Вспомнился старый, еще советский анекдот (новых я мало знаю), что Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это не один человек, а два. А Слава КПСС – вообще не человек.
Так что затраты и расходы – это не совсем одно и тоже. Иногда, но не всегда их размер в отчетном периоде может и совпасть.
Определение затрат и расходов (что в регистрах налогового учета, что для целей налогообложения прибыли), порядок их отражения, другие вопросы по этой проблеме я довольно подробно (как мне кажется) рассмотрел в он-лайн курсе по ФСБУ 5/2019.
С ним можно ознакомиться вот здесь.
Мы же сейчас сразу перейдем к тому, что у подрядной строительная организация все понесенные в текущем периоде затраты следует разделить на (п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации»):
– затраты по обычным видам деятельности, то есть связанные с выполнением СМР;
– прочие затраты, которые в подавляющем своем большинстве можно сразу признать расходами.
При формировании затрат по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам (п. 8 ПБУ 10/99):
– материальные затраты;
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация;
– прочие затраты.
Для целей управления организация формирует учет понесенных затрат по статьям. Перечень статей затрат может быть установлен самостоятельно.
В настоящее время нет действующего нормативного акта, устанавливающего перечень статей затрат при производстве строительно-монтажных работ.
До 1 января 2002 г. строительные организации вели учет себестоимости и определяли финансовый результат и налогооблагаемую прибыль в соответствии с Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденными Минстроем России 04.12.1995 № БЕ-11-260/7 (далее Методические рекомендации Минстроя России). Их отменили в связи со вступлением в силу 25 главы «Налог на прибыль» НК РФ (письмо Госстроя России от 09.11.2001 № НМ-6128/7).
Считаю, что этими Методическими рекомендациями, как руководством к действию, можно пользоваться и сейчас, в части, не противоречащей действующему законодательству (в том числе и налоговому) и нормативно-правовым актам (ПБУ и ФСБУ) по бухгалтерскому учету.
Учет затрат на производство строительно-монтажных работ для большинства организаций оптимально вести позаказным методом.
При учете затрат на выполнение СМР этим методом объектом учета является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства (вид работ) в соответствии с заключенным договором строительного подряда.
Учет затрат по заказу ведется нарастающим итогом до окончания выполнения работ по заказу и передаче результата выполненных работ заказчику.
При учете затрат на производство СМР считаю оптимальным группировать понесенные затраты примерно по следующим статьям (п. 2.8 Методических рекомендаций Минстроя России):
– материалы;
– затраты на оплату труда рабочих;
– общепроизводственные затраты;
– результаты работ, принятые от субподрядчиков
– общехозяйственные затраты.
Исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности можно как расширить номенклатуру статей затрат на производство строительных работ, так и сократить.
И разница между суммой затрат в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли в этом случае может быть сведена к минимуму.
В регистрах бухгалтерского учета, согласно Инструкции по применению Плана счетов, учет затрат на производство строительно-монтажных работ ведется по дебету балансового счета 20 «Основное производство».
По дебету счета 20 отражаются прямые затраты, связанные непосредственно с выполнением работ и косвенные затраты, связанные с управлением и обслуживанием основного производства. Прямые затраты списываются на счет 20 с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 60 «Расчеты с подрядчиками (субподрядчиками)» и т. д.
Общепроизводственные затраты будут списываться со счета со счета 25 «Общепроизводственные расходы», управленческие – со счета 26 «Общехозяйственные расходы».
По кредиту счета 20 отражаются суммы фактической себестоимости результата выполненных работ, результат которых передан заказчику.
Эти суммы списываются со счета 20 в дебет счета 90 «Продажи» записями:
Дебет счета 90-2 Кредит счета 20.
Остаток по счету 20 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства, то есть стоимость выполненных строительно-монтажных работ, результат которых не передан заказчику.
Начать дискуссию