В 2017 году в России появилась новая форма трудовой деятельности — самозанятость. Няни, сиделки, переводчики, уборщики, дизайнеры и многие другие раньше получали свои доходы не по трудовому договору, а чаще по устному соглашению. Это приводило к тому, что компании получали некачественно выполненную работу, а специалисты оставались без оплаты за предоставленные услуги.
С 2019 года в российском законодательстве появился новый режим налогообложения — «Налог на профессиональный доход». На сегодняшний день количество самозанятых достигло 6.5 млн. человек и оно продолжает расти. Компании все чаще заключают договор со специалистами на выполнение разовых услуг, это намного дешевле, чем нанимать подрядную организацию.
Однако многие бухгалтеры до сих пор не уверены в том, что правильно учитывают расчеты с самозанятыми.
Ключевые аспекты при работе с самозанятыми
![](https://i.klerk.ru/_gyoJusMVr9Te6x61TfkpTfFQn1mYyM0G4pSVbnfg1k/w:1500/aHR0cHM6Ly93d3cu/a2xlcmsucnUvdWdj/L2Jsb2dQb3N0Lzcx/NTljOWU3YTI1ZTA1/MzhiZTMwNjA0N2Nl/MDE0NDBhLmpwZw.webp)
В настоящее время самозанятые активно сотрудничают как с физическими, так и с юридическими лицами. Обычно физические лица не требуют официального подтверждения сделки, в то время как юридические лица обязаны учитывать расходы и отчитываться по ним перед налоговой.
До введения налога на профессиональный доход (НПД) компании могли работать с самозанятыми гражданами либо на основе трудового договора, который требует уплаты НДФЛ и страховых взносов, либо по договору гражданско-правового характера. Теперь организации могут взаимодействовать с самозанятыми так же, как с обычными юридическими лицами. Плательщики НПД самостоятельно уплачивают налоги и взносы по своему усмотрению.
После выполнения работ самозанятые предоставляют заказчику чек, что является их обязанностью в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 422-ФЗ. Чек может быть как бумажным, так и электронным.
Важно, чтобы в нем содержались наименование услуги или товаров, а также ИНН заказчика (в соответствии с пунктами 8-10, статьи 15, Федерального закона № 422-ФЗ).
Все остальные документы, кроме чека, они могут не предоставлять, по мнению налоговой инспекции и Минфина этого достаточно для признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
При этом Акт выполненных работ запрашивать не обязательно, но налоговая служба рекомендует его составлять, поскольку он служит подтверждением даты и факта предоставления услуги. Кроме того, в акте обычно более подробно описывается характер выполненных работ.
Бухгалтеры по привычке ожидают счет-фактуру вместе с накладной или актом. Согласно статье 143 НК НДС уплачивают только компании и ИП, работающие по общей системе налогообложения. Плательщики НПД, в соответствии с законом № 422-ФЗ, полностью освобождены от учета и уплаты НДС, а также выставления счетов-фактур.
Единственным исключением является импортный НДС. Если самозанятый гражданин приобретает товары или услуги у иностранной компании, которая не имеет представительства или филиала в России, ему придется уплатить ввозной НДС. Однако самозанятый гражданин не имеет права выставлять такой НДС в своих счетах. Если вы обнаружили выделенный НДС в чеке от плательщика НПД, попросите его переоформить чек без указания НДС.
Упрощение учета чеков самозанятых в 1С
![](https://i.klerk.ru/s0WYXpKEUwwuPt5eAgg-g3vbLvStBMMC95U3Ka-x5XQ/w:1500/aHR0cHM6Ly93d3cu/a2xlcmsucnUvdWdj/L2Jsb2dQb3N0LzA4/YmY5ODFhMTdkN2E3/OTMxM2I2N2IxYWZh/MzJhNDllLmpwZw.webp)
Изначально бухгалтер создавал платежное поручение с использованием операции «Прочие списания» и отправлял его в банк. Затем необходимо было заполнить выписку и создать документ «Поступление», чтобы зарегистрировать товар или услугу, при этом номера чеков вносились вручную. При наличии нескольких самозанятых исполнителей такой подход требовал значительных усилий и времени для учета.
В новой версии 1С разработчики добавили функцию, позволяющую учесть всех самозанятых исполнителей в одном документе. Теперь в программе формируется реестр выплат самозанятым, что значительно упрощает процесс учета. Все данные автоматически учитываются в системе, что позволяет сократить затраты времени и сил.
Активация функции учета самозанятых
По умолчанию эта функция отключена, для её включения выполните следующие действия:
В главном окне программы найдите раздел «Настройки».
В нем выберите пункт «Функциональность» в левой колонке.
В правой части окна найдите строку «Выплаты самозанятым» и поставьте галочку напротив нее.
Далее для учета самозанятых необходимо добавить их в справочник «Контрагенты». В карточке контрагента в поле «Вид контрагента» можно выбрать новый пункт «Самозанятый».
В разделе «Покупки» появился новый документ «Выплаты самозанятым». Если у вас есть несколько плательщиков НПД, и все оказывают одну и ту же услугу, вы можете выбрать «Единая» в поле «Услуга» в шапке документа и указать ее наименование. Если услуги разные, выберите «В списке» и добавьте каждую услугу в табличной части документа.
В документе «Выплаты самозанятым» есть колонка для чеков самозанятых. Информация автоматически заполняется из документа «Списание с расчетного счета», который бухгалтер проводит для закрытия расчетов с ними. Однако, если информация о чеках отсутствует в списании, их нужно внести вручную. Несмотря на то, что этот процесс упрощен, некоторые компании по-прежнему используют старый способ ведения учета из-за требований акта при проверке налоговой.
Как быстро загрузить чек?
![](https://i.klerk.ru/yMXWlanm4c6Ho4NxlDfbI0zABzzqHP2t2RE9oaCl9W8/w:1500/aHR0cHM6Ly93d3cu/a2xlcmsucnUvdWdj/L2Jsb2dQb3N0LzNj/MWU4NzRkNDJhMzc2/NDZiYjQwZTAzMzUy/YzNkNTcyLmpwZWc.webp)
Для загрузки чека от самозанятого в 1С можно использовать следующие методы:
1. Для нового чека:
В документе «Списание с расчетного счета» или «Выплаты самозанятым» выберите внесение чека вручную.
Выберите файл чека и прикрепите его к документу.
2. Старый способ учета:
Запустите обработку «Загрузка чеков самозанятых».
В шапке обработки укажите сведения о компании и необходимые настройки.
В табличной части обработки укажите ссылку на чек, который будет автоматически загружен с сайта налоговой.
После нажатия кнопки «Загрузить» автоматически создастся документ «Поступление», который бухгалтеру останется только проверить и провести.
В меню «Загрузка чеков самозанятых» реализована удобная функция по автоматизации загрузки чеков, которые поступают в виде сканов на почту. В шапке обработки необходимо указать e-mail, с которого программа будет забирать сканы, выбрать период и нажать кнопку «Загрузить из почты». Алгоритм поиска самостоятельно ищет чеки по темам и текстам писем и вносит их в 1С, а затем автоматически создается приходный документ.
Как быстро вносить данные?
![](https://i.klerk.ru/VcidNkJUf7fNSRwaaa16wAsThbzN73_L7M7-W28E8-k/w:1500/aHR0cHM6Ly93d3cu/a2xlcmsucnUvdWdj/L2Jsb2dQb3N0Lzc0/NGZkZGRkZGZlMGRl/NTI4MGM0OWFhNjNk/ZmM5YTlkLmpwZw.webp)
Для того, чтобы быстро ввести данные из чека, можно воспользоваться специальными сервисами по распознаванию документов. Их довольно много, поэтому при выборе стоит руководствоваться следующими критериями:
Высокая точность распознавания — сервис должен быть достаточно точным, это поможет избежать ошибок и последующих проверок документов;
Быстрота операций — чем быстрее программа будет распознавать чеки, тем раньше вы сможете провести все документы. Например, в сервисе Энтера можно сканировать куар код с чека с помощью смартфона, и он сам загрузится в 1С;
Удобный интерфейс — сервис должен быть интуитивно понятным и простым, чтобы не пришлось в нем долго разбираться;
Поддержка чеков от самозанятых — в некоторых сервисах есть специальная функция по обработке чеков самозанятых и это еще больше автоматизирует процесс.
Использование сервиса для распознавания чеков, может значительно упростить процесс работы с чеками самозанятых и повысить эффективность бухгалтерии. Загрузка большого количества документов одновременно и возможность автоматической обработки значительно экономят время и упрощают процесс работы с чеками.
Начать дискуссию