Все мы совершаем ошибки, и руководители их тоже совершают. Некоторые из них легкие и вполне безобидные и не нанесут ощутимого урона бизнесу. Но бывают и такие ошибки, которые встанут очень дорого и могут привести к серьезным убыткам и проблемам.
Ошибка 1. Не вести учет финансов.
Часто начинающие предприниматели думают, что в небольшом бизнесе не надо вести управленческий учет. Вроде, что там считать то. Нанимают бухгалтера на аутсорс, чтобы сдавать отчетность в налоговую. А для себя учет не ведут. И ситуация начинает нарастать как снежный ком. Заключаются сделки, начинаются авансы и отсрочки, с каждым месяцем нарастают платежи, и уже через несколько месяцев начала бизнеса невозможно понять, в плюсе компания или в минусе. Даже в компаниях с оборотами в десятки миллионов и многолетней историей бывает ,что не ведется управленческий учет. Данные бухгалтерского учета слишком запаздывают и не пригодны для анализа, и директор знает о том, сколько зарабатывает его компания «на глазок» и «по ощущениям».
Директор компании «Вектор» решил все-таки внедрить управленческий учет, чтобы видеть реальную картину компании. Компания очень выросла и почему-то начали беспокоить разрывы в финансах. Когда получили отчеты ,выяснилось, что компания дает большие скидки крупным клиентам, при этом сделки получаются убыточные. При этом за счет скидок получает большие авансы, которые тут же тратятся.
Решение. Внедрите хотя бы минимальный набор управленческих отчетов – Отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Первый поможет вам понять, с какой прибылью вы работаете, второй – как происходит движение денег в компании и как избежать разрывов.
Ошибка 2. Не планировать свои доходы и расходы.
Наверное, каждый знает, что нужно планировать. Но на самом деле мало руководителей бизнеса, если они еще не доросли до собственного финансиста, формируют планы по достижению прибыли, доходов и расходов, поступлений денежных средств и выплат, и переводят их в конкретные цифры. Это кажется сложным и скучным. Однако, когда бизнес вырастает от уровня «ларька» хотя бы до уровня «магазина», планирование уже становится жизненной необходимостью. Доходы могут быть не предсказуемы, но расходы часто жестко фиксированы, нужно платить за аренду, зарплату сотрудникам, налоги. И если не запланировать планы продаж и поступлений денег, они могут и не «случиться», и платить будет не чем. От этого возникают просрочки платежей поставщикам, налогов, взятые кредиты под высокие проценты, и все из этого вытекающие последствия.
Директор магазина «Березка» считал, что планировать доходы и ставить планы продаж менеджерам – бессмысленное занятие, и платил менеджерам оклад и процент с продаж. Однако, менеджеров вполне устраивала небольшая зарплата, и продавать больше они вовсе не стремились. Также директор не запланировал, что нужно будет заплатить налоги в следующем месяце. Как следствие, больших доходов не случилось, и на налоги не было накоплено. Налоги директор не заплатил вовремя, и налоговая наложила арест на расчетный счет, фирма не смогла вовремя заплатит по счетам поставщикам и поставки были приостановлены. Магазин пришлось закрыть.
Решение: Планируйте расходы вперед на несколько месяцев, те, от которых нельзя отказаться. Составьте планы по доходам, покрывающие обязательные расходы, с запасом. Поставьте планы по достижению доходов своим подчиненным, замотивируйте их достигать эти планы и контролируйте достижение.
Ошибка 3. «Смешивать карманы» или Не разделять операционную, финансовую и инвестиционную деятельность.
Поступления от покупателей (выручка от реализации) в первую очередь должна быть направлена на поддержание операционной деятельности предприятия – платежи поставщикам, зарплату, аренду, налоги. То, что останется, можно направить на финансовую деятельность или инвестиционную. Инвестиции – это приобретение нового оборудования, недвижимости или автомобилей для бизнеса. Или можете направить эти средства на приобретение выгодных ценных бумаг – акций или облигаций. Это финансовая деятельность. Смешение карманов может поставить под угрозу текущую деятельность компании.
Директор ООО «Ромашка» получил большой аванс от покупателей, и ему подвернулось «выгодное» предложение вложить деньги под большой процент на короткий срок. Директор взял деньги из «операционного кармана», компания, в которую вложили деньги, рухнула и деньги не вернула. Как следствие, проблемы с текущей деятельностью предприятия, недозакупки товаров, просрочки по всем текущим платежам, недополучение прибыли.
Решение: Не тратьте деньги, полученные от операционной деятельности, пока не покроете все текущие обязательные расходы. Если у вас осталась прибыль, ее вы можете потратить на приобретение основных активов, финансовые вложения или на свои личные нужды.
Ошибка 4. Тратить сейчас, рассчитывая, что заработаете в будущем. Не учитывать «пессимистичный» прогноз.
Часто, даже, если собственник бизнеса или руководитель составляет планы, он рисует только оптимистичный прогноз, не продумывает точки выхода из критичных ситуаций. При этом, если он строит оптимистичные планы продаж, то также оптимистично и тратит деньги, раздавая планы по расходам подчиненным. И если запланированных доходов не случилось, остановить расходы в полном объеме иногда не получается. И темп роста расходов часто превышает темп роста запланированных доходов.
Так собственник компании «Апрель» запланировал рост доходов в 3 раза, под этот рост заключил контракты на поставки товаров, нанял дополнительных сотрудников, расширил арендованные площади. Запланированной выручки достичь не удалось, а сотрудников уволить не так просто, как принять, да и в контрактах на поставку оказались обязательства по выборке определенных объемов. Запланированный рост обернулся убытком.
Решение: Планируйте наперед что будет, если запланированного роста продаж не будет, а расходы нести вам все равно придется, готов ли ваш бизнес понести дополнительную нагрузку, посчитайте пессимистичный сценарий, и если вы к нему готовы, то вперед, ваши шансы на успех высоки!
Как говорится, планирование – наше все! Если вы всегда смотрите на несколько шагов вперед, вы всегда будете готовы к любым поворотам и неудачам. Вы сможете к ним подготовиться и не допустить их, а также сгладить и уменьшить последствия. Планирование доходов, а также четких действий и мероприятий по их достижению увеличивает шанс достижения желаемых показателей в несколько раз. Предпринимательский авантюризм в сочетании с прагматичным подходом и холодным расчетом приносит самые высокие достижения и результаты!
Начать дискуссию