Я оказалась на съезде IT-архитекторов и всех, кто причастен к развитию IT в финансовой и смежных отраслях. Искала ответы на вопросы об импортозамещении и новости о банковских креативах.
Расскажу вам про тренды, о которых узнала.
Ландшафт разработки ПО в России изменился до неузнаваемости
Ситуацию с необходимостью импортозамещения представители крупнейших (том числе, государственных) банков совсем уж неочевидной не называли, хотя признавались, что все равно не были к ней готовы. Зато экстремальные условия назвали катализатором развития.
После ухода западных фирм многие остались без своей цифровой архитектуры. А ее создание призвано изменить производство, сделать его эффективным и быстрым. Отныне будут актуальны цифровые платформы, так как нет российских решений, а многие фирмы при наличии иностранных предложений, не задумывались о создании своих.
Сбер презентовал свою облачную цифровую платформу для разработки бизнес-решений, которая поможет ускорить разработку информационных и бизнес-приложений любого масштаба и сложности.
Получила платформа название – Platform V.
Нейминг публично не обсуждали и не объясняли и, как мне показалось, обоюдно старались приглушать голос, вставляя его в разговор.
Вообще, если не качеством, но уж патриотичными названиями ПО мы точно всем отомстили. У Ростелекома, к примеру, есть «Яга» – платформа управлениями задачами, проектами, процессами. А внутри самостоятельный модуль «Ёжка». Было очевидно, что отдельные российские вендоры, неожиданно для потребителей и даже для себя пересели с камчатки в первый ряд и теперь с особым трепетом воспринимают свое нового положение.
Бизнес будет менять ПО системно
Касаясь темы импортозамещения, представители банков в целом отмечали, что «грызут землю». Но на вопрос, а когда же наступит цифровой суверенитет – пытались отшутиться (плохо!), четкого ответа не давали, и мне нечего вам принести.
Впрочем, у компаний все больше возможностей реализовать бюджеты на закупку российского ПО. В первую очередь это касается замещения операционных систем и систем управления базами данных как базовых компонентов инфраструктуры, во вторую – прикладного и специального софта.
Еще один тренд – антихрупкость. Финтех осознал, что нельзя полагаться на одно конкретное решение. Всегда должна быть возможность замены и выбора поставщика, независимо от конкретной технологии. Архитектура должна быть готова к будущим трансформациям, чтобы ее не пришлось переписывать с нуля.
Все больше процессов перенесут в облака
Облака не заменяют инфраструктуру, но качественно дополняют ее и расширяют возможности.
Яндекс говорит, что провайдер должен быть не поставщиком, а партнером. Помощь потребуется бизнесу, который вообще еще не работал с публичным облаком, таким компаниям просто не будет, особенно при переходе на парадигму infrastructure as code.
Вообще же Яндекс предполагает, что банковский сектор займет самую большую долю (12%) среди пользователей облачных сервисов в России к 2025 году (розничная торговля – 11%, услуги – 10%). А финтех и сервисы для инвестиций будут внедрять облачные технологии быстрее всех индустрий РФ.
Но вот как при этом будет решаться вопрос с банковской тайной – пока четкого ответа тоже нет.
Яндекс входит в рабочую группу, которая обсуждает механизм управления рисками аутсорсинга на финансовом рынке. Сейчас требуется определить правовой статус поставщиков облачных услуг, чтобы распространить требования к конфиденциальности информации, которую они будут держать.
Облака уже реальность в финсекторе, но насколько это выгодно, я не поняла: приводились противоположные данные.
Рынок ИИ будет развиваться
Банки будут активнее внедрять ИИ-ботов в бизнес-процессы, экспериментировать с голосовыми ассистентами и автоматизировать новые каналы коммуникации, продаж и т.д. В будущем помощники станут более персонализированными и проактивными.
Не смогла не вспомнить фильм про писателя, который влюбился в ИИ: если не видели, советую на выходные.
Вам потребуется делать все меньше команд, потому что ассистенты подберут информацию для конкретного контекста и сделают подходящие предложение.
Адель Валиуллин из Газпромбанка рассказал, что ИИ помогает в 2,5 раза качественнее отбирать клиентов на премиальные карты.
Отрасль сохранили, человеческого капитала хватает
Что меня удивило, так это отсутствие жалоб на нехватку айтишников. Финтех-гиганты лишь вскользь упомянули, что квалифицированные кадры нужны всегда, и благодаря современной IT-архитектуре потребность в специалистах с базовыми функциями будет отваливаться. Пригодятся только умные.
А как теперь иначе?!
Начать дискуссию