Учет в строительстве

Затраты подрядчика на выполнение СМР

Сразу хотелось бы обратить внимание, что говорить будем не о расходах, а о затратах подрядчика на выполнение СМР.
Затраты подрядчика на выполнение СМР
Иллюстрация: rodnae-productions / pexels

Вспомнился старый, еще советский анекдот (новых я мало знаю), что Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это не один человек, а два. А Слава КПСС – вообще не человек.

Так что затраты и расходы – это не совсем одно и тоже. Иногда, но не всегда их размер в отчетном периоде может и совпасть.

Определение затрат и расходов (что в регистрах налогового учета, что для целей налогообложения прибыли), порядок их отражения, другие вопросы по этой проблеме я довольно подробно (как мне кажется) рассмотрел в он-лайн курсе по ФСБУ 5/2019.

С ним можно ознакомиться вот здесь.

Мы же сейчас сразу перейдем к тому, что у подрядной строительная организация все понесенные в текущем периоде затраты следует разделить на (п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации»):

– затраты по обычным видам деятельности, то есть связанные с выполнением СМР;

– прочие затраты, которые в подавляющем своем большинстве можно сразу признать расходами.

При формировании затрат по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам (п. 8 ПБУ 10/99):

– материальные затраты;

– затраты на оплату труда;

– отчисления на социальные нужды;

– амортизация;

– прочие затраты.

Для целей управления организация формирует учет понесенных затрат по статьям. Перечень статей затрат может быть установлен самостоятельно.

В настоящее время нет действующего нормативного акта, устанавливающего перечень статей затрат при производстве строительно-монтажных работ.

До 1 января 2002 г. строительные организации вели учет себестоимости и определяли финансовый результат и налогооблагаемую прибыль в соответствии с Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденными Минстроем России 04.12.1995 № БЕ-11-260/7 (далее Методические рекомендации Минстроя России). Их отменили в связи со вступлением в силу 25 главы «Налог на прибыль» НК РФ (письмо Госстроя России от 09.11.2001 № НМ-6128/7).

Считаю, что этими Методическими рекомендациями, как руководством к действию, можно пользоваться и сейчас, в части, не противоречащей действующему законодательству (в том числе и налоговому) и нормативно-правовым актам (ПБУ и ФСБУ) по бухгалтерскому учету.

Учет затрат на производство строительно-монтажных работ для большинства организаций оптимально вести позаказным методом.

При учете затрат на выполнение СМР этим методом объектом учета является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства (вид работ) в соответствии с заключенным договором строительного подряда.

Учет затрат по заказу ведется нарастающим итогом до окончания выполнения работ по заказу и передаче результата выполненных работ заказчику.

При учете затрат на производство СМР считаю оптимальным группировать понесенные затраты примерно по следующим статьям (п. 2.8 Методических рекомендаций Минстроя России):

– материалы;

– затраты на оплату труда рабочих;

– общепроизводственные затраты;

– результаты работ, принятые от субподрядчиков

– общехозяйственные затраты.

Исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности можно как расширить номенклатуру статей затрат на производство строительных работ, так и сократить.

И разница между суммой затрат в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли в этом случае может быть сведена к минимуму.

В регистрах бухгалтерского учета, согласно Инструкции по применению Плана счетов, учет затрат на производство строительно-монтажных работ ведется по дебету балансового счета 20 «Основное производство».

По дебету счета 20 отражаются прямые затраты, связанные непосредственно с выполнением работ и косвенные затраты, связанные с управлением и обслуживанием основного производства. Прямые затраты списываются на счет 20 с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 60 «Расчеты с подрядчиками (субподрядчиками)» и т. д.

Общепроизводственные затраты будут списываться со счета со счета 25 «Общепроизводственные расходы», управленческие – со счета 26 «Общехозяйственные расходы».

По кредиту счета 20 отражаются суммы фактической себестоимости результата выполненных работ, результат которых передан заказчику.

Эти суммы списываются со счета 20 в дебет счета 90 «Продажи» записями:

Дебет счета 90-2 Кредит счета 20.

Остаток по счету 20 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства, то есть стоимость выполненных строительно-монтажных работ, результат которых не передан заказчику.

Начать дискуссию