Пора начать давать рекомендации пошаговых действий налогоплательщика в зависимости от ситуации. Прописать конкретные модели поведения.
Начать надо с правил пошагового прочтения требования налоговой, чтобы ПРАВИЛЬНО понять ИСТИННОЕ существо запроса, свой статус в этом запросе (проверяемый, контрагент проверяемого или иное лицо, располагающее информацией о проверяемом), что за форма налогового контроля проводится и главное — установить цель запроса и связана ли она непосредственно с налоговым контролем и какого конкретно субъекта (налогоплательщика) и предмета (операции, сделки).
Как правило, при истребовании документов по п.2 ст.93.1 НК вне рамок КНП при «отработке расхождений» налоговый орган подменяет субъект и предмет налогового контроля.
НК РФ п.8.1 ст.88 ограничивает полномочия налогового органа при проверке декларации с несоответствием и противоречием исключительно правом запросить документы по не сопоставленной операции, и то в случае, если такие несоответствия и противоречия привели к неуплате налогов или увеличению НДС к возмещению.
Ни одна статья НК не устанавливает законоположений о праве требовать документы по «цепочке» у последующих покупателей в аналитических целях, дабы предположительно найти и квалифицировать другого (не проверяемого) налогоплательщика как возможного выгодоприобретателя.
Фактически, в результате таких требований происходит ПОДМЕНА контролируемого налогоплательщика и предмета контроля, тем самым нарушается и принцип территориальности налоговых правоотношений.
Ни один налоговый орган не праве требовать документы у налогоплательщика другой территории, пусть даже и с применением правила п.3 ст.93.1 НК, если целью такого запроса не является контроль проверяемого налогоплательщика, состоящего на учете на подконтрольной налоговому органу территории.
Ольга Виноградова
Комментарии
2И что делать?
И как быть ?