Продление полномочий Кабмина
Еще в период пандемии в 2020 году в ст. 4 НК РФ были введены нормы (п. 3-5), наделившие Правительство РФ полномочиями по изданию нормативных правовых актов (НПА) по отдельным вопросам налогового регулирования. Изначально действие полномочий было ограничено по времени периодом с 01.01.2020 по 31.12.2020 года. Но в начале текущего года Кабмину вновь на год дали, в частности, право:
- приостанавливать, отменять или переносить на более поздний срок мероприятия налогового контроля;
- продлевать установленные сроки уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в т. ч. по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
- продлевать сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);
- издавать НПА, предусматривающие:
– дополнительные основания для отсрочки и рассрочки по налогам и взносам;
– основания и условия, в силу которых не будет ответственности за опоздание с отчетностью и документами.
Теперь перечисленные и некоторые другие полномочия Кабмина продлены еще на 2023 год (п. 1, 2 ст. 1 закона № 443-ФЗ).
Новшества в главе 21 НК РФ
Закон № 443-ФЗ ввел в главу 21 НК РФ новую статью 162.3 и внес дополнения в еще в четыре. Новые нормы, в большинстве своем, связаны с вхождением в РФ в качестве ее субъектов ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области (далее – ДНР, ЛНР, ЗО, ХО, присоединенные территории).
Статья 148 НК РФ, в которой дано определение места реализации работ (услуг), дополнена пунктом 2.2. Введенная норма касается плательщиков НДС, сведения о которых включены в ЕГРЮЛ и ЕГРИП до 05.10.2022 включительно. Этим налогоплательщикам разрешено определять место реализации работ (услуг), выполненных (оказанных) в ДНР, ЛНР, ЗО, ХО, который использовался в отношении этих работ (услуг) до дня принятия в РФ указанных территорий. Правило распространяется на работы и услуги, которые выполняются на основании заключенного до 05.10.2022 включительно:
- госконтракта с государственным или муниципальным заказчиком РФ либо соглашения с госорганом (госучреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием ДНР, ЛНР, ЗО или ХО на выполнение работ (оказание услуг) на присоединенных территориях (подп. 1);
- договора с юридическим лицом, которому предоставлены средства из федерального или регионального бюджета на выполнение работ (оказание услуг) в ДНР, ЛНР, ЗО, ХО (подп. 2).
Аналогичный порядок применяется в отношении договора, по которому налогоплательщик является соисполнителем, субподрядчиком по указанным выше контракту, соглашению и (или) договору (независимо от даты заключения такого договора) (подп. 3).
Если договор (не являющийся вышеприведенным контрактом, соглашением или договором) заключен до 31.12.2022, правило применяется в отношении работ (услуг) (подп. 4):
- которые выполнены (оказаны) на присоединенных территориях до 31.12.2022 включительно и
- оплачены полностью до 25.01.2023 включительно с зачислением средств на открытый в банке счет налогоплательщика.
Норма действует при условии документального подтверждения фактического выполнения (оказания) указанных выше работ (услуг).
У соисполнителей и субподрядчиков, кроме того, должны быть в наличии документы, подтверждающего получение оплаты стоимости выполненных работ (оказанных услуг).
Действие положений п. 2.2 ст. 148 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 30.09.2022 (п. 8 ст. 14 закона № 443-ФЗ).
Пункты 2 и 3 ст. 149 НК РФ, в которых приведены перечни операций, не подлежащих обложению НДС, дополнены новыми операциями.
Освобождаются от обложения НДС операции по передаче безвозмездно имущества:
- физическому лицу (подп. 40 п. 2):
– призванному на военную службу по мобилизации в ВС РФ;
– проходящему военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
– заключившему контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ);
- физическим лицам, являющимся членами семей названных военнослужащих.
Освобождение действует, если переданное имущество связано с прохождением упомянутыми лицами военной службы по мобилизации и (или) с заключенными контрактами.
Пример
Власти города проводят работу по оказанию различных видов помощи мобилизованным и их семьям с первых дней призывной кампании. Из резервного фонда были закуплены спальные мешки, рюкзаки, фонарики, портативные зарядки и квадрокоптеры. Сформировано необходимое количество армейских сухпайков. Имущество безвозмездно передано в группы лиц, призванных в городе на службу по мобилизации. При документальном подтверждении безвозмездной передачи имущества эти операции будут освобождены от НДС.
Действие освобождения от НДС по подп. 40 п. 2 ст. 149 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 года (п. 7 ст. 14 закона № 443-ФЗ).
Также не подлежат обложению НДС операции по уступке (переуступке) денежного требования кредитора по обязательствам, возникшим в связи с привлечением к ответственности в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) лиц
- контролировавших кредитную организацию;
- контролирующих (контролировавших) должников кредитной организации, -
а также по исполнению указанными лицами обязательств перед каждым новым кредитором, получившим денежное требование на основании договора уступки (подп. 26.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Действие этой нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.2022 (п. 6 ст. 14 закона № 443-ФЗ).
Операции по передаче безвозмездно имущества во всех случаях освобождается от обложения НДС (от этой льготы отказаться нельзя). При осуществлении же операций по уступке (переуступке) денежного требования плательщик может отказаться от льготы. Для этого он должен представить соответствующее заявление в ИФНС по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Новой ст. 162.3 НК РФ устанавливаются особенности определения налоговой базы и исчисления НДС на присоединенных территориях. Новшество касается налогоплательщиков, которые на день принятия в РФ присоединенных территорий имели:
- в соответствии с учредительными документами место нахождения:
– постоянно действующего исполнительного органа либо
– иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа), либо
- место жительства.
Облагаемой базой по НДС при этом является разница между:
- стоимостью реализованных товаров, определяемой в соответствии со ст. 154 НК РФ, с учетом налога и
- стоимостью приобретения указанных товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества).
При этом НДС исчисляется расчетным методом с применением расчетных налоговых ставок в размере 9,09 % и (или) 16,67 % либо налоговой ставки в размере 0% в случаях, предусмотренных ст. 164 НК РФ.
Статья 162.3 НК РФ вступает в силу с 01.01.2023 (п. 2 ст. 14 закона № 443-ФЗ).
Пункт 1 ст. 164 НК РФ, которым определен перечень операций, облагаемых по налоговой ставке 0%, дополнен подп. 20 и 21.
Подпункт 20 позволяет воспользоваться нулевой ставкой НДС налогоплательщикам, сведения о которых включены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП до 05.10.2022 года включительно и которые заключили:
- до указанной даты включительно госконтракт, соглашение, идентичный контракту, соглашению, приведенному в подп. 1 п. 2.2 ст. 148 НК РФ, на поставку товаров в пункт назначения, находящийся на присоединенных территориях или
- до 31.12.2022 договор, идентичный договору, приведенному в подп. 4 п. 2.2 ст. 148 НК РФ, на поставку товаров на эти территории с юридическим лицом, созданным на присоединенных территориях до дня их принятия в РФ либо
- с иностранным лицом договор на поставку товаров, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, соглашением, договором.
В случае реализации товаров по договору, не являющемуся госконтрактом либо соглашением, ставка налога 0 % применяется при условии:
- отгрузки таких товаров до 31.12.2022 года включительно и
- получения полной оплаты таких товаров на открытый в банке счет налогоплательщика до 25.01.2023 года включительно.
По новой норме нулевая ставка НДС может применяться к услугам по перевозке товаров автотранспортными средствами (за исключением услуг, указанных в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен на присоединенных территориях.
Льготная ставка применяется при выполнении следующих условии:
- договор на перевозку товаров должен быть заключен до 31.12.2022 включительно;
- услуги по перевозке товаров должны быть оказаны до конца текущего года;
- оплата в счет оказания таких услуг полностью получена до 25.01.2023:
– на открытый в банке счет налогоплательщика либо
– на счет налогоплательщика, открытый в организации, зарегистрированной на присоединенных территориях и обладающей в соответствии с законодательством ДНР или ЛНР, с нормативными правовыми актами ЗО или ХО правом на осуществление банковских операций.
С начала текущего года налоговая ставка 0 % используется при реализации как построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, так и судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в РМРС. В этом случае необходимым условием применения нулевой ставки является представление в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Изначально положение, касающееся судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании, было введено лишь на 2022 год. Теперь это положение продлено на 2023 год. Норма вступает в силу с 01.01.2023 (п. 2 ст. 14 закона № 443-ФЗ).
Введение новых норм по использованию налоговой ставки 0 % повлекло за собой необходимость дополнения п. 15.4 и 15.5 ст. 165 НК РФ, определяющей порядок подтверждения права на применение нулевой ставки.
При реализации товаров, предусмотренных подп. 20 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки плательщик НДС должен представить в ИФНС следующие документы:
- на поставку товаров:
– государственный (муниципальный) контракт (его копию), заключенный до 05.10.2022 года включительно либо
– соглашение (его копию) с госорганом (госучреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием ДНР, ЛНР, ЗО или ХО также заключенное до 05.10.2022 включительно, либо
– договор (копию договора), не являющийся указанным государственным (муниципальным) контрактом или соглашением, на поставку товаров, заключенный до 31.12.2022 включительно с юридическим лицом, созданным на присоединенных территориях до дня принятия ДНР, ЛНР, ЗО, ХО в РФ (ИП, зарегистрированным на одной из указанных территорий до дня принятия в РФ указанных территорий), либо
– договор с иностранным лицом;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих перевозку (доставку) товаров в пункт назначения, находящийся на территории ДНР, ЛНР, ЗО или ХО;
- документы, подтверждающие поступление в полном объеме на банковский счет налогоплательщика денег за товары по договору.
Реализацию по нулевой ставке НДС услуг по перевозке, предусмотренных подп. 21 п. 1 ст. 164 НК РФ, налогоплательщик может подтвердить следующими документами:
- договором (копией договора) на оказание услуг по перевозке товаров;
- копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих перевозку товаров с территории (на территорию) ДНР, ЛНР, ЗО или ХО;
- документами, подтверждающими полную оплату оказанных услуг.
Действие положений подп. 20, 21 п. 1 ст. 164, п. 15.4 и 15.5 ст. 165 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 30.09.2022 (п. 8 ст. 14 закона № 443-ФЗ).
Начать дискуссию