Как компания заказчик заплатила почти два миллиона налогов за своего подрядчика

Компания заказчик вынуждена была заплатить почти два миллиона рублей НДС, неуплаченных подрядчиком по клинингу.
Как компания заказчик заплатила почти два миллиона налогов за своего подрядчика

Недавно я рассказывала о ситуации, в которой клининговая компания, выигравшая государственный тендер на уборку помещений, ежемесячно несет убытки почти в 400 000 тысяч рублей, но вынуждена исполнять контракт, дабы не оказаться в реестре недобросовестных поставщиков. Руководство лихорадочно ищет возможность расторгнуть контракт, но пока безрезультатно (Статья «Помогите, мы выиграли тендер!»). И дело не в неопытности клинеров, которые не смогли просчитать риски, а в том, что заказчик (как выяснилось уже после начала работ) почти в два раза занизил площади, которым необходимо профессиональное внимание клинеров.

Сегодня расскажу о другой ситуации- компания заказчик понесла убытки в связи с тем, что подрядчик по клинингу не заплатил в бюджет НДС. В итоге заказчику по требованию налоговых органов пришлось покрыть недоимку почти в 2 млн. рублей.

Немного предыстории

Уже несколько лет работу по выводу экономики из «серой» зоны ФНС России проводит по отраслевому принципу. Светлые налоговые умы посчитали, что таким образом процесс выхода из тени пойдет быстрее и качественнее. И оказались правы. В январе-апреле 2022 года поступление налогов в консолидированный бюджет государства выросло на 36,2% в годовом измерении и составило 11,9 трлн рублей, сообщала Федеральная налоговая служба (ссылка ФНС оценила рост поступлений налогов в консолидированный бюджет в январе-апреле в 36% (interfax.ru).

Немалую роль такому стремительному росту обеспечил проект отраслевого обеления. Замечу, что таким образом уже обелялся рынок электроники, ритейл, агропромышленный сектор. Сейчас в кошмарных снах налоги снятся представителям клининга, охранного бизнеса, рынка автоперевозок. Перечисленные сферы относятся к тем видам деятельности, в которых велика доля «ручного» труда и соответственно сохраняется возможность ухода от налогов путем несложных манипуляций с ФОТ. Незамысловатые махинации давали возможность многим компаниям снижать стоимость своих услуг и получать самые «жирные» контракты. Справедливости ради стоит отметить, что «дорога эта с двусторонним движением», и компании заказчики нередко стремятся купить услуги подешевле, а что там происходит у подрядчика, их не особенно беспокоит. Как говорится, «проблемы индейцев шерифа не волнуют».

«Всевидящее око» ФНС решило проблему по пути наименьшего сопротивления: если АСК НДС обнаружил разрыв цепочки платежей, то значит платит последний в этой цепочке, то есть заказчик. 

Заплатить почти два миллиона за подрядчика

Итак, наша история. Некое ООО «МММ» заключило договор на уборку с клининговой компаний. Точнее четыре договора, в каждый из которых входило условие, что стоимость работ и услуг подрядчика включает в себя в том числе НДС 20%. Клинеры исправно заботились о чистоте вверенных территорий, все работы выполняли в срок и в полном объеме, о чем партнеры и расписались в актах выполненных работ ( в них, конечно же, была указана стоимость оказанных услуг, в том числе выделен НДС в размере 20%. Все как положено по законодательству).

И все было хорошо ровно до момента проведения камеральной проверки в отношении компании заказчика услуг. Инспекторы ФНС обнаружили, что в документах имеются противоречия. К примеру, у партнера по клинингу отсутствует запись об операциях за два квартала: 3 квартал 2019г. и 2 квартал 2020г. В соответствие с вышеозвученным подходом ФНС: «платит последний в цепочке», налоговики доначислили «потерянный» НДС заказчику, а это ни много ни мало 1 866 495 руб.

ООО «МММ» пришлось внести в бюджет НДС, не уплаченный подрядчиком по чистоте. Но делать такие подарки руководство компании не планировало, поэтому обратилось в арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании убытков с бывшего партнера. 

Суд поддержал иск и, не смотря на то что ответчик просил отложить судебное заседание по делу, чтобы иметь возможность подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, вынес решение убытки возместить, а прошение клинеров отклонил «как необоснованное, направленное на затягивание процесса». Кроме того, суд счел, что даже подача Ответчиком уточненной налоговой декларации, «не отменяет право Истца на заявленные в настоящем иске убытки, так как Истец вправе самостоятельно определять способ защиты нарушенного права. Таким образом, исковые требования обоснованы, правомерны, документально подтверждены и подлежат удовлетворению в полном объеме». Ознакомиться в материалами делами можно на сайте арбитражного суда А40-148189/2021 (arbitr.ru).

Представители рынкаговорят, что вероятность возврата заказчиком своих денег невелика. Не факт, что к моменту получения им исполнительного листа на счетах подрядчика ещё будут денежные средства для списания, и вся судебная тяжба может оказаться бесполезной.

Как заказчик может подстраховать себя от подобных ситуаций?

Предприниматели агропромышленного сектора и экспортеры зерна, попав под проект обеления ФНС и вынужденные начать борьбу с недобросовестной конкуренцией в своих кругах, выработали достаточно эффективные для себя инструменты. Это специальные договорные конструкции и работа с использованием специализированного информационного ресурса. На сегодняшний день механизмы активно внедряются и в других областях. В частности, аналогичный Инфоресурс есть в клининговой отрасли. Работа через него представляется выгодной, чтоб не попасть в ситуацию, о которой рассказано выше: если ФНС видит разрыв в цепочке НДС, то сумму можно удержать с подрядчика, не обращаясь в Арбитраж. Но это уже история для следующего разбора. Кстати, об этом ресурсе поступает немало вопросов, так что расскажу подробнее в одной из ближайших публикаций, но сначала закончу серию о приключениях, связанных с клинингом. На очереди история о необходимости соблюдать соответствующие ОКВЭДы.

Подписывайтесь на блог @AlyaMir и заходите в чат клинеров, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы и получить из первых рук ответы на возникающие в процессе деятельности вопросы (это особенно актуально для всех, кто пользуется услугами профессиональной уборки).

Начать дискуссию