В одной из предыдущих публикаций было отмечено, что подрядчик имеет право, даже не ставя в известность об этом заказчика, привлечь к выполнению работ субподрядчика (одного, или нескольких, не имеет значения).
Точно также субподрядчики, как и генеральный подрядчик для выполнения СМР нуждаются в денежных средствах.И будет ли в договоре с субподрядчиком предусмотрена точно такая же система финансирования работ, по которой генподрядчик получает деньги от заказчика, или субподрядчик будет получать деньги по какому-то другому графику, значения не имеет.
Обычно генеральный подрядчик, получив предоплату от заказчика в этот же, ну, или в ближайшие дни, перечисляет часть поступивших средств субподрядчику.
У генерального подрядчика перечисление аванса субподрядчику будет отражено записью:
Дебет счета 60.02 Кредит счета 51 (55).
Субподрядчик, равно как и получивший чуть ранее аванс от заказчика генподрядчик отражает их записями:
Дебет счета 51 (55) Кредит счета 62.02;
Дебет счета 76 (АВ) Кредит счета 68.02.
После получения от субподрядчика авансового счета-фактуры (которую тот обязан выставить) генеральный подрядчик имеет право принять указанную в ней сумму к вычету.
При этом, по мнению чиновников, ни перенести этот вычет на следующий налоговый период (периоды), ни разделить этот вычет на несколько сумм (половину сейчас, и половину – потом) он не имеет права (например, письмо ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@, письмо Минфина России от 17.10.2017 № 03-07-11/67480, и ряд других).
Либо в этом же квартале, либо никогда.
Если счет-фактуру субподрядчик выставил с некоторым опозданием (не в течение пяти дней после получения средств, а на неделю, или там, месяц, позже), то генеральный подрядчик не лишается права на вычет (письма Минфина России от 14.03.2019 № 03-07-11/16556, от 16.04.2019 № 03-07-09/27004).
Регистрация в книге покупок за соответствующий квартал этого счета-фактуры в регистрах бухгалтерского учета генподрядчика отразится записью:
Дебет счета 68.02 Кредит счета 76 (ВА).
Но это, так сказать, классическая схема: генподрядчик получил аванс от заказчика, часть оставил себе, остальные отдал субподрядчику.
На практике же авансирование генерального подрядчика, равно как и субподрядчиков может осуществляться разными, и порой весьма нетривиальными способами.
Вот как-то на форуме Клерка (но это было года два-три назад, поэтому сейчас ссылку дать не смог) бухгалтер генерального подрядчика озвучил проблему.
Субподрядчик выполняет работы где-то в глухомани. Заказчик взял на себя обеспечение его продуктами питания, и где-то раз в пару недель (или чуть чаще, или немного реже) доставляет к месту дислокации хлеб, макароны, тушенку, и т. д. Стоимость поставленных продуктов будет учтена при расчете за выполненные работы.
В данной ситуации поставленные субподрядчику продукты питания следует считать частичной предварительной оплатой (в виде этих самых тушенки, хлеба и макарон с гречкой) за результат выполненных работ, который от своего имени будет передавать заказчику генеральный подрядчик. И при окончательном расчете стоимость этих продуктов будет учтена при расчетах заказчика с генподрядчиком. Последний, в свою очередь, зачтет их стоимость при расчете с этим самым субподрядчиком.
Допустим, в текущем месяце субподрядчик набрал продуктов на 50 тыс. руб. плюс НДС 8 тыс. руб. (часть продуктов облагается НДС по ставке 10%).
Бухгалтерия субподрядчика, получив накладную и счет-фактуру от поставщика (или заказчика), либо УПД, отразит получение продуктов питания для своих сотрудников записями:
Дебет счета 10 Кредит счета 60 – 50 000 руб.;
Дебет счета 19 Кредит счета 60 – 8 000 руб.;
Дебет счета 68.02 Кредит счета 19 – 8 000 руб.
Эти же 58 тыс. руб. необходимо признать поступившей от генерального подрядчика предварительной оплатой в виде поступивших продуктов питания.
Далее следует выставить ему (генподрядчику) «авансовый» счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж.
И записи будут:
Дебет счета 76 Кредит счета 62.02 – 58 000 руб.;
Дебет счета 76 (АВ) Кредит счета 68.02 – 8 000 руб.
Генподрядчик отражает у себя полученную субподрядчиком предоплату:
Дебет счета 60.02 Кредит счета 76 – 58 000 руб.
После регистрации в книге покупок «авансового» счета-фактуры:
Дебет счета 68.02 Кредит счета 76 (ВА).
Эта сумма заказчиком будет учтена при последующих расчетах за выполненные СМР.
То есть и генеральный подрядчик должен отразить сумму «полученного», аванса, а точнее, платежей, которые должны быть отражены у него в учете, начислить от него НДС (в размере 8 тыс. руб.), зарегистрировать в книге продаж счет-фактуру и выставить его заказчику.
Записи у него будут:
Дебет счета 76 Кредит счета 62.02 – 58 000 руб.;
Дебет счета 76 (АВ) Кредит счета 68.02 – 8 000 руб.
В общем случае где-то так.
У коллег, возможно (и надеюсь) есть и другие варианты предварительной оплаты работ участникам строительства.
Тем более, что нанятый субподрядчик имеет право привлечь к выполнению работ уже своих субподрядчиков, а те, в свою очередь – уже своих.
Хотя такими схемами, когда реально работы выполняет субподрядчик седьмого, или там, двенадцатого уровня, больше балуются при разработке программного обеспечения для госсектора, а не в строительстве, но...
Но всё-таки жду вопросы и схемы. Будем разбираться.
Комментарии
6В строительстве 2 и 3 уровня обычно "неофициально" нанимают.
Насчет тушёнки - очень интересно, похоже на бартер, но не бартер.
Бартер - это когда меняем одну вещь на другую (шило - на мыло). А здесь продукты - на работу. Лет 20 назад ВАС разбирал этот вопрос.
Это и понятно.
Интересно, а почему IT-компании часто применяют субподрядчиков до 10 ступени?
Я в них не особо спец. Но, возможно, каждая контора делает свои какой-то кусок, а потом уже генподрядчик их объединяет в единую программу.
Второй вариант - тендер выигрывает особа, приближенная к императору, передают на субподряд свои друганам, те - своим. В итоге программу пишут за копейки какие-нибудь студенты. Но все вышестоящие получают свою долю.