Продажа товаров на маркетплейсах. Нужно ли регистрировать товарный знак?

Торговля в онлайн-среде стала популярным способом реализации товаров. По данным исследования, представленного в 2022 году командой исследователей Mediascope, более 70% россиян хотя бы раз в месяц совершают шопинг с помощью маркетплейсов и других платформ в Интернете.  Большинство новых предпринимателей отказываются от офлайн-точек продаж, потому что это дополнительные расходы. Маркетплейсы позволяют легко выйти на рынок. Появилась потребность в регулировании правоотношений в этой сфере. 

Регистрация товарного знака – один из пунктов, над которым стоит поразмышлять, прежде чем выходить на маркетплейсы. Нужно ли вносить товарный знак в реестр Роспатента при работе с Wildberries, Ozon и Lamoda, расскажем в этой статье. 

Как выйти на маркетплейс?

Маркетплейс – это торговая интернет-площадка. Количество товаров там исчисляется миллионами. С помощью маркетплейса покупатель может найти нужную продукцию по максимально выгодной цене, а продавец может расширить географию продаж. Новички бизнеса ценят эти площадки за удобство выхода на рынок при минимальных затратах. Чтобы продавать на маркетплейсе, нужно выполнить всего три шага:

  1. Подписать договор.
  2. Заполнить онлайн-магазин товарами.
  3. Начать продавать.

Простота и легкость обманчива. Сотрудничество с маркетплейсом может перерасти в судебное разбирательство. В Роспатенте зарегистрировано около 800 000 товарных знаков. Шанс, что ваше обозначение неуникально, высок. Поэтому мы все чаще делаем доработки товарных знаков. 

У каждого маркетплейса есть свои правила, которыми нужно руководствоваться при сотрудничестве. Некоторые не подписывают договор с продавцами:

  • не имеющими свидетельства на товарный знак;
  • не подавшими заявку на регистрацию;
  • не заключившими лицензионный договор с правообладателями.

Другие – перекладывают всю ответственность на поставщика. 

Если вы внимательно читаете документы, которые подписываете, то в договоре с маркетплейсом можете обнаружить интересный пункт, который гласит: 

«Продавец заверяет, что его товары не нарушают права других владельцев товарных знаков». 

При этом устанавливается, что в случае нарушения со стороны продавца его обяжут выплатить компенсацию убытков маркетплейсу до 5 миллионов рублей + судебные издержки. 

Максимальную сумму компенсации назначают редко. В среднем размер достигает – 500 тысяч-1 миллиона рублей. Учитывается степень и срок нарушения, причиненный вред правообладателю и другие факторы. Если вред оценивается больше, чем в 5 миллионов рублей, расчет компенсации будет проходить по двойной стоимости контрафакта. 

В некоторых судебных решениях суд подчеркивает, что продавец обязан проверять обозначение перед началом продаж на маркетплейсе. 

Рассмотрим, как выйти на самые популярные маркетплейсы в России.

Wildberries

Вайлдберриз не предъявляет особых требований к продавцам. Вы можете свободно зарегистрироваться и получить личный кабинет, отправив заявку. От вас не потребуют свидетельства о регистрации товарного знака. Приложить его можно позже.

Однако не все так однозначно, в договоре-оферте есть условия, которые касаются товарных знаков. Вайлдберриз устанавливает, что продавец обязан возместить убытки компании, связанные с предъявлением претензий правообладателями товарных знаков к маркетплейсу, в течение 7 рабочих дней с даты получения требований от маркетплейса. 

Вся ответственность на продавце. Он будет оплачивать судебные издержки, штрафы и компенсации, которые могут достигнуть огромных размеров. Например, в 2018 году был крупный спор о нелегальном использовании товарного знака Sweet Me, в котором «СТС Медиа» выступила в качестве истца, предъявив иск компании, реализующей женскую одежду. Ответчику пришлось выплатить рекордную компенсацию – 40 миллионов рублей. 

Если товарные знаки двух продавцов схожи, то Вайлдберриз запросит у каждого уведомление о принятии заявки Роспатентом или свидетельство о регистрации. Тот, чья заявка была подана раньше, будет иметь приоритет. Однако на практике этого не всегда достаточно для разрешения спора. При поступлении жалобы правообладателя, карточки товара потенциального нарушителя будут заблокированы без предупреждения. 

В 2022 году на Wildberries большинство продавцов уже имеют свои товарные знаки, потому что последствия реализации товаров без свидетельства значительны. 

Основная цель маркетплейса – защита потребителей от контрафакта. Ведь от этого зависит репутация. 

OZON

На Озоне тоже можно зарегистрировать личный кабинет продавца без свидетельства о регистрации товарного знака. Но здесь очень внимательно следят за соблюдением авторских и исключительных прав, поэтому практически сразу после регистрации могут потребовать доказательства правомерного использования обозначения. Если в течение 3-х дней вы не представите документы, магазин заблокируют. 

Если у вас уже есть товарный знак, лучше добавьте свидетельство о регистрации сразу, чтобы исключить риск удаления товаров и блокировки аккаунта. Ozon предупреждает, что при получении претензии от бренда или официального дистрибьютора товары незамедлительно будут заблокированы. 

По условиям договора с маркетплейсом продавец должен выступить в суде на стороне Озона, компенсировать убытки и выплатить штрафы.

Lamoda

Ламода строже подходит к сотрудничеству с продавцами. На платформу запускают только тех, кто уже имеет товарный знак, либо заключил договор на использование с правообладателем.

Без соблюдения этих правил невозможно создать свой магазин на маркетплейсе. Строгость продиктована судебными спорами, через которые пришлось пройти компании. Ламода предъявляет и другие требования, которые невыполнимы для небольших производств и брендов. Поэтому ассортимент на маркетплейсе представлен в основном проверенными и известными торговыми марками.

Каждый маркетплейс хотя бы раз участвовал в спорах между продавцами и правообладателями. Владельцы магазинов иногда бывают абсолютно уверены, что их товарные знаки уникальны, но достаточно того, что они схожи с уже зарегистрированным обозначением, чтобы продавцу предъявили претензию. Маркетплейсы не будут проверять каждый товарный знак, поэтому они либо ставят запрет на торговлю без зарегистрированного обозначения, либо указывают в договоре условия, по которым вся ответственность переходит на продавца.

Продажа товаров собственного производства

Казалось бы, вы продаете товары собственного производства, какие могут быть проблемы. Но даже в этом случае можно стать стороной судебного разбирательства, получить штраф или требование о выплате компенсации, если ваш знак вдруг окажется схожим или тождественным с другим обозначением. 

Как зарегистрировать товарный знак?

Товарный знак — это слово или логотип, зарегистрированные в Роспатенте. Он помогает узнать компанию или товар среди прочих. Наличие свидетельства на товарный знак – это гарантия безопасности бренда, страховка от его потери, случайного нарушения прав других владельцев. Регистрация позволяет защитить домен, упаковку, сообщество в социальной сети. Если ваш товарный знак кто-то начнет использовать, вы сможете доказать свое преимущество и наказать нарушителя. Также торговое обозначение можно отдавать в использование по франшизе и получать дополнительный доход. 

Регистрация товарного знака – это не столько про привлечение к ответственности нарушителей, сколько про безопасность бренда и гарантию правомерности собственных действий. 

Для начала нужно понять, как внести обозначение в реестр Роспатента. 

Итак, процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Проверка на оригинальность.
  2. Подача заявки и документов в Роспатент.
  3. Оплата госпошлины.
  4. Формальная экспертиза.
  5. Экспертиза по существу.
  6. Оплата пошлины за регистрацию и выдачу свидетельства.
  7. Получение свидетельства владельца. 

При разработке обозначения стоит учесть два момента: 

  1. Товарный знак должен быть уникальным – значит, в реестре нет схожих или тождественных обозначений. 
  2. Товарный знак должен соответствовать требованиям закона.

При самостоятельной подаче заявки можно легко получить отказ. Если обратиться в патентное бюро, то риск снижается, так как специалисты предварительно проверят обозначение и доработают его при необходимости.

Уже с момента подачи заявки вы будете иметь приоритет, значит, сможете осуществлять торговлю на законных основаниях. Право на товарный знак сохраняется до 10 лет, потом вы можете продлевать его неограниченное количество раз. 

Перепродажа товара других производителей

При перепродаже товаров на маркетплейсах поставщики задумываются, нужно ли брать у правообладателя разрешение на реализацию продукции с его товарным знаком. И это правильный ход мыслей. Бизнесу стоит позаботиться о безопасности таких манипуляций. Иначе неожиданно можно обнаружить, что карточки товаров попали в блок из-за обращения к маркетплейсу правообладателя. 

Владелец товарного знака в этом случае будет в выигрышном положении, потому что продавец нарушил его права, значит, должен выплатить ему компенсацию:

  • от 10 000 до 5 000 000 рублей;
  • в двойном размере стоимости права использования (от 10 000 рублей до нескольких миллионов);
  • в двойном размере стоимости контрафакта.

Маркетплейс не будет активно участвовать в споре, особенно если в договоре с него снята вся ответственность. Помимо этого, он может потребовать компенсацию убытков, которые понес из-за незаконных действий продавца. Окончится спор может как административной, так и уголовной ответственностью в отношении продавца. 

Если вы приобрели для перепродажи продукцию у производителя, то вам не нужно получать согласия на реализацию через маркетплейсы. В этом случае компания, владеющая товарным знаком, автоматически соглашается с вашими дальнейшими действиями. Договор поставки – достаточное основание для легальной реализации продукции с чужим товарным знаком. 

Ситуация не усложняется, если товары покупаются не у производителя-владельца товарных знаков. К примеру, вы можете приобрести товар, когда он уже прошел через 2-3 продавцов от производителя. В данном случае, чтобы доказать свое право, нужно предоставить подтверждение, что товар легально введен в оборот на территории России, то есть в начале цепочки продаж был производитель. Хотя сейчас в условиях параллельного импорта данные правила смягчены в отношении товаров иностранных брендов. 

Для обеспечения безопасности бренда лучше иметь:

  • договор купли-продажи;
  • лицензионный договор;
  • дистрибьюторский договор;
  • письмо от правообладателя с согласием.

Выход на маркетплейс будет удачным, если вы заранее зарегистрируете свой товарный знак или получите официальное подтверждение согласия правообладателя на реализацию его продукции или использование его товарного знака.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!

Эксклюзивная управленка! Только на «Клерке»! Понимание того, сколько продукта может «переварить» рынок крайне важно для принятия управленческих решений. Например, о масштабировании бизнеса и экспансии в новый регион. Масштабироваться хотят многие, а вот возможность для дорогостоящего анализа рынка есть не у всех. Как же быть? Давайте разбираться вместе.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!
11

Начать дискуссию