Поскольку срок внесения инвестиций превышал 6 месяцев, мы отказались от внесения инвестиций через внесение инвестором вклада в уставный капитал ООО (такой способ в данном случае не подходит из-за законодательных ограничений по сроку внесения инвестиций) и выбрали такой способ структурирования инвестиционной сделки, как купля-продажа казначейской доли.
Мы сформировали в ООО казначейскую долю и оформили договор купли-продажи казначейской доли, продавцом доли в котором выступило само ООО в лице генерального директора, а покупателем выступил инвестор. Доля была продана в рассрочку на 2 года, в рамках которой инвестор обязался вносить инвестиции равными частями через каждые два календарных месяца (отчётный период) не позднее 5 числа месяца, следующего после отчётного периода.
Устав ООО мы не трогали, он устроил инвестора в текущей версии (что, кстати, бывает довольно редко).
Но, конечно, вместе с договором купли-продажи казначейской доли оформили корпоративный договор, который более подробно определял взаимные права, обязанности и запреты (ограничения) партнёров уже в более широком составе из 3 человек.
Так, например, корпоративным договором было установлено, что ни один из участников компании в течение 4 лет с момента заключения корпоративного договора не мог продавать свою долю в компании третьим лицам без письменного разрешения других участников бизнеса.
Корпоративный договор с помощью заявления по форме Р13014 был предоставлен в ФНС для отражения сведений о нём в ЕГРЮЛ.
Опцион как инструмент защиты собственников бизнеса от нарушения инвестором своих обязательств по перечислению инвестиций
Поскольку собственникам бизнеса было очень важно соблюдение инвестором графика перечисления инвестиций (в случае просрочки в бизнесе мог возникнуть кассовый разрыв и остановиться некоторые бизнес-процессы), то инвестору было предложено оформить также опцион на возврат его доли одному из собственников бизнеса в случае возникновения просрочки по перечислению любого транша инвестиций.
Инвестор после недолгих раздумий согласился с оформлением опциона на указанных условиях. Опцион был оформлен и удостоверен нотариусом.
В опционе было прописано, что инвестиции подлежат перечислению на конкретный расчётный счёт компании. В качестве доказательства наличия просрочки перечисления инвестиций была определена банковская выписка по указанному расчётному счёту, заверенная подписью банковского сотрудника с оттиском печати банка.
В опционе также было указано, что в случае возникновения просрочки по перечислению инвестором инвестиционных денежных средств, один из собственников бизнеса (держатель опциона) мог сформировать банковскую выписку с соблюдением требований к её оформлению и представить её нотариусу вместе с опционом в качестве доказательства нарушения инвестором графика платежей.
Инвестору давалось 3 рабочих дня для представления нотариусу контр-доказательств.
В случае подтверждения факта просрочки, допущенной инвестором, нотариус по заявлению (акцепту) держателя опциона реализовывал опцион и проводил передачу доли инвестора в пользу держателя опциона. В качестве встречного предоставления за получение доли в бизнесе держатель опциона уплачивал инвестору символическую сумму простым переводом на банковскую карту (дарение в данном случае использовать не рекомендуется в связи с налоговыми последствиями такой сделки).
Спустя некоторое время инвестор действительно прекратил перечислять инвестиции, чем создал значительный риск нарушения бизнес-процессов в компании.
Один из собственников бизнеса в течение нескольких дней с момента возникновения просрочки сформировал банковскую выписку по расчётному счёту компании в качестве доказательства нарушения инвестором графика платежей и с помощью опциона через нотариуса забрал долю инвестора в бизнесе.
Таким образом инвестор в качестве «наказания» за нарушение своих обязательств (обещаний) лишился доли в бизнесе и безвозвратно потерял ранее перечисленные компании суммы инвестиций.
P.S. Инвестор подписал опцион заблаговременно совместно с основной инвестиционной сделкой и осознавал строгость последствий нарушения своих обязательств. Просрочка перечисления инвестиций была недопустима, а инвестор был уверен в своих возможностях - в данной ситуации использование опциона было более чем оправдано.
Оформление опциона возможно и на более поздних стадиях (в случае согласия инвестора и иных сторон), однако рекомендуем делать это совместно с оформлением основной инвестиционной сделки.
Опционы можно использовать не только для обеспечения исполнения обязательств инвесторами, но и иными бизнес-партнёрами.
Использование опционов при защите инвестиций требует учёта множества аспектов, поэтому в целях избежания негативных последствий поручать подобную задачу рекомендуем исключительно профессионалам, имеющим соответствующий опыт.
С уважением, Евгений Рябов, бизнес-юрист, предприниматель, автор книги «Бизнес (стартап) и инвестор: правила игры»
Контакты для связи:
t.me/eriabov evrcapital@gmail.com +7 (987) 207 73 80
Начать дискуссию