Дробление бизнеса

Дробление и структурирование бизнеса

И снова Дмитрий Желнин, управляющий партнер «Митсан консалтинг» и специалист по оптимизации налогов юрлиц, сэкономивший российскому бизнесу более 1 млрд. руб., представляет интервью на суперактуальную тему: как предпринимателям грамотно структурировать бизнес, минимизировать риски налоговых претензий и использовать право амнистии дробления бизнеса.

На вопросы отвечает Алексей Мошкин, эксперт по налоговой оптимизации и структурированию бизнеса, дипломированный налоговый консультант, председатель Комитета по защите бизнеса ТПП, член Общественного совета УФНС и ОПОРА РОССИИ.

А еще в преддверии праздников читателей ждет особенный подарок: чек-лист Алексея Мошкина «Дробление бизнеса», где не только перечислены признаки дробления, но и способы адаптации бизнеса к новым требованиям. Все для того, чтобы превратить рисковые элементы в полностью легальный и структурированный бизнес. Подписывайтесь на его телеграм-канал, оставляйте комментарий с кодовым словом «Желнин» под любым постом и получайте доступ к эксклюзивным материалам.

А теперь переходим к нашей сегодняшней теме...

А.М.: Тема дробления бизнеса всегда была востребована. Многие предприниматели делят свой бизнес на формально самостоятельные ООО или ИП для того чтобы пользоваться льготами и мощно экономить на налогах.  Интерес к дроблению резко возрос из-за налоговой реформы и повышения налогов в 2025 году . Раньше средний бизнес дробился в малый, сейчас малый будет делиться в микробизнес. Такие схемы по уходу от уплаты налогов встречается и в сфере недвижимости. Например свежее интересное дело из Новосибирской области № А45-17834/2022. Там предприниматель систематически приобретал коммерческие объекты недвижимости и под каждый новый объект создавал отдельное юридическое лицо на упрощенной системе налогообложения. Всего таких компаний оказалось десять. Каждая ООО по отдельности соответствовала требованиям закона по предельным лимитам выручки и стоимости основных средств. Но налоговые органы консолидировали всю деятельность, оценили весь бизнес как единый и лишили прав на применение упрощенки. Итог – доначисление налогов, пени и штрафа на 36 млн.руб. Таких печальных кейсов становится все больше. Налоговики создали целый конвейер по «сборке» доказательств схем ухода от уплаты налогов за счет фиктивного дробления бизнеса.  Действуют они по стандартному алгоритму,  шаблону. Их действия стали прогнозируемы.

Д.Ж.: дробление бизнеса кажется чем-то, присущим крупным налогоплательщикам с оборотами в сотни миллионов или миллиарды. Малому и среднему бизнесу это, казалось бы, не так актуально — у них ведь нет таких огромных налоговых обязательств, чтобы использовать подобные схемы. Или я ошибаюсь?

А.М.: Это распространённое заблуждение. На практике дробление бизнеса часто встречается и у малых предпринимателей – везде где есть налоговые льготы, например, к патентной системе. Вот пример из личной практики: очень активная дама развивала бизнес – у нее была сеть небольших магазинчиков в формате «у дома». Выручка за год быстро достигла 60 млн. рублей, это предельная величина для применения патента на розничную торговлю. Чтобы сохранить эти шикарные налоговые льготы (выгоднее их ничего нет), она оформила ИП на своего мужа и все следующие точки продаж регистрировала уже на него. Формально это самостоятельное ИП, но фактически это единый бизнес под централизованным управлением жены: та же торговая марка, такой же товар, единое оформление точек, одинаковые цены, поставщики, кассы, эквайринг, одежда сотрудников, IP-адреса и весь остальной классический набор признаков дробления. Ее муж при этом оставался водителем, обслуживающим её магазины. Налоговые органы вполне логично усмотрели в этом искусственное дробление бизнеса и попытались доначислить налоги.

Д.Ж.: Есть ли у тебя чек-лист с основными признаками дробления бизнеса? Назови пару-тройку сигналов, по которым сразу понятно, что налоговая точно заинтересуется. Или всё настолько индивидуально, что общих критериев не бывает?

А.М.: Если вы хотите проверить, стоит ли вам беспокоиться, обратите внимание на следующие ключевые признаки, которые используются налоговыми органами для доказательства дробления:

  • Взаимозависимость участников. Один из основных признаков дробления бизнеса — взаимозависимость между участниками группы. Например если владельцы нескольких компаний связаны родственными отношениями, это вызывает подозрение налоговых органов. Часто такие структуры создаются в рамках семейного бизнеса: одна компания оформлена на супруга, другая — на детей или родителей (кому можно доверять). Формальная независимость участников на деле может скрывать единое управление и общую цель — оптимизацию налогов.

  • Общие ресурсы. Использование одинаковых ресурсов разными компаниями — ещё один ключевой фактор. Например, компании находятся в одном офисе, используют общие склады, магазины или производственные помещения. Наемный персонал "мигрирует" между участниками группы, а в некоторых случаях вообще является единым для всех формально независимых компаний.Сотрудники не понимают разницы между ИП и ООО, после перемещений внутри группы для них ничего не меняется – функционал, зарплата и начальник один и тот же. Один и тот же сайт, программы, оборудование, мебель, транспорт.

  • Централизация бизнес-процессов. Даже при формальном разделении бизнеса его реальная структура и бизнес-процессы могут указывать на единое руководство. Это проявляется через централизованные закупки, продажи, бухгалтерию или кадровые функции. Очень часто персонал нанимает один и тот же специалист – для всех ООО и ИП, которые входят в группу. С одного аккаунта на Авито размещаются одинаковые вакансии как будто самостоятельных ИП, принимаются звонки кандидатов по единому номеру, проводятся собеседование. И только на финальной стадии будущий сотрудник узнает в каком ИП или ООО он будет работать. Централизация процессов очень удобна собственникам бизнеса для управления и контроля. Но и проверяющим будет очень удобно доказывать наличие единого центра управления полетами вашим бизнесом и оспорить это будет очень сложно.

  • Финансовые и отчетные совпадения. Единый IP-адрес для сдачи налоговой отчетности, вход в интернет-банк всех компаний с одного устройства или телефона — всё это явные признаки единого центра управления. Когда финансовый поток компании контролируется одним лицом, а операции совершаются с одного места, налоговым органам легко доказать существование централизованного контроля и формального дробления.

  • Экономическая необоснованность структуры. Главный вопрос налоговиков — зачем создавались ваши формально независимые компании? Если участники группы не имеют деловой цели, экономического обоснования кроме снижения налоговой нагрузки, это становится серьёзным основанием для претензий. Яркий пример — когда штампуются "клоны" компании при достижении лимитов для применения льгот. Это говорит о том, что вами двигали исключительно налоговые мотивы, а не бизнес-цели.

Каждый из этих критериев не обязательно сам по себе становится основанием для обвинения в дроблении бизнеса. Однако их совокупность создаёт у налоговых органов убедительную картину искусственного разделения для оптимизации налогов. Если вы обнаружили у себя такие признаки, лучше заранее проконсультироваться с юристами или налоговыми консультантами, чтобы минимизировать риски.

Д.Ж.: Ты упомянул, что налоговики отслеживают IP-адреса, физические адреса, родственные связи. Звучит впечатляюще. Неужели у них действительно есть доступ ко всему этому объему информации о налогоплательщиках, или эти данные появляются только в рамках расследования конкретного дела?

А.М.: Источников информации у налоговых органов действительно много, и за последние годы они сильно продвинулись в обработке данных. Сегодня налоговая инспекция эволюционировала в крупнейшую IT-компанию, которая эффективно анализирует огромные массивы цифровой информации. Они не действуют хаотично, а используют автоматизированные системы для выявления потенциальных нарушений. Эти системы, основанные на алгоритмах, помогают например выстраивать «дерево взаимосвязей» участников бизнеса, вычислять хулиганов, передавать на «ручную» проверку инспекторам не случайных кандидатов всех подряд, а только тех у кого действительно есть признаки проблемности. Это в разы повышает эффективность налогового контроля.

При проверке дробления бизнеса анализируется не только текущее состояние компании, но и вся её история. Это включает в себя данные о первоначальных учредителях, трансформациях структуры, участии в других компаниях. Налогоплательщики часто оставляют цифровые следы, их невозможно удалить или скрыть, и именно на их основе налоговая часто строит свои претензии.

Налоговая располагает доступом к базам данных, огромным массивам информации – при желании могут отслеживать родственные связи, движение сотрудников между компаниями, посмотреть кто еще сдает отчетность с этого IP-адреса, проанализировать движение денег по вашей личной карте и много чего еще интересного.

Налоговики борются с дроблением  и делают это достаточно эффективно. А многие налогоплательщики беспечны, расслаблены и не понимают степень угрозы. В ближайшие годы планируется внедрение новых инструментов, которые будут специально заточены на выявление таких схем. Для налоговиков это очень привлекательное направление: средняя сумма доначислений по таким делам значительна, легко собрать доказательную базу, бенефициары бизнеса обычно платежеспособны, им есть что терять, перспективы уголовной ответственности обеспечивает высокий уровень собираемости доначислений.

Если в прошлом в вашей бизнес-структуре были риски, связанные с дроблением, сейчас самое время провести анализ и перестроить процессы. Это особенно актуально в условиях текущей налоговой реформы и амнистии, которые позволяют сделать работу над ошибками, перестроиться, изменить бизнес-модель и защититься от будущих претензий. Используйте амнистию за дробление бизнеса – это реальная возможность устранить проблемы в ретро-периодах и подготовиться к будущим претензиям. Получить защиту от доначислений пока еще возможно, но времени осталось немного.

Д.Ж.: Если налогоплательщик, скажем так, экспериментирует с налогами, и к нему ещё не пришли, это значит, что он вне зоны внимания налоговой или про него уже все знают, просто пока он для них не настолько интересен?

А.М.: Если налогоплательщик не замечает повышенного внимания к своей персоне, это совсем не значит, что он вне поля зрения проверяющих. Возможно, он просто в очереди на проверку. Лист ожидания достаточно большой, а ресурсов налоговиков на всех не хватает. Обрабатывают постепенно, иногда нужно просто подождать и к вам все равно придут. Ну и не нужно забывать, что у налоговиков сейчас огромные ресурсы для сбора и анализа информации без участия самого налогоплательщика. Степень цифровизации – очень высокая. Половину всей доказательной базы налоговики получат даже не обращаясь к вам.

Ключевой источник информации для проверяющих — автоматизированные данные, но мощным аргументом становятся и показания сотрудников, особенно бывших. Например, персонал — грузчики, продавцы — на допросах рассказывают подробности о своей работе в компании – вообще все что знают, часто даже не из злого умысла, а просто не осознавая последствий своих слов. Без сопровождения юристов не всегда их слова корректно фиксируются инспекторами в протоколах допросах. Сложность в том, что такие допросы бывших сотрудников налогоплательщик не контролирует, а опровергнуть показания очень сложно. Это слабое место в защите по делам дробления бизнеса. Чтобы избежать подобных рисков, важно выстраивать прозрачную и обоснованную структуру компании заранее.

Д.Ж.: Как работает амнистия по дроблению бизнеса?

А.М.: Сама идея амнистии — действительно сильный инструмент. Суть в том, что если вы добровольно измените бизнес-модель, устраните или обоснуете признаки дробления и начнете платить налоги корректно, то государство готово простить доначисления за 2022–2024 годы. Это уникальная возможность обезопасить себя от будущих претензий налоговиков, но ключевой момент — успеть «переобуться» до формальной проверки.

Государство не способно проверить всех одновременно, и амнистия стимулирует бизнес добровольно переходить на прозрачную модель без вмешательства налоговых органов. Взамен государство обещает защиту от санкций и претензий.

Сейчас важно провести грамотное структурирование бизнеса: обосновать, почему в группе несколько ИП или ООО, показать наличие деловой цели, а не налоговой мотивации. Это формирует защиту и уменьшает риски. Лучше завершить изменения до 1 января 2025 года, чтобы в случае проверки вы могли доказать, что осознали риски и добровольно привели бизнес в порядок. Действовать нужно очень грамотно и аккуратно, чтобы не создать себе новых проблем.

Д.Ж.: Значит ли, что применяя механизм амнистии, за период 2022–2024 годов нужно заплатить налоги самостоятельно, или прощается всё — и схема, и неуплата налогов?

А.М.: Ключевое — успеть перестроить бизнес до 1 января 2025 года, чтобы воспользоваться амнистией. Налоги за этот период доплачивать не нужно. Даже если налоговая проведёт выездную проверку и подтвердит схему ухода от налогов, то решение о доначислениях не вступит в силу сразу. После применения амнистии у бизнеса будет двухлетний период наблюдения. Если компания продолжит вести прозрачную деятельность, прошлые нарушения останутся без последствий. Но если будут выявлены что вы не исправились, решение о доначислении вступает в силу и  начинается процедура взыскания.

Механизм амнистии — это признание государством проблемы большой  разницу между упрощённым и общим режимами налогообложения, которая вынуждала предпринимателей дробить бизнес. Сейчас амнистия это  уникальный шанс перестроить структуру и начать работать легально.

Д.Ж.: Ты не считаешь, что тенденция налоговой реформы, несмотря на механизмы амнистии, указывает на постепенный отказ от льготных режимов налогообложения и поголовный возврат к общей системе? Или это излишние опасения?

А.М.: Тренд очевиден: налоги повышаются, а налоговый контроль становится всё более эффективным. Уже введён НДС для упрощёнки с выручкой выше 60 млн. рублей, а с 2025 года такие предприниматели потеряют право на патент. Это сигнал, что государство ужесточает политику и ограничивает налоговые льготы. Эти изменения связаны с необходимостью компенсировать выпадающие бюджетные доходы. С момента начала спецоперации повышение налогов было лишь вопросом времени, и через два с половиной года мы видим закономерный рост фискальной нагрузки.

Малый бизнес, который раньше находился вне активного внимания, теперь также становится объектом новых мер. Вводится прослеживаемость операций, обязательная подача данных через счета-фактуры и декларации. Это делает контроль налоговиков более точным и эффективным.

Эмоции здесь не помогут — необходимо адаптироваться. Чем быстрее бизнес перестроится, тем легче будет справляться с новыми требованиями. Игнорирование изменений может обернуться серьёзными санкциями и дополнительными издержками.

Д.Ж.: Недавно я подумал о создании инструкции, как разделять объекты недвижимости — здания или земельные участки — на части стоимостью менее 300 млн рублей, чтобы избежать повышенных ставок налога. Когда я начал разрабатывать этот гайд, у меня возник вопрос: не расценит ли налоговая такие действия как попытку ухода от налогов, как новый способ дробления бизнеса? Ты читал проект гайда. Что скажешь как специалист? Можно ли применять такие инструкции на практике, или это рискованный документ?

А.М.: Идея разделения недвижимости вполне рабочая, но ключевое — чтобы действия имели экономическую обоснованность, а не только налоговую мотивацию. Если цель разделения — исключительно сократить налоговую нагрузку, оставаясь единственным собственником и управляя объектами централизованно, это может вызвать претензии налоговиков. Пропишите деловую цель заранее: например, подготовка к продаже, привлечение инвестора или создание специализированных объектов. Такие обоснования придадут вашим действиям легитимность.

Налоговых споров в сфере разделения обьектов недвижимости сейчас не много, но ситуация может поменяться. Это вечное противостояние: государство стремится повысить поступления в бюджет, а налогоплательщики ищут способы снизить налоги.

Д.Ж.: Ну что ж, будем следить за развитием практики. Новая налоговая реформа — это, конечно, шок-контент для налогоплательщиков, но одновременно она становится сложным вызовом и для правоприменителей. Как обычно, законодатель придумывает нормы, а правоприменители начинают применять их в реальной жизни. Проблема в том, что до принятия закона диалог между этими сторонами либо отсутствует, либо проходит поверхностно. Полноценная картина того, как закон будет работать, формируется уже на уровне судебной практики. И тут ситуацию усугубляет перегруженность судебной системы, сложность достучаться до судей, которые могли бы помочь расставить точки над «и». Это делает процесс выработки практики медленным и сложным, оставляя налогоплательщиков в состоянии неопределённости.

А.М.: Совершенно верно, и именно поэтому налогоплательщикам важно не ждать судебных разъяснений, а уже сейчас проактивно адаптироваться к новым условиям, минимизируя риски.

Начать дискуссию