляет три года с момента, когда лицо узнало, что его право нарушено.
Юристы BLCONS GROUP отмечают, что многие аспекты исковой давности зачастую служат полем для полемики представителей сторон и выносятся на усмотрение суда или иного органа, рассматривающего дело.
Поэтому могут возникнуть сложности с определением даты, с которой начинается исчисление срока, подтверждением обстоятельств осведомленности лица о нарушении его прав, оснований приостановки и пресечения сроков и пр. Поскольку заморозка активов европейскими депозитариями фактически началась ранее даты введения санкций в отношении НРД (уже с марта 2022 года), нельзя исключить возникновение спора по вопросу, касающемуся своевременности обращения инвестора за защитой своих прав. Пропуск срока может служить основанием для отказа в удовлетворении заявляемых требований.
Дополнительным фактором риска отказа в удовлетворении ходатайства о выдаче персональной лицензии или искового заявления к европейским депозитариям в связи с пропуском срока исковой давности является специфика самих правоотношений и требований о разморозке активов: различные юрисдикции участников отношений и множество специальных субъектов.
В каждом конкретном случае нужна детальная оценка перспектив защиты прав инвестора, анализ обстоятельств конкретной ситуации со всеми нюансами. Вместе с тем, можно с уверенностью сказать, что уже сейчас владельцу заблокированных активов нужно получить от своего брокера или управляющей компании письменное подтверждение о включении требований инвестора в коллективное обращение в Минфин Бельгии или Люксембурга.
Коллективное обращение можно квалифицировать как действие, направленное на реализацию права конкретного инвестора на обращение за защитой нарушенных прав.
Обращение будет прерывать первоначальный срок исковой давности. Значит, новой датой начала течения срока можно признать момент получения инвестором сведений от брокера или управляющей компании о результатах рассмотрения иностранным регулятором коллективного заявления.
Зачастую инвесторы, обращаясь за юридической поддержкой, не знают, какие шаги необходимо предпринять на старте процесса разблокировки. Наши юристы разработали форму запроса, которую предлагают владельцу замороженных активов направить в адрес брокера / УК в первую очередь. В запросе отражены все существенные вопросы, требующие подтверждения (в том числе относительно коллективного обращения, которые могут в дальнейшем использоваться при подготовке ходатайства о выдаче персональной лицензии). Направление подобного единого запроса облегчает и сокращает временные затраты на взаимодействие с финансовыми организациями.
В завершении отметим, что 3 июня 2025 года будет 3 года с момента введения санкций в отношении НРД. Далеко не все владельцы заблокированных активов решились на индивидуальное обращение в Минфин Бельгии. Еще меньше тех, кто обращался к регулятору Люксембурга. Но несмотря на длительность рассмотрения заявлений о выдаче персональных лицензий и сложность последующего исполнения, отказываться от данного пути не стоит, ведь, используя все возможности вы повышаете шансы на восстановление своих прав.
Начать дискуссию