В деле № А55-22970/2020 разбирался Верховный суд. Там два участника, один из них директор сначала присоединили компанию к другой, а после налоговики пришли к правопреемнику с выездной проверкой. И доначислили 12 миллионов, из них неполных 9 млн это НДС, а 3 млн — пени.
Через некоторое время ФНС инициировала банкротство этой компании, являясь ее единственным кредитором. И подала заявление о субсидиарной ответственности этих участников (которые на момент присоединения вышли из общества, заменив участие явно подставной компании, по мнению проверяющих.
Суд первой инстанции предписал взыскать с обоих солидарно 12 миллионов. Те обжаловали, апелляция решила, что они должны только пени 3,2 миллиона.
Дескать, налог компания и так должна, а вот налоговая санкция в виде пеней — это из-за действий участников.
Кассация с этим выводом согласилась.
А вот Верховный суд указал, что первая инстанция была права, а вторая и третья — нет. Суть в том, что факт неправомерных действий контролирующих лиц доказан, к банкротству компания пришла из-за них, государство в лице налоговой понесло убытки в виде неуплаченных налогов, ну а пени — это наказание за налоговое правонарушение, которое также доказано.
Следовательно, должны вернуть все, что должна компания, раз компания этого сделать уже не может. Деньги ведь не испарились из нее, их куда-то вывели, себе в карман. Ну так пусть и возвращают.
Так что да, схематозить становится все накладнее — все равно вернуть заставят.
Комментарии
1Сейчас ФНС подаёт на банкротство, чтобы подать заявление о субсидиарной отвественности, потом банкротство прекращает, т.к. нет финансирования, а заявление продолжает рассматриваться.