Учет в строительстве

Общепроизводственные затраты в строительстве

Строительные машины, механизмы и прочее оборудование.

В предыдущих четырех ноябрьских публикациях я постарался максимально подробно рассмотреть порядок отражения в учете подрядчика затрат на возведение, эксплуатацию и демонтаж временных нетитульных зданий и сооружений.

Надеюсь, все согласились с тем, что все эти затраты оптимально учитывать на счете 25 «Общепроизводственные расходы» с ежемесячным переносом их на счет 20 «Основное производство» по соответствующему заказу (договору).

Далее постараемся рассмотреть порядок учета других затрат, непосредственно связанных с производством и подлежащим учету на счете 25 «Общепроизводственные расходы»

Вообще-то его следовало бы переименовать в «Общепроизводственные затраты» (см. п. 10 ФСБУ 5/2019, п. 9 ФСБУ 26/2020, а также он-лайн курс по пяти новым ФСБУ).

Затраты и расходы – это несколько разные понятия.

К затратам, которые собираются на этом счете, в частности, можно отнести:

– по содержанию, эксплуатации, ремонту строительных машин и оборудования, используемых при производстве строительно-монтажных работ;

– на отопление, освещение и содержание зданий, сооружений на строительных площадках;

– оплата труда инженерно-технических работников, непосредственно руководящих производством СМР;

– другие аналогичные по назначению затраты.

По окончанию месяца эти затраты списываются на счет 20 «Основное производство», увеличивая тем самым стоимость выполняемых организацией строительно-монтажных работ по заключенным договорам.

Какие субсчета включать в 25 счет и какие заводить регистры аналитического учета? Здесь у меня один ответ: – максимально подробно, но без излишнего фанатизма.

Все зависит от 100500 факторов.

Только хочется отметить, что если организация ведет учет затрат на производство СМР позаказным методом, то и аналитику на 25 счете оптимально выстроить таким образом, чтобы без дополнительных хлопот затраты, учтенные на 25 счете учитывались на счете 20 по этому же заказу (договору).

А как это настроить в 1С (или в другой программе) – уже решать коллеги, вам.

В первую очередь, как общепроизводственные затраты, отражаются затраты по содержанию, эксплуатации, ремонту строительных машин и оборудования, используемых при производстве строительно-монтажных работ.

В них можно, в частности включить:

– амортизацию данных основных средств за соответствующий отчетный период (Дебет счета 25 Кредит счета 02);

– затраты на обеспечение этих основных средств ГСМ, электроэнергией и т. д. (Дебет счета 25 Кредит счетов 10, 60);

– заработную плату и страховые взносы водителей, машинистов, трактористов, бульдозеристов и др. (Дебет счета 25 Кредит счетов 70, 69);

– ремонт, техническое обслуживание и другие затраты, связанные с поддержанием работоспособности этого имущества (Дебет счета 25 Кредит счета 23, или Дебет счета 25 Кредит счетов 10, 70, 69, 60 и др.);

– другие затраты, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией этого имущества.

Непосредственно про учет основных средств, в том числе и про начисление амортизации по ним мною уже было немало говорено, в том числе и в нашем он-лайн курсе.

Повторяться не буду.

Единственное на чем бы хотелось остановиться, так это на проверке основных средств на обесценение. Я при разработке Разъяснений по применению ФСБУ 26/2020 и 6/2020 для ИПБ МР долго от этого вопроса увиливал, но рецензенты (а они все члены Комитета по бухгалтерскому учету Института этого) убедили меня, что без рассмотрения этой новой проблемы работа моя не будет считаться завершенной.

Так вот. Проводить такую проверку или нет, ваше решение. Кто-то обойдется без этого, для кого это, возможно, необходимо.

Я вначале, начитавшись рекомендаций БМЦ, точно также предложил отражать обесценение на отдельном субсчете к счету 02. Но мы дружно потом пришли к несколько другому выводу. Ведь на обесценение могут (или должны) проверяться не только основные средства (п. 38 ФСБУ 6/2020), но и незавершенные капитальные вложения (п. 17 ФСБУ 26/2020). К ним счет 02 не имеет никакого отношения, но методология должна быть единой.

Но потом мы прочитали Инструкцию по применению Плана счетов, где в преамбуле сказано, что для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

И пришли к единому мнению, что для учета обесценения этого можно использовать балансовый счет 06. И допустим, на счете 06.01 отражать обесценение незавершенных капитальных вложений (Дебет счета 91.02 Кредит счета 06.01), на счете 06.02 – обесценение объектов основных средств (Дебет счета 91.02 Кредит счета 06.02).

И, насколько мне стало известно, работа над согласованием этой нашей позиции с Минфином России уже начата.

Но это я несколько отвлекся, вернемся к счету 25, точнее к учету машин и оборудования.

С амортизацией все ясно. Начисляем ее, как и все последнее столетие (а может, чуть больше, или меньше) исходя из первоначальной стоимости (которую нет большого смысла переоценивать), срока полезного использования (пересматривать который смысла нет вообще*), с месяца, следующего за месяцем принятия этого оборудования к учету.

*Истек СПИ, а трактор этот, или там другое оборудование вполне исправно и продолжает успешно работать – ну и хорошо. Значит, со следующего месяца затраты по нему станут меньше, на сумму амортизации по нему, которую больше начислять не требуется.Затраты на ГСМ по данному оборудованию определяются на основании соответствующих первичных документов (путевых листов, ведомостей заправки, и т. д., и т. п., и пр.). Тут сложного тоже ничего не вижу.

Если агрегат работает на электричестве, то вероятнее всего, отдельного счетчика к нему нет. Тут выделить потребляемую им энергию можно, я считаю, согласно выбранному организацией экономически обоснованному показателю. А что это будет за показатель – организация должна выбрать сама. Время, мощность, или что-то еще, однозначно сказать не могу. Как грамотно ваши технари определят, так и будет правильно.

По зарплате и взносам сразу скажу – я пас. Не моя епархия. Какие виды оплаты (сдельную, повременную или какаю еще) применять, какую отчетность сдавать, и куда – не буду ничего советовать.

Но записи Дебет счета 25 Кредит счетов 70 и 69 должны быть, если этот агрегат работает в этот месяц, а не простаивает.

Теперь по ремонту.

Вот тут в 100500-й раз хочу повторить, что право (а не обязанность) организации капитализировать проводимый ремонт (пусть и капитальный, пусть и достаточно дорогой) могут применять только некоторые организации и только по некоторым объектам основных средств.

Только по тем объектам, по которым, согласно технической документации по их использованию, предусмотрено проведение раз в несколько лет обязательного, независимо от технического состояния объекта дорогостоящего ремонта.

Вот точно сказать не могу, содержится ли такое требование в технической документации по эксплуатации башенных кранов, или нет. А если и содержится, то во сколько такой ремонт обходится.

Так что для подавляющего большинства организаций проведение ТО строительной техники, как и ремонта, причем любого (что текущего, что капитального) – затраты по ткущему виду деятельности.

Проводим если сами:

Дебет счета 23 Кредит счетов 10, 70, 69 и др.;

Дебет счета 25 Кредит счета 23.

Можно и проще (если учет работы ремонтного подразделения не ведется на отдельном субсчете к счету 23):

Дебет счета 25 Кредит счетов 10, 70, 69 и др.

Если ремонт проводит другая организация, то:

Дебет счета 25 Кредит счета 60.

И, в конечном итоге по окончанию месяца все эти затраты (на эксплуатацию, содержание и пр.) строительной техники и другого оборудования, непосредственно используемого при производстве СМР по договорам подряда, должны быть включены в затраты по выполнению этих самых работ.

Если, допустим, данное оборудование (механизм) весь месяц работал на одной и тоже строительной площадке (на одном и том же объекте), то в регистрах бухгалтерского учета эти затраты будут прямыми.

Если объект перевозился с площадки на площадку, то есть использовался на нескольких объектах (по разным договорам), то все затраты по нему (уже косвенные) следует распределить между этими объектами (заказами, договорами). Как? Согласно выбранному организацией экономически обоснованному показателю.

Таким показателем можно, признать, например, сведения о зарплате. Кто конкретно из прорабов (мастеров) закрывал машинисту (трактористу, бульдозеристу) табель (наряды).

Или другие подобные сведения, подтверждающие период работы этого агрегата на конкретном объекте.

Также за такой показатель в ряде случаев можно признать, например, объем выполненных работ.

Для целей налогообложения прибыли затраты эти в любом случае признаются прямыми и распределяются между объектами по тому же самому алгоритму, как и в регистрах бухгалтерского учета.

Более подробно о прямых и косвенных затратах (а также расходах) я уже писал чуть раньше, поэтому повторяться не буду.

Комментарии

1
  • Сергей Верещагин

    Довожу до сведения всех заинтересованных, что работа над Методическим пособием "Разъяснения по применению федеральных стандартов по бухгалтерскому учету «Капитальные вложения» (ФСБУ 26/2020) и «Основные средства» (ФСБУ 6/2020), принятых Приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. №204н" закончена. Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона планирует получить его из типографии где в начале I квартала 2023 года. Планируемый тираж - 3 тыс. экз. Члены ИПБ МР могут получить его бесплатно. Члены ИПБ других регионов могут также бесплатно получить его, направив заявку (от имени своего Института) в ИПБ МР. В электронном виде это пособие планируется к размещению на сайте ИПБ МР во второй половине декабря.

    Это не реклама, это я просто делюсь плодами своего труда.

    Да, и в 2021 году там же, в ИПБ МР вышло также мое методическое пособие "Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и продажу продукции в коммерческой организации".

    Его тоже можно получить бесплатно.