Бухгалтерский учет

Просто о сложном: работы и… работы

Продолжение размышлений из серии «Просто о сложном». Работы бывают разные.
Просто о сложном: работы и… работы

Что значит я?

«Я» бывают разные.

Очень умный Кролик.

Продолжим размышления над корректными толкованиями терминов.

Надеюсь, что большинство коллег, читающих мои опусы,  согласились с определениями затрат и расходов (https://www.klerk.ru/user/209610/620463/), а также работ и услуг (https://www.klerk.ru/user/209610/621255/).

Сегодня же хочу поговорить о различных видах работ. В частности, о работах по производству продукции и работах по договору подряда.

В бухгалтерском учете готовой продукцией, предназначенной для продажи в ходе обычной деятельности организации, признается конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством (подп. «в» п. 3 ФСБУ 5/2019).

До завершения обработки (или комплектации), предусмотренного технологическим процессом то есть получения конечного результата в регистрах бухгалтерского учета будут отражены затраты на незавершенное производство (подп. «е» того же п. 3 ФСБУ 5/2019).

Таким образом, вначале в регистрах бухгалтерского учета отражаются затраты на производство продукции:

  • Дебет счета 20  Кредит счетов 10, 70, 69, 60, 25 и пр.

После того, как технологический процесс будет завершен и документально подтвержден, к учету принимается готовая продукция:

  • Дебет счета 43  Кредит счета 20.

И она дожидается покупателя. Сколько сей процесс ожидания может продлиться? День или неделю, месяц или год, однозначно сказать трудно.

И сразу обращаю внимание, что с пришедшим (приехавшим, или там приплывшим) покупателем будет заключаться договор купли-продажи.

По такому договору (п. 1 ст. 454 ГК РФ) продавец обязуется передать в собственность покупателю определенную договором вещь (или вещи), а покупатель, соответственно, принять переданное и оплатить предусмотренную договором цену.

И еще раз обращаю внимание, что передается и принимается право собственности, то есть пользования, владения и распоряжения этой вещью.

А чтобы его передать, его до этого нужно что?

Правильно, иметь.

То есть продать можно только вещь, на которую у продавца уже есть бесспорное право этой самой собственности.

Не вдаваясь в подробное рассмотрение всех нюансов* возникновения, передачи и приобретения права собственности (этому посвящена 13, 14 и 15 главы I части ГК РФ) остановимся только на том, что риск случайного повреждения или случайной гибели вещи (в рассматриваемой ситуации — готовой продукции) в 99,(9)% случаев несет собственник (ст. 211 ГК РФ). Договором (или действующим законодательством) могут быть предусмотрены и другие варианты, но их число довольно мало.       

*Как говаривал в своё время один мой знакомый прапорщик-философ: — Жизнь, она богата нюансами оттенков.   

То есть переход права собственности от продавца к покупателю чаще всего происходит одновременно с переходом вышеупомянутого риска (проще говоря — материальной ответственности) от первого к последнему*.

*Если данная публикация будет пользоваться вниманием коллег, то уже заранее предвижу комментарии, в которых мне выкатят энное количество случаев, в которых право собственности перешло, а риск еще нет, или наоборот. Еще раз повторю, что жизнь богата нюансами оттенков, а я тут рассматриваю наиболее общий вариант.   

Но для того, чтобы право собственности передать, его вначале нужно заиметь.

Таким образом, и, думаю, что большинство со мной согласятся, что у организации, производящей готовую продукцию, право собственности на нее возникает с момента начала ее производства и вплоть до момента ее продажи покупателю.

И вернемся к тому, что ожидающая покупателя продукция принадлежит по праву собственности её производителю. 

И он волен распоряжаться ей по своему желанию

Ну, например, кабинеты на мебельной фабрике, вероятнее всего, будут обставлены продукцией собственного производства.

И эта мебель (столы, стулья, шкафы и пр.), после того, как она со склада была передана в кабинеты, подлежит переводу из готовой продукции в хозяйственный инвентарь.

Записи в этом случае будут:

  • Дебет счета 10 (субсчет сами придумайте, мне лень)  Кредит счета 43;

  • Дебет счета 26  Кредит счета 10.

Сама это мебель при этом с территории организации никуда не делась. Списана на расходы ТОЛЬКО ЕЕ СТОИМОСТЬ.

 Можно ещё, например, передать её, в рамках благотворительности, в детский дом, школу и т. д.

Здесь уже выбытие мебели (безвозмездная передача права собственности на неё) и признание затрат на её производство расходами следует отразить, как:

  • Дебет счета 91.02  Кредит счета 43.

Неленивый читатель может предложить еще полтора-два десятка вариантов использования собственной продукции в различных ситуациях.

Продажа мебели покупателю (то есть уже возмездный переход права собственности), это уже стандартные проводки:

  • Дебет счета 62  Кредит счета 90.01;

  • Дебет счета 90.03  Кредит счета 68.02;

  • Дебет счета 90.02  Кредит счета 43.

Вопрос: — Какие конкретно документы следует оформить, чтобы отразить в учете (как бухгалтерском, так и налоговом) эти операции?

Ответ: — Первичные учетные.

И напомню, в который уже раз, что вот как второй десяток лет, с 01.01.2013 (даты вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») применение только унифицированных форм первичных учетных документов для отражения свершившихся фактов хозяйственной жизни что в регистрах бухгалтерского учета, что для целей налогообложения Н Е  О Б Я З А Т Е Л Ь Н О.

Обязательное условие только одно, документ должны содержаться семь реквизитов, указанных в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, а именно:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

А будет ли этот документ оформлен по образцу и подобию ранее обязательного унифицированного, либо самостоятельно разработанным продавцом (или покупателем), никаких проверяющих и контролирующих волновать не должно.

Если информации, которую дают сторонам сделки эти семь обязательных реквизитов им достаточно, дабы отразить в учете ее результат, то есть продавцу — реализацию, и покупателю — приобретение актива, то достаточно.

Если покупателю нужны еще какие-то дополнительные сведения, то он вправе потребовать от продавца либо указать их в этом первичном документе (переделать его согласно требованиям покупателя), либо предоставить их дополнительно (в приложении, спецификации и т. д., и т. п., и пр.).

Так, например, при приобретении продукции, которую покупатель примет к учету, как объект основных средств, продавец никоим образом не обязан выдавать документ, за образец которого взят акт по форме ОС-1.

Он имеет полное право выдать документ (накладную, приемопередаточный акт и т. п.), за образец которого была взята товарная накладная ТОРГ-12, или накладная М-15, или УПД.

Но при этом также следует учесть, что покупатель должен получить вместе с приобретенным имуществом и относящиеся к нему сопроводительные документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.) (п. 2 ст. 456 ГК РФ).

И вот в этих документах и будет (по крайней мере должна) содержаться вся необходимая информация (дата изготовления, предполагаемый срок службы, гарантийный срок и т. д.) необходимый для принятия объекта основных средств к учету.

Тоже самое и вышеупомянутой мебелью. В приемопередаточном документе (и в счете-фактуре) может быть указано только: — Комплект мебели «Офис мечты» стоимостью 950 тыс. руб.

А вот в спецификации (или как-то ещё можно её назвать) будет приведен полный состав этого комплекта, типа:

— Стол руководителя (1 шт.) (75 тыс. руб.);

— Стол для совещаний (1 шт.) (90 тыс. руб.);

— Кресло руководителя (1 шт.) (23 тыс. руб.);

— Стулья (12 шт.) (3 тыс. руб./шт.);

— и т. д., и т. п., и пр.   

Как чуть ранее отметил, покупатель может запросить у продавца и какую-то дополнительную информацию, если имеющейся в первичном документе, или там, в спецификации и пр., ему будет недостаточно.

Однако продавец не обязан ему такую выдать по первому же требованию.

Мало ли он там требует?

Тут уже как договорятся. Вариантов (нюансов оттенков) может быть много.

На этом первую часть буду заканчивать.

Рассматривать особенности выполнения работ при заключении договора подряда (а подряд тоже бывает разный) буду в следующей публикации, которую планирую разместить в ближайшие дни.

И, коллеги, нужна обратная связь. Количество просмотров, открытий и дочитываний (особенно если они ближе к тысяче)  — хорошо, но мало.

Лайки  — уже лучше.

Комментарии (но толковые, а не просто трёп на тему) — еще лучше.

А вот лайк плюс комментарий (на который постараюсь ответить) плюс донат — это уже супер.

Информации об авторе

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

78%

Старт обучения в удобное Вам время

Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С

Курс для тех, кто хочет научиться бухгалтерии с нуля и применять знания на любом участке учета: вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учет, работать в 1С, управлять финансами и оптимизировать налоги.

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

Моя аксиома: Клерк.Премиум должен быть у всех бухгалтеров России. Поэтому цена — 6 000 рублей в год

В подписку включены не только обучение, консультации и разборы, но и проверка контрагентов. Поэтому, если сомневались — активируйте доступ прямо сейчас.

Моя аксиома: Клерк.Премиум должен быть у всех бухгалтеров России. Поэтому цена — 6 000 рублей в год
9

Деятельность блогеров официально включат в ОКВЭД. 💃«Ночной бухгалтер» № 1897

В классификатор добавят четыре новых кода деятельности.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
ОФД

Ключевые игроки рынка ОФД в 2025 г.

CNews Analytics представил рейтинг лидеров отрасли, которые не только упрощают работу с онлайн-кассами, но и помогают бизнесу принимать грамотные управленческие решения.

Ключевые игроки рынка ОФД в 2025 г.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что такое гэп и как его использовать инвестору

Гэп — это разрыв в ценовом графике актива, который возникает, когда цена открытия торгового периода значительно отличается от цены закрытия предыдущего периода. 

Что такое гэп и как его использовать инвестору

Как перейти на ОСН с УСН в случае добровольного отказа от дробления бизнеса

Еще раз про исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности: на что обратить внимание

В период подготовки отчетности иногда обнаруживаются ошибки, и в очередной раз думаешь, как исправить. Казалось бы, ПБУ 22/2010 подробно разъясняет, что делать, а многочисленные комментарии - как, но есть не вполне очевидные моменты, заслуживающие обсуждения.

Замена торг-12 на упд

Добрый день! Подскажите пожалуйста, хотим вместо отгрузочных документов торг-12+сч-ф выписывать упд. Можно ли начать прям с середины месяца? Или нужно дождаться...

Читать полностью

Эксперт:

Сергей Верещагин

Сергей Верещагин
Эксперт

Добрый день!

Какого-то прямого запрета на изменение формы первичного учетного документа ни в ФСБУ 27/2021, ни в Законе о бухгалтерском учете...

Читать полностью
Банки

Клиенты банка смогут назначать доверенных лиц для подтверждения операций

Чтобы лучше защитить деньги на банковских счетах, власти разрешат клиентам выбрать доверенных лиц, которые будут разрешать или отклонять операции.

НДФЛ

За продажу автомобиля, который принадлежал вам менее 3 лет, надо отчитаться по 3-НДФЛ

Освобождаются от НДФЛ доходы от продажи транспортного средства, находившегося в собственности человека 3 года и более. Если человек владел автомобилем менее 3 лет, льготы по НДФЛ не будет.

Новости ФНС

96% СРО арбитражных управляющих работают в регистре ФНС

Арбитражные управляющие и СРО теперь могут получать информацию о должниках в режиме реального времени через сервис в регистре ФНС.

НДС

На овощные консервы хотят снизить НДС до 10%

Чтобы налоговые условия для производителей овощей и консервов из них были равны, депутаты собираются установить НДС в размере 10% на продажу обработанной продукции.

Обучение для бухгалтеров

Код периода и КБК для завтрашнего уведомления об удержанном НДФЛ

Завтра, 25 марта, крайний срок сдачи уведомления по ЕНП, в которое войдут зарплатные налоги — НДФЛ и взносы. Рассказываем, как заполнить уведомление без ошибок.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: мошенники следят за домом через «умные» зубные щетки, началась мощная магнитная буря, а на покупку билетов будет «период охлаждения»

Подготовили обзор главных событий дня — 24 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Госзакупки

Госдума приняла в первом чтении законопроект об унификации торгов

Единые правила проведения торгов позволят упростить процедуру предоставления имущества, снизить количество нарушений, повысить уровень конкуренции на торгах.

НДС на УСН

На услуги упрощенцев по техприсоединению НДС надо накручивать сверху

База по НДС – это цена рыночная товара, работы, услуги. На нее начисляют НДС. Это правило работает и по услугам по техническому присоединению.

Минфин пока что не думает вводить акциз на чипсы

Идеи запретить продажу чипсов детям, ввести на них акциз и ограничить рекламу пока что не дошли до Минфина.

Гособоронзаказ

Формирование БЭН (ОЭПиН) в ГОЗ

Правильное формирование БЭН или ОЭПиН (базовые экономические нормативы, обоснованные экономические показатели и нормативы) — важная и непростая задача для исполнителей гособоронзаказа. Этот процесс требует не только точного распределения затрат, но и глубокого понимания взаимосвязи между различными нормативными документами, а также определенных навыков ведения переговоров.

Формирование БЭН (ОЭПиН) в ГОЗ

С 1 сентября 2025 года будут маркировать больше сладостей и кондитерских изделий

В настоящее время проект постановления Правительства, разработанный Минпромторгом, проходит стадию регулирующего воздействия на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Теперь по-настоящему профессия: Блогеры попали в классификатор ОКВЭД

С 1 мая деятельность блогеров будет закреплена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

Бухгалтеры

Пост-знакомство. «Клерк», привет!

Всем привет! Давайте знакомиться, меня зовут Наталья, я работаю бухгалтером уже более 15 лет.

2

Интересные материалы

Работодатель не имеет права штрафовать сотрудника на испытательном сроке

За дисциплинарные нарушения работодатель может сделать замечание, выговор или вообще уволить сотрудника. Но оштрафовать работника нельзя.