Управленческий учет

В чем разница между управленческим и бухгалтерским учетами?

Любая хозяйственная операция должна найти отражение в учете по определенным правилам. Это должно быть в программе для учета или таблице, если компания маленькая. И если все операции находят свое отражение в учете, можно будет формировать определенные отчеты.
В чем разница между управленческим и бухгалтерским учетами?

В деятельности любой организации происходит множество хозяйственных операций. Это и покупка материалов, и их списание, производство готовой продукции и ее реализация, платежи поступления от клиентов и так далее. По сути, все движения можно разделить на три категории — движения денег (поступления и выплаты), доходов и расходов, и движения активов и пассивов — движения имущества и возникновения и гашения обязательств.

Любая хозяйственная операция должна найти отражение в учете по определенным правилам. Это должно быть в программе для учета или таблице, если компания маленькая. И если все операции находят свое отражение в учете, можно будет формировать определенные отчеты.

И главные принципы учета — это непрерывность и своевременность.

Давайте поговорим про виды учета. И начнем с бухгалтерского

Бухгалтерский учет должен вестись по таким же правилам — т.е. все хозяйственные операции должны быть занесены в учетную программу непрерывно и своевременно. И тогда мы можем увидеть информацию о состоянии компании. То есть бухгалтерский учет тоже может и должен давать информацию о состоянии компании!

Почему же чаще всего так не происходит. Причин здесь несколько:

  1. На старте бизнеса чаще всего бухгалтера принимают для сдачи отчетности, а не для внутреннего учета. Иногда и на аутсорсе. А отчетность сдается раз в квартал или раз в год. Следовательно, бухгалтер вносит операции только для того, чтобы сформировать отчетность, также иногда раз в квартал или даже раз в год. Для того чтобы сдать отчетность. Даже если это делается раз в месяц, то чаще всего это с большим опозданием.
  2. Вторая причина в том, что бухгалтерский учет ведется с помощью двойной записи — бухгалтерских проводок. И собственник и руководитель компании конечно не может понять бухгалтерские отчеты — все эти дебеты и кредиты.
  3. Третья причина, что бухгалтеру опять же не ставится задача вести учет в необходимых разрезах — в разрезе необходимых статей, направлений деятельности.

И это основные причины, почему бухгалтерский учет очень часто не дает информации для себя — для руководителей, чтобы видеть какое положение дел в компании и принимать решение на основе этих данных. А воспринимается только учет для внешних органов.

Но так как бухучет в следствие всех этих причин не ведется для себя, владелец, руководитель компании не имеет информации о том, сколько прибыли заработала компания, какова маржинальность и рентабельность направлений деятельности и групп товаров.

Возникает такое понятие, как управленческий учет — учет для себя!

Что же такое Управленческий учет?

Это учет, который ведется для того, чтобы собственник видел в каком состоянии сейчас находится его компания, мог принимать управленческие решения и в том числе планировать.

Еще основным различием управленческого и бухгалтерского учета является то, что у бухучета функция только учетная — учитывать факт, правильно заносить и сдавать отчетность. А у управленческого учёта есть задача получить информацию о фактических данных и разработать план. После того как разработаны планы нужно сравнивать факты плана, выявлять отклонения, анализировать, и дальше ставить планы. Управленческий учёт предназначен именно для принятия управленческих решений собственников компаний.

Кто должен его вести этот управленческий учёт?

В небольших компаниях это чаще всего решает владелец бизнеса. В сегменте средних предприятий — бухгалтер или специалист по управленческому учету (экономист). В крупных предприятиях за управленческий учет обычно отвечает за финансовый менеджер или финансовый директор.

Управленческий учёт составляет 3 главных итоговых отчёта:

  1. Отчёт о движении денежных средств, в котором можно посмотреть поступления клиентов в определённых разрезах, выплаты денежных средств, остатки, чистый денежный поток. И таким образом контролировать движение денег, не допускать кассовых разрывов и ставить план по движениям денег
  2. Отчёт о доходах и расходах или бюджет доходов и расходов в которых мы обязательно доходы, расходы в разрезе направлений деятельности, в разрезе статей. Собираем промежуточную прибыль по каждому направлению деятельности, смотрим общую прибыль компании, рентабельность и так далее. Этот отчёт показывает бизнес модель компании и позволяет с его помощью ставить планы по достижению прибыли.
  3. Управленческий баланс. В нем мы смотрим стоимость имущества, источники данного имущества, каково соотношение собственного и заёмного капитала, смотрим чистый капитал, как растёт прибыль компании и тд.

Могут быть составлены дополнительные вспомогательные управленческие отчёты при необходимости.

Главное преимущество управленческого учёта в том, что он оперативен и также он служит для планирования. Когда вы ставите планы вам нужно обязательно ещё и собирать факт и контролировать достижения ваших планов.

Так откуда же брать факт?

В идеале, если данный о фактическом исполнении ваших планов вы будете получать из бухгалтерского учета. Для того чтобы это у вас получилось вам нужен и бухгалтерский и управленческий учёт. Бухгалтерский учет должен стать оперативным, то есть он должен вестись своевременно в постоянном режиме. Данные в бухгалтерском учёте нужно вести в том же разрезе в каком ведется у вас управленческий. Тогда вы сможете получать данные о фактическом состоянии вашего предприятия на данных бухгалтерского учёта. Если вы этого не сделаете, то вам придётся вести два параллельных учёта управленческий и бухгалтерский. Если у вас есть необходимость получать информацию о реальном состоянии вашей компании и строить планы, то вам лучше обратиться за настройкой управленческого учёта, который будет синхронизирован с бухгалтерским, чтобы у вас не было двойного учета.

Начать дискуссию

Как уволиться директору: проходим квест по инструкции. 👨‍💼«Ночной бухгалтер» № 1736

Увольнение главбуха — это непросто: передача дел, введение в курс преемника, возможный конфликт с руководством («нужно доработать квартал», «а сдай текущие отчеты» и т.п.). Но увольнение директора — еще больший стресс как для самого руководителя, так и для бизнеса, особенно, если расставание проходит не очень мирно.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с НДС

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Если ранее по этому поводу возникали споры — 0 или все-таки 20% должен быть НДС, — то с 1 июля 2024 года ответ стал однозначным.

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Президент Венесуэлы вызвал Илона Маска на бой. Бизнесмен согласился

Несколько дней назад Николас Мадуро был объявлен победителем выборов президента.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Маркетплейсы

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране

В середине июня Wildberries и оператор наружной рекламы — группа Russ — объявили об объединении. Сообщалось, что цель сотрудничества — создание цифровой торговой платформы. Однако уже спустя несколько дней вокруг сделки разыгралась настоящая драма с «рейдерским захватом» и семейными перипетиями.

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране
НДФЛ

ФНС назвала условия, когда путевка в лагерь на ребенка сотрудника не облагается НДФЛ

Освобождена от НДФЛ стоимость путевок для несовершеннолетних детей сотрудников, по которым оказывают услуги санаторно-курортные и оздоровительные организации.

НДС

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга

Представители отрасли клининга и деловых объединений предлагают ввести в качестве эксперимента нулевой НДС. По мнению авторов инициативы, это позволит увеличить собираемость налогов с теневых участников отрасли.

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Кабмин продлил льготную IT-ипотеку до 2030 года

Больше 82 тысяч IT-специалистов смогут купить жилье по ставке до 6% годовых.

Отечественные производители получили приоритет в госзакупках

Кабмин сможет устанавливать запрет на покупку иностранных товаров при госзакупках. При оценке заявок ценовые предложения российских производителей будут снижены на 15%.

НДС

Питание в школьных столовых не облагается НДС

Реализации продуктов питания, произведенных организацией общепита образовательным организациям, подпадает под освобождение от НДС по подп. 5 п. 2 ст. 149 НК.

Россельхозбанк сообщил о восстановлении работы карт UnionPay за рубежом. Как они это сделали?

Позитивные новости для всех, кто платит за границей картами Union Pay Россельхозбанка: наличные можно не снимать, карты работают для оплат, сам банк публикует списки стран.

Банки

💳 Сбер поднимет стоимость уведомлений по дебетовым картам с 1 августа

Теперь за уведомления клиенты Сбербанка будут платить 99 рублей в месяц.

Общество

С 1 марта 2025 года несовершеннолетним нельзя продавать энергетики

Продавцы будут требовать паспорт при продаже энергетических напитков.

⚡️ Итоги дня: пользователи браузера Chrome остались без паролей, москвич выиграл в лотерею 170 млн рублей, а Татьяна Бакальчук подала на развод

Подготовили обзор главных событий дня — 31 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Инвестиции в недвижимость — устойчивая модель капитализации на российском рынке. Рассказываем о том, как правильно входить в модель заработка на рынке недвижимости в 2024 году и как грамотно повышать доходность собственности. 

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Казначейство начнет выдавать чиновникам электронные подписи

Государственные органы, которые не включены в ЕГРЮЛ, смогут получить квалифицированную электронную подпись в Казначействе.

Общество

За контракт с Минобороны будут платить больше — по 400 тысяч рублей

Размер единовременной федеральной выплаты за подписание контракта с Минобороны увеличили до 400 тысяч рублей.

Как главбуху принять дела от предшественника

В идеальной ситуации новый главный бухгалтер получает дела от своего предшественника после инвентаризации по акту приема-передачи. Такое возможно, если бывший главбух увольняется не внезапно и без конфликтов. Но часто новому сотруднику вручают коробки с документами и говорят «Теперь ты главный и за все отвечаешь». Из статьи узнаете, как главбуху принять дела и наладить учет после предшественника, чтобы не отвечать за чужие ошибки.

Как главбуху принять дела от предшественника
НДФЛ

При разделе наследства придется заплатить НДФЛ

Если наследники между собой поделили полученное наследство по-своему, компенсация за такой раздел будет облагаться НДФЛ.

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой 

Для уточнения расчетов с бюджетом нужно периодически проводить сверку с налоговой. Это поможет понять, почему показатели не сходятся, вовремя выявить и исправить расхождения. Собрали перечень справок по ЕНС и ЕНП, которые в этом помогут.  

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой 

Интересные материалы

Личные финансы

Как юристу разнообразить бумажную рутину и получить дополнительный доход

Рекомендовать — несложно, а если продукт действительно качественный и нужный (например, legaltech-инструменты), это еще и приятно! Двойная польза, когда за честные рекомендации вам платят денежное вознаграждение. Рассказываем о возможностях партнерских программ для современных юристов.

Как юристу разнообразить бумажную рутину и получить дополнительный доход