Как вести учёт сложномаркируемых товаров

Каждый из нас ежедневно сталкивается с тем или иным видом маркировки в повседневной жизни. Но никто не задумывается, что есть продукция, которую по тем или иным причинам сложно маркировать. Давайте вместе разбираться, что это за товары, кому и зачем нужно их идентифицировать, и какие инструменты могут с этим помочь.
Как вести учёт сложномаркируемых товаров

Практически все товары имеют отличительные признаки, помимо характеристик и размеров упаковки. К ним относятся штрихкод (ШК), QR-код, серийный номер, RFID метка, DataMatrix код. То есть что-то, что позволяет упростить идентификацию различных видов продукции не по внешним признакам и их учёт.

Кто-то скажет, что промаркировать товар — реально и совсем не сложно. Всего-то и делов: распечатать нужную этикетку на самоклеящейся бумаге, прижать к внешней упаковке, и готово. А некоторые производители сразу вспомнят, в какой увлекательный квест и экспириенс превращается этот процесс. 

Такая непростая маркировка

Обычно сложности с маркировкой возникают в нескольких случаях:

  • товары хранятся на открытом складе и постоянно подвергаются климатическому воздействию;

  • товары крупногабаритные, тяжёлые, их сложно перемещать;

  • товарная единица в несколько раз меньше маркировочной этикетки (канюли, коннекторы для патчкордов);

  • продукция не имеет внешней упаковки или на неё невозможно нанести какое-либо средство идентификации без дополнительных манипуляций (например, штрихкод на нешлифованный деревянный брус или RFID-метку на металлический корпус изделия),

  • условия на складе/производстве не позволяют одномоментно промаркировать всю продукцию.

И тогда сотрудники компаний ведут учёт товаров вручную в таблицах Excel, по-прежнему записывают наименование и количество штук на бумажном листе (так же проще!) и всё время ошибаются. Однако такой подход рационален, лишь пока объёмы реализуемой продукции небольшие, а финансовые потери не равны получаемой прибыли.

Если же руководство стремится вывести компанию в лидеры среди конкурентов, то старые способы учёта и маркировки товаров нужно менять на новые и современные. 

Общие требования к маркировке товаров

Давайте рассмотрим предъявляемые к штрихкодам, серийным номерам, RFID меткам и другим знакам идентификации товара общие требования. Они отличаются в зависимости от категории и вида продукции. Например, для каких-то товаров обязательно указывать состав и сроки годности, а для других достаточно информации о производителе и стране происхождения.

Как бы то ни было, любые знаки идентификации:

  • должны быть уникальными,

  • изготавливаться из надёжного и стойкого материала,

  • не терять со временем чёткости изображения и читаемости посредством стационарного сканера или ТСД,

  • размещаться в легкодоступном для сканирования месте на упаковке, 

  • не содержать в себе информации, которая может ввести в заблуждение потребителя,

  • соответствовать законодательным нормам.

Это лишь малый список требований, так как маркетплейсы, например, устанавливают собственные правила. И при работе с электронными торговыми площадками нужно быть готовым к дополнительным расходам на маркировку. 

Типы нанесения маркировки

Существует всего 2 общих типа нанесения товарной маркировки, которые можно отнести абсолютно ко всей выпускаемой продукции. 

  1. Прямое нанесение — предполагает маркировку непосредственно самой товарной единицы, а не упаковки. Например, когда этикетку со штрихкодом наклеивают на обратную сторону плитки, посуды. А вот для металлических, деревянных и пластиковых изделий больше подходит гравировка, тиснение или пьезоструйная печать.

  2. Непрямая маркировка — используется если идентификационный знак возможно прикрепить только ко внешней упаковке. Например, штрихкод приклеивается на отдельную бирку, а уже она крепится к меховому изделию. Либо же маркируется целиком палета или поддон.

Отдельно выделяют типографский способ нанесения. Но его, скорее, можно отнести к обязательной маркировке в системе «Честный ЗНАК». 

Правильно выбранный способ нанесения идентификационных знаков гарантирует долгосрочное сотрудничество с клиентом.

Организация складского хранения

Не менее важным аспектом успешной работы компании является организация складского (адресного) хранения.

Зонируйте помещения, это позволит оптимизировать площади хранения. А если привязать к каждой конкретной зоне штрихкод — ещё и работу персонала.

Хотите, чтобы кладовщики не путались в заказах? Тогда пусть размещают одну партию товара на одной палете.

Адресное хранение на складе: принцип работы, с чего начать организацию, маркировка стеллаже

Как оцифровать данные о товаре и с помощью чего идентифицировать?

Перенос бизнес-процессов в цифровой формат называют диджитализацией. То есть информация о товарах, их стоимости, товарном запасе, заработной плате сотрудников и другая теперь будет храниться не на бумажных носителях или в таблицах, а в учётной системе. А вероятность потери данных будет стремиться к нулю. 

Оцифровка бизнес-процессов позволяет кратно их ускорить. И может быть выполнена 2 способами (картинка): 

  • частично — подразумевает учёт товаров в системе (например: 1С, Axapta, МойСклад, Контур.Маркет, SAP и другие), но вручную и по бумажным документам;

  • полностью — когда работа склада автоматизирована на 100%, а все складские операции выполняются с помощью мобильных устройств — терминалов сбора данных (ТСД). 

Как показывает практика, переход от работы за стационарным ПК на работу с мобильными устройствами в несколько раз повышает эффективность сотрудников за счёт использования мобильных приложений, которые:

  • значительно сокращают время движения и перемещения кладовщиков по складу;

  • дают доступ к данным о товаре «на ходу» внутри и за пределами складских помещений;

  • снижают риск влияния человеческого фактора и, как следствие, ошибок;

  • упрощают обработку данных о товаре;

  • обеспечивают возможность загрузки изображений, большой номенклатуры и объёмных инвентаризационных описей.

Что представляет собой терминал сбора данных?

Это мобильное устройство со встроенным сканером для считывания QR, DataMatrix, штрихкодов и RFID-меток. Используется в различных сферах для сбора, хранения, систематизации и передачи данных о товаре/услугах в учётную программу. О том, какой ТСД лучше выбрать для маркировки товаров, расскажем немного позднее. Однако стоит понимать, что для ведения полноценного учёта на терминал сбора данных нужно установить специализированное программное обеспечение.

К выбору мобильного софта стоит подходить не менее основательно

Так как, возможно, через некоторое время вы захотите расширить имеющийся функционал, а такая возможность в приобретённом вами ПО отсутствует. Поэтому рекомендуем заранее ознакомиться со всеми возможностями программного обеспечения и выбрать подходящее именно вам. 

Например, российский разработчик «Клеверенс» предлагает готовые IT-решения для мобильной автоматизации магазинов, складов, производств, логистики, учреждений государственного сектора и нефтегазоперерабатывающих корпораций. 

Софт позволяет

  • идентифицировать товары;

  • выполнять все операции: сбор штрихкодов, приёмку, отгрузку, инвентаризацию, перемещение и другие;

  • одновременно работать с несколькими документами;

  • вести партионный и серийный учёт;

  • работать различными видами маркировки: ЕГАИС, Меркурий, «Честный ЗНАК»;

  • печатать этикетки.

Код программного обеспечения открыт, и его можно дорабатывать.

Какие этикетки подойдут под сложные условия: улица, дождь, холод?

Наклейка со штрихкодом, RFID метка, DataMatrix код, подверженные воздействию различных погодных условий, должны легко считываться в процессе эксплуатации и хранения. 

Например, на пекарнях продукция подвергается воздействию высоких температур. Это значит, что этикетки должны выдерживать такие условия без потери клейкости и целостности. В данном случае лучше использовать термостойкие этикетки. Они применяются при температурах от +140 С до +380 С без потери функциональности и товарного вида при длительном нагреве и охлаждении.

Для продуктов «заморозки», наоборот, важно учитывать устойчивость к низким температурам и образованию конденсата. Также не стоит забывать и о воздействии влаги и воды. Этикетки для таких условий не должны размокнуть или потерять читаемость. Поэтому выбирайте полипропиленовые или виниловые.

RFID метки хоть и отличаются от обычных штрихкодов тем, что на них можно записывать информацию о товаре, тоже классифицируются по способу нанесения и условиям эксплуатации:

  • Самоклеящиеся этикетки на клеевой основе подходят для диэлектрических поверхностей. Бывают полипропиленовые, термотрансферные, термо ТОП и эко — с корпусом из пластика или бумаги.

  • Бирки для спецодежды и средств индивидуальной защиты обычно пришиваются или приклеиваются — в зависимости от условий эксплуатации.

  • Колбы из стекла или пластика предназначены для вживления под кожу человеку или животному.

  • Водонепроницаемые капсулы используются в условиях высокой влажности и в магнитной среде — в прачечных, архивах, на железной дороге.

  • Существуют также RFID метки в виде бесконтактных брелоков, круглых «таблеток» и пластиковых карт в специальном корпусе из полистирола, эпоксидной смолы, поливинилхлорида или АВС пластика. Например, пропуск СКУД, ключи доступа, кредитки, многоразовые проездные.

Выбираем принтер

Да, для печати этикеток тоже нужно специализированное оборудование. Рынок Auto-ID сегодня предлагает широкий выбор различных принтеров для печати идентификационных знаков. Стоит отметить, что печатающие устройства тоже различают не только по способу нанесения изображений (прямая термопечать, каплеструйная методика, термотрансфер и др.), но и по видам (настольные, мобильные, промышленные).

Чтобы не запутаться в многообразии предлагаемых моделей, обращайте внимание на 3 основные характеристики:

  • скорость печати,

  • разрешение,

  • ширина.

Какой терминал сбора данных подходит для маркировки товаров?

Вот мы и дошли до основного инструмента автоматизации учёта — ТСД. Современные мобильные компьютеры способны считывать любые виды кодов. А отличаются друг от друга только типом сканирующего модуля, внешними и внутренними (техническими) характеристиками. Непосвящённые пользователи считают, что чем дороже устройство, тем лучше. Мы же уверены, что в первую очередь нужно обращать внимание на параметры. 

Такие как:

  • производительность и быстродействие,

  • надёжность и долговечность,

  • совместимость с программным обеспечением и другим оборудованием,

  • удобство использования и эргономика.

Выбирайте терминал сбора данных, который удовлетворит потребности именно вашего бизнеса. Проанализируйте функциональные возможности и удобство использования. Подсчитайте затраты на обучение сотрудников, техническую поддержку и услуги интеграторов, которые смогут адаптировать софт для ТСД под нетиповую конфигурацию системы учёта. 

И тогда необходимость постоянно взаимодействовать со стационарным ПК полностью отпадёт. Так как вся информация об остатках на складе, месте расположения товара на стеллажах, заказах покупателей и даже KPI кладовщиков будет доступна на терминале сбора данных. А значит, всегда будет под рукой, в какой бы части склада вы ни находились.

Протестируйте работу программно-аппаратного комплекса самостоятельно

Начать использовать ТСД со специализированным программным обеспечением на своём складе, в магазине или на производстве  — не так сложно, как может показаться на первый взгляд. 

Вам понадобится:

  • мобильное устройство для чтения штрихкодов (подойдёт даже смартфон на ОС Android), 

  • локальная или облачная конфигурация системы учёта,

  • программный продукт для ТСД.

Порядок дальнейших действий прост: устанавливаете софт на терминал сбора данных и на ПК, активируете лицензию и выгружаете номенклатурные справочники на устройство. Всё, можно приступать к сканированию штрихкодов.

Что бы вы ни выбрали для оптимизации учёта на складе, помните, что автоматизация с помощью программно-аппаратного комплекса в несколько раз сокращает время на обработку информации о товаре, снижает влияние человеческого фактора и ускоряет выполнение рутинных операций. А значит, ваша компания кратно повысит показатели и прибыль в самые короткие сроки.

Начать дискуссию