Ставки земельного налога зависят от вида использования земель.
Ставка не может превышать 0,3%, если земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.
Такая же ставка применяется в отношении участков, которые приобретены или предоставлены для личного подсобного хозяйства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Для прочих земель ставка составляет 1,5%.
В определении ВС от 28.03.2023 № 305-ЭС22-27530 по делу № А41-94065/2021 суд подвел итог в споре налогоплательщика с налоговиками, которые пересчитали земельный налог по стандартной ставке вместо пониженной. В результате пересчета налоговая нагрузка на налогоплательщика увеличилась пятикратно.
Почему же налоговики заменили льготную ставку на стандартную и правомерно ли было такое решение?
Хронология событий, которые привели с разногласиям
В 2020 году общество владело на праве собственности земельными участками. У части участков был вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (ИЖС).
Один из земельных участков был разделен на 291 земельный участок. Из вновь образованных участков 23 участка были реализованы физическим лицам по договорам купли-продажи.
В феврале 2021 года общество уплатило земельный налог за 2020 год. Налог был исчислен с применением льготной ставки 0,3%.
В мае 2021 года МРИФНС сообщением подтвердила обоснованность исчисления данного налога в заявленном налогоплательщиком размере.
Но впоследствии налоговики пересчитали земельный налог. В августе 2021 г. было сформировано уточненное сообщение об уплате налога за 2020 год в сумме, которая в пять раз превышала первоначально исчисленный налог.
Основанием для перерасчета стали нормы НК (подп. 1 п. 1 ст. 394) и решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 05.11.2019 № 7/10 «О земельном налоге на территории Одинцовского городского округа Московской области».
Применение стандартной ставки 1,5% в отношении земельных участков с видом разрешенного использования для ИЖС налоговики обосновали тем, что общество является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность.
Инспекция выставила требование об уплате исчисленного по ставке 1,5% земельного налога и пеней.
Решением Управления ФНС по субъекту РФ жалоба общества на действия инспекции была оставлена без удовлетворения.
В связи с неисполнением требования об уплате налога инспекция приняла решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Путешествие жалоб по судам
В суде первой инстанции общество требовало признать недействительным решение МРИФНС о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках.
Суд посчитал правомерным исчисление МРИФНС земельного налога за 2020 год по стандартной, а не льготной ставке. Аргументировалось это тем, что спорные земельные участки не применялись по назначению, не предназначались для личных (бытовых) нужд.
Земля использовалась в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли, что не отвечало условиям применения пониженной ставки земельного налога.
Апелляционная инстанция поддержала коллег из суда первой инстанции.
А вот кассация отменила принятые по делу решения. Удовлетворяя требования общества, суд кассационной инстанции констатировал следующее.
В НК нет нормы, в силу которой сама по себе принадлежность земельного участка коммерческой организации, приобретенного для ИЖС, означает его использование в предпринимательской деятельности.
Определяющим для применения ставки земельного налога 0,3 % является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов.
Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, НК (п. 15 ст. 396) установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.
С таким выводом суда уже не согласилась МРИФНС. Налоговики обратились с кассационной жалобой в Верховный суд.
Определением ВС от 13.02.2023 № 305-ЭС22-27530 по делу № А41-94065/2021 кассационная жалоба МРИФНС вместе с делом была передана для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС (СК).
Внимание судьи привлекли доводы налогового органа о правомерности исчисления земельного налога с применением налоговой ставки в размере 1,5% (подп. 2 п. 1 ст. 394) с учетом обстоятельств коммерческого использования земельных участков с видом разрешенного использования для ИЖС.
Точка в споре
На взгляд СК арбитражный суд кассационной инстанции при принятии постановления не учел изменение законодательства.
Правила взимания земельного налога, установленные главой 31 НК, в общем случае не связывают величину налога с результатами экономической деятельности лица, использующего землю.
Налоговые ставки по земельному налогу (абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Размеры ставок не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, в частности, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Устанавливая пониженную налоговую ставку в отношении указанных земельных участков, законодатель исходил из необходимости поощрения возведения жилья путем создания более выгодных финансовых условий ведения строительства.
Неосвоение земельного участка, приобретенного для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении рассматриваемой пониженной ставки земельного налога (п. 8 постановления Пленума ВАС от 23.07.2009 № 54).
По общему правилу определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного его использования для жилищного строительства и соответствующее назначение возводимых на нем объектов.
Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком (определения ВС от 24.06.2022 № 310-ЭС22-2242, от 11.04.2022 № 306-ЭС21-25432, от 15.10.2020 № 309-ЭС20-11143, от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258).
Однако, законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (подп. «а» п. 75 ст. 2) из сферы действия упомянутого абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 НКисключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для ИЖС, используемые в предпринимательской деятельности.
Данное положение применяется с 1 января 2020 года (п. 2 ст. 3 закона № 325-ФЗ).
Таким образом, начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов ИЖС, воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым рассматриваемые земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.
Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов ИЖС на принадлежащих им участках для реализации в последствии построенных объектов гражданам.
Налогоплательщики – коммерческие организации, тем более не вправе применять пониженную ставку налога в ряде случаев.
Например, когда организации вовсе не имеют намерения приступать к ИЖС, а используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы.
В результате такие организации рассчитывают получать прибыль от реализации активов, либо от использования земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т. п.
Таким образом, начиная с 2020 года факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для ИЖС, исключает возможность применения льготной ставки налога.
При таких обстоятельствах СК сделала следующее заключение:
-
общество как коммерческая организация, не вправе было применять налоговую ставку 0,3% при исчислении земельного налога за 2020 год;
-
произведенный налоговым органом расчет налога по ставке 1,5% являлся правомерным.
В результате постановление кассации было отменено, а решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по рассматриваемому делу оставлено в силе.
Письмом ФНС от 31.03.2023 № БС-4-21/3826@ определение ВС от 28.03.2023 № 305-ЭС22-27530 направило нижестоящим налоговым органам для учета в работе.
Подведомственным структурам поручено довести информацию, изложенную в определении, до сотрудников налоговых органов, обеспечивающих:
-
администрирование земельного налога;
-
досудебное урегулирование налоговых споров;
-
представительство налоговых органов в судебных инстанциях.
Начать дискуссию