Учет в строительстве

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Окончание строительства и перевод объекта в состав основных средств.

После того, как работы по возведению объекта недвижимости в рамках проекта будут завершены, инвестор (или от его имени и по его поручению – технический заказчик) вновь должен посетить те же самые коридоры власти, где ранее он получал разрешение на строительство.

Цель нового визита – получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Данный документ (п. 1 ст. 55 ГСК) удостоверит, что работы по возведению объекта выполнены в полном объеме согласно имеющемуся разрешению на строительство.

Он также подтверждает, что построенный объект соответствует градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Кроме заявления на выдачу разрешения на ввод необходимо представить также документы, перечень которых приведен в п. 3 ст. 55 ГСК.

К ним, в частности, относятся:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок

  • градостроительный план земельного участка;

  • разрешение на строительство;

  • акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

  • документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

  • другие документы, приведенные в указанном пункте.

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязан обеспечить проверку предоставленных документов, осмотр объекта и принять решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (п. 5 ст. 55 ГСК).

Решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 55 ГСК).

Полученное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию дает возможность инвестору (застройщику) зарегистрировать возникновение права собственности на возведенную недвижимость.

Затраты на эту регистрацию, как я уже раньше не раз говорил, оптимально признавать затратами на капитальные вложения и включать в первоначальную стоимость возведенного объекта.

Также наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию дает организации право (но не всегда обязывает) признать возведенный объект пригодным к использованию в запланированных целях и признать его основным средством (п. 18 ФСБУ 26/2020).

Напомню еще раз, что выданное разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости (и это не обязательно объект основных средств) представляет собой документ, который удостоверяет выполнение его строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (п. 1 ст. 55 ГСК).

Выданное ранее разрешение на строительство (п. 1 ст. 51 ГСК) удостоверяет, что представленная застройщиком проектная документация соответствует градостроительному плану земельного участка.

Таким образом, разрешение на ввод подтверждает только, что участникам строительства выполнены все работы, предусмотрены разработанным ранее проектом. Но проектно-сметная документация (ПСД) не обязательно содержит весь перечень работ, которые необходимо выполнить для того, чтобы объект начал функционировать.

Так же напомню, что «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утверждены постановлением Правительства от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В общем случае проект должен состоять из 12-ти разделов (п. 9 Положения).

Если финансирование строительства объекта капитального строительства не происходит за счет бюджетных средств, то необходимость и объем разработки ряда разделов определяются заказчиком (в данной ситуации – инвестором) и указываются в задании на проектирование.

К таким разделам, в частности, относятся:

  • 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»;

  • 6 «Проект организации строительства»;

  • 10 (1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»;

  • 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства».

Например, в ПСД, на основании которой было получено разрешении на строительство, может быть и не предусмотрен комплекс отделочных работ. На их выполнение, допустим, застройщик (точнее, инвестор) намеревается заключить договор с другим подрядчиком (и не с тем, который возводил само здание) уже после получения разрешения на ввод.

Следовательно, и после получения разрешения работы в уже построенном здании еще могут продолжаться.

Затраты на их проведение, также должны быть отнесены на увеличение его первоначальной стоимости.

К аналогичным выводам пришел и Президиум ВАС.

В постановлении от 16.11.2010 № ВАС-4451/10 (доведенным до сведения налоговых органов письмом ФНС от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@) отмечено, что выдаваемое на основании ст. 55 ГСК разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации.

Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство.

В дальнейшем такие же выводы были сделаны и в других судебных решениях.

Например:

И только после того, как руководство организации примет технически обоснованное и документально оформленное решение о пригодности объекта к эксплуатации, капитальные вложения будут считаться законченными, и объект переведётся в состав основных средств (амортизируемого имущества для целей налогообложения).

За образец документа, которым подтверждается пригодность объекта к использованию в запланированных целях (то есть к эксплуатации), можно взять «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» по форме ОС-1а (утвержден постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7).

Акт в одном экземпляре заполняется назначенной приказом руководителя комиссией, в состав которой может быть (но не обязан) включен представитель бухгалтерской службы. На 3-ей станице акта эта комиссия высказывает свое заключение о пригодности объекта к использованию.

На первой странице акта также указываетсяустановленный комиссией срок полезного использования этого объекта.

Дата утверждения ОС-1а руководителем организации и является основанием для перевода объекта в состав основных средств.

Вот здесь и будет сделана окончательная запись, подтверждающая завершение капитальных вложений и принятие к учету объекта основных средств:

  • Дебет счета 01 Кредит счета 08.

Комментарии

6
  • 390392

    @Сергей Верещагин, для себя хочу уточнить.

    У меня как раз нежилое здание построено, но еще не сделана внутренняя отделка. Но здание поставили на кадастр, в справке из ЕГРН на это здание есть строка - год ввод в эксплуатацию по завершению строительства 2022 г.

    Я могу не вводить его как ОС, пока не закончим внутреннюю отделку?

    • Сергей Верещагин

      На кадастровый учет у вас поставлен объект недвижимости, который еще не пригоден к использованию, как объект основных средств. Вот так получается.

      • 390392

        а так можно? чем это грозит?

  • Сергей Верещагин

    А почему нельзя? Недвижимость может быть и основным средством, и товаром, и готовой продукцией.

    Вы поставили на кадастровый учет именно объект недвижимости.

    А ОС он станет только после того, как вы полностью выполните все работы, только после завершения которых он станет пригодным к эксплуатации. В посте я, кажется, подробно расписал это.

    И кадастровая стоимость объекта и его стоимость в БУ и НУ - это несколько разные вещи.

    • 390392

      спасибо Вам большое

Как оспорить решение инспекции труда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Интересные материалы

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль