Можно ли внедрить 1С:ERP самостоятельно? Подводные камни самостоятельного внедрения

Внедрение «1С:ERP» своими силами — сложно, но возможно. Главное, предусмотреть неочевидные трудности, а также соизмерить экономию, затраты и риски. Рассказываем, чего ждать и когда лучше обратиться к подрядчику.
Можно ли внедрить 1С:ERP самостоятельно? Подводные камни самостоятельного внедрения
фото freepik.com

Внедрять самим или делегировать? Это дилемма как для небольших компаний, где немного бизнес-процессов, так и для крупных предприятий с собственным ИТ-подразделением.

И в том, и в другом случае осуществить внедрение самим реально. При условии, что вы располагаете достаточным количеством ресурсов и понимаете, что ожидает вас в процессе. С последним поможет эта статья.

Подводные камни самостоятельного внедрения

Скорее всего вы задумались о внедрении своими силами по следующим причинам.

1. Это бюджетно

Не нужно платить подрядчикам по «завышенным» ставкам.

ДА, НО… Редко когда в штате заказчика есть полный комплект управленцев и исполнителей с опытом автоматизации. Поэтому неизбежен запуск дорогостоящих мероприятий по подбору персонала. Но и при наличии команды возможны трудности.

Во-первых, на разных этапах внедрения требуется разное число специалистов. Интеграторы регулярно «перекидывают» кадры с одного проекта на другой, используя ресурсы по максимуму. У заказчиков такой возможности нет: сотрудникам, временно не задействованным в проекте, нужно либо искать другие задачи, либо оплачивать часы простоя.

Считается, что штатные программисты простаивают около 30% рабочего времени. Иногда это связано с неграмотным менеджментом, а иногда — с реальной нехваткой задач. Для некоторых компаний ИТ-единица инхаус избыточна.

Во-вторых, по внешним причинам проект может оказаться на паузе или и вовсе закрыться. А прекратить сотрудничество со штатными сотрудниками будет сложнее, чем отказаться от услуг франчайзи.

В-третьих, без опыта аналогичных внедрений заказчику может быть сложно предсказать объём работ и рассчитать бюджет проекта.

2. Это вложение в компетенции

В процессе внедрения в компании вырастут свои специалисты-автоматизаторы. Это серьёзный вклад в корпоративный банк компетенций.

ДА, НО… Если компания подключает к проекту «старичков», есть опасность, что некоторые направления деятельности останутся без ключевых игроков. Ведь участие в проекте занимает от 20% до 100% рабочего времени в зависимости от роли сотрудника. Убедитесь, что у вас есть «замена» или ресурс, чтобы пережить временное снижение экономических показателей.

Ситуация из практики: со стороны заказчика руководителем проекта (РП) назначен главный бухгалтер. Руководство не посчитало нужным найти ему заместителя и освободить от текущих задач. Из-за этого проектом он занимается по остаточному принципу, особенно в периоды сдачи отчётности.

3. Это быстрее и эффективнее

Штатные сотрудники, погружённые в бизнес-процессы, в курсе потребностей компании и могут предвидеть «узкие места».

ДА, НО… Специалисты могут назубок знать участки, с которыми работают. Однако для успешного внедрения этого недостаточно: необходимо владеть методологией и функциональностью программы, понимать тонкости перевода в неё реальных процессов… Всё это нарабатывается с внедренческим опытом, которого у франчайзи всегда больше.

Ещё один момент: сторонние исполнители приносят с собой свежий взгляд. Они могут выявить то, чего не замечают сотрудники, и помочь не только с автоматизацией, но и с реинжинирингом процессов.

Бывает, что внедрение «1С:ERP» — решение имиджевое, а не продиктованное актуальными бизнес-задачами. В таких случаях команда заказчика может пренебречь внимательным изучением функциональности ИС. В результате программа используется как CRM или записная книжка операций — в общем, не по назначению, хотя могла бы приносить реальный экономический эффект.

4. Это даёт больше гибкости

Можно внедрять ИС в комфортном темпе, подстраиваясь под имеющиеся ресурсные ограничения.

ДА, НО… Есть риск, что без жёстких рамок проект расползётся настолько, что навсегда перейдёт в «спящий режим». При работе с подрядчиками вероятность этого снижается: работа исполнителей уже оплачена, они заинтересованы в том, чтобы сдать её вовремя, а руководству сложнее пойти на попятную.

Известны случаи, когда компания запускала проект без плана и оговоренных сроков. Подсистемы внедрялись стихийно, в зависимости от того, в каком отделе накопилось больше проблем. Эффект внедрения был неясен ввиду отсутствия чёткой цели. Работники не понимали смысл происходящего и были не настроены сотрудничать. В таких условиях проект может растянуться хоть на десять лет (и даже больше).

Не уверены, что готовы в одиночку преодолевать трудности внедрения? Советуем рассмотреть гибридные форматы, в рамках которых заказчик и подрядчик делят задачи между собой.

Гибридный вариант

В каком-то смысле большинство успешных внедрений проходят по гибридному сценарию. Внутри компании-заказчика, как и на стороне исполнителя, формируется полноценная команда во главе с РП. На её плечи ложится организация работы сотрудников, вовлечённых в проект, текущий контроль, сбор и передача необходимой исполнителю информации и пр.

Однако мы поговорим о менее очевидных формах взаимодействия.

1. Привлечение РП от внешней компании

Возможная ситуация. В компании есть компетентные исполнители. Остаётся найти того, кто будет руководить проектом. Важно, чтобы это был специалист с методологическим и управленческим опытом. Не исключено, что привлечь такого человека на подряд будет выгоднее, чем нанимать нового сотрудника или отрывать от задач имеющихся.

На что обратить внимание? Сторонний РП не «укоренён» в коллективе. Ему может быть сложно влиять на других стейкхолдеров. Чтобы избежать конфликтов, руководству компании нужно закрепить полномочия РП и донести значение его роли до большинства.

2. Аренда программистов и аналитиков

Возможная ситуация. В штате заказчика есть кандидат на роль РП, но нет непосредственных исполнителей. При этом компания настроена на самостоятельное внедрение. Решением может стать аренда специалистов.

На что обратить внимание? Вариант с аутсорсингом сработает только при наличии РП с опытом автоматизации. Без грамотного руководства процессы могут «провисать», а реализация — отклоняться от реальных задач компании.

3. Доработка отдельных блоков подрядчиком

Возможная ситуация. Команда заказчика внедряет типовой функционал, а участки, требующие кастомизации, передаёт подрядчику.

На что обратить внимание? На коммуникации. Чем больше участников вовлечено в проект, тем сложнее может быть обмен информацией, согласование решений и пр. При взаимодействии двух команд особенно важно убедиться, что с вашей стороны ему ничто не препятствует. Исполнитель тоже должен работать над коммуникациями: идти на контакт, предоставлять отчёты, формализовать задачи, поставленные устно и т.д.

4. Внедрение отдельных блоков подрядчиком

Возможная ситуация. Команда заказчика запускает часть второстепенных подсистем (закупки, ремонты и пр.), а самое сложное оставляет подрядчикам. Или наоборот: по ходу проекта набирается опыта, а потом применяет полученные знания — внедряет оставшиеся блоки или тиражирует решение в филиалах.

На что обратить внимание? Сотрудники не вырастут в готовых специалистов сами собой. Для этого в процессе внедрения нужно организовать особое подразделение — Центр компетенции, разработать модель компетенций, регламентировать участие, обучение и аттестацию и т.д.

Напоследок — официальная позиция поставщика. Для достижения наилучших результатов фирма «1С» рекомендует осуществлять внедрение комплексных информационных систем силами партнёров, обладающих соответствующими статусами — «Кандидат в Центр 1С:ERP» и «Центр 1С:ERP». Наличие статусов означает, что у партнёра есть обязательные компетенции, специалисты и не менее одного успешного внедрения «1С:ERP».

Начать дискуссию

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
23
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

4

Интересные материалы

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру