НДФЛ

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Доброго выходного дня, товарищи! На днях думал о том, а чего бы полезного «залить» на Клерк. На глаза попались новостные сводки о перспективах дальнейшего ужесточения требований к работодателям, равно как и к «пользователям» услуг иностранных граждан. Как итог – родилась методичка, которая не претендует на «премию года», но скорее всего поможет Вам разобраться в основных моментах, связанных с официальным трудоустройством иностранных граждан («прежде чем растить мышцы, разберись со связками и скелетом»).

В настоящей статье речь пойдет об официальном трудоустройстве иностранных граждан, которым не требуется получение Визы (в иных условиях она также может быть полезна, но не детально).

Огромная благодарность команде Клерк.ру за предоставленную площадку. Небольшая реклама услуг указанной платформы позволяет мне отвечать на ряд вопросов бесплатно, без вашего обращения к платным консультантам:

https://www.klerk.ru/premium3/?refLinkId=10429&partnerId=21808 – 12 месяцев Клерк премиум.

https://www.klerk.ru/premium3/?refLinkId=10431&partnerId=21808 – 1 месяц Клерк премиум.

Выбор есть всегда.

МЕТОДИЧКА

  1. Указанный пункт не сказать, что является обязательным, но… ОБЯЗАТЕЛЬНО посоветуйтесь с вашими начальниками участков и бригадирами, в целях осуществления выборки наиболее подходящих кандидатов для официального оформления, поскольку дальнейшее взаимодействие с иностранными гражданами, при условии их возможного формального отношения к трудовым отношениям (внезапные вылеты за пределы РФ, отсутствие уведомлений о продлении патентов и тп…), может привести к значительным штрафам со стороны контрольных органов.

  2. Необходимо определиться с тем, нужна ли виза для иностранных граждан:

    1. не нужна, к примеру, для Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Азербайджанской Республики, Кыргызской Республики (Киргизия);

    2. Нужна – преимущественно (но без деталей) для всех остальных.

  3. Необходимо проверить квоты, которые установлены для официального устройства мигрантов в вашем регионе (в свободном доступе информации более чем достаточно). Квоты рассчитываются от общего числа сотрудников и выборки граждан Российской Федерации, осуществляющих трудовую деятельность в вашей организации.

  4. Особенности и требования законодателя (нужна виза или нет, а также иные детали), с учетом постоянно меняющейся политической и социально-экономической конъюнктуры, необходимо проверять на Консульском информационном портале - https://www.kdmid.ru/info-for-traveling-abroad/reference-information-for-traveling-abroad/list-of-countries-with-simplified-entry/ .

  5. При трудоустройстве иностранного гражданина (безвизового) предоставляются работодателю следующие документы:

    1. Национальный паспорт. В случае, если в указанном документе отсутствует перевод на «Русский язык», также обязательно предоставляется заверенный перевод соответствующего документа;

    2. Патент:

      1. Обязательно проверьте регион выдачи, поскольку иностранный специалист может осуществлять деятельность только в регионе выдачи;

      2. В случае, если в патенте указана специальность, необходимо учесть, что трудоустраивать работодатель может исключительно по соответствующей специальности;

      3. При предоставлении патента иностранного специалиста необходимо попросить предоставить квитанцию об уплате фиксированных авансовых платежей. Это делается для того, чтобы узнать о сроках выдачи и продления разрешения на работу (сумму из квитанции делим на месячный платеж и узнаем срок действия патента). Проверка необходима, поскольку в случае принятия иностранного специалиста с просроченным патентом или с тем, состояние которого, что называется - «на исходе», можно нарваться на значительные штрафы со стороны государственных органов;

      4. Обязательно проверяйте действие патента через специальный сервис МВД - https://сервисы.гувм.мвд.рф/tm;

      5. Обратите внимание на необходимость проверки чеков об оплате патента.

    3. ИНН – в общем порядке выдается при оформлении патента;

    4. Полис ДМС НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Указанный пункт я включил специально, поскольку до сих пор в интернете курсирует мысль о том, что «обычным» (т.е. не высококлассным специалистам – термин юридический, используется Законодателем) специалистам необходимо оформлять Полис ДМС при трудоустройстве. На самом деле нет, указанное требование для «обычных» специалистов Законодателем более не предъявляется.

    5. Трудовая книжка:

      1. Если есть (ранее выдавалась на территории РФ), использовать ее;

      2. Если нет, необходимо заводить электронную трудовую книжку.

    6. СНИЛС:

      1. Если есть, использовать его;

      2. Если нет, то на работодателя при трудоустройстве возлагается обязанность подачи в свое отделение Социального фонда РФ заявления от имени работника в виде анкеты (АДВ-1), а также описи (АДВ-6-1);

    7. Документ об образовании;

    8. Миграционная карта.

  6. При составлении трудового договора можете воспользоваться формами, имеющимися в вашей организации, из дополнительного – добавляем реквизиты патента и разрешения на временное проживание, либо вида на жительство.

  7. Обязательно в трехдневный срок после заключения трудового договора необходимо сообщить об этом в МВД (форма – «уведомление о заключении трудового договора»). Соответствующее уведомление подается в территориальный орган миграционной службы. Как по мне, проще всего через Госуслуги.

  8. Проследите, а лучше проконтролируйте, чтобы иностранный специалист также в момент приема подал «уведомление об осуществлении трудовой деятельности иностранным гражданином» в отдел, выдавший ему патент. Указанное требование добавилось в связи с вступлением в законную силу 07.01.2024 отдельных положений Федерального закона от 10.07.2023 № 316-ФЗ (смотрите форму уведомления и детали в Приказе МВД России от 05.09.2023 № 655). В случае, если специалист не подаст уведомление, в момент последующей попытки продлить патент, ему в этой услуге откажут и отправят «домой», а вам успеют накинуть штраф (может же случиться так, что специалист своевременно не уведомит вас о том, что патент просрочен).

  9. Заработная плата должна перечисляться исключительно на расчетный счет в уполномоченном банке, но никак не выдаваться в наличной форме. В ином случае будет штраф и привлечение организации к административной ответственности (от 20 до 40 % от суммы перечисленных средств) за каждый факт выдачи денежных средств минуя счета в уполномоченных банках.

  10. Ну и бонусом – не забудьте посмотреть порядок уменьшения НДФЛ на сумму фиксированного платежа за патент (особенности можете прочитать где-нибудь еще))).

Всех благ! Цель статьи – помощь в поиске информации, в целях выполнения бухгалтером, юристом, руководителем, ну или не профильным специалистом своих или (не очень😉) должностных обязанностей.

 

Начать дискуссию