Первичные документы

Кому без бухгалтера будет жить хорошо? Позиция Минфина

В учреждениях бюджетной сферы в состав комиссии по поступлению и выбытию активов и инвентаризационной комиссии бухгалтера включать не обязательно. Такое мнение высказал Минфин в своих недавних письмах. Однако Методические рекомендации Минфина по первичке говорят о другом. Так нужно ли бухгалтера включать в состав комиссий?
Кому без бухгалтера будет жить хорошо? Позиция Минфина

Письма Минфина

Нормативные правовые акты не содержат требования о включении бухгалтеров в состав комиссии ПВА и инвентаризационной комиссии. Об этом Минфин сообщил в своих письмах:

  • от 12.05.2023 № 02-06-05/43434;

  • от 14.04.2023 № 02-06-05/33795.

И действительно в Инструкции № 157н, Стандарте «Основные средства» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н) нет указаний об обязательном включении бухгалтеров в процесс признания (поступления) и прекращения признания (выбытия) материальных ценностей критериям основного средства. В письме от 12.05.2023 № 02-06-05/43434 Минфин отметил, что члены комиссии ПВА должны обладать знаниями (навыками), позволяющими оценить наличие (отсутствие) условий, соответствующих критериям признания объектов основных средств или критериям прекращения признания объектов основных средств.

В частности, к таким лицам относятся сотрудники, обеспечивающие:

  • надлежащее содержание имущества;

  • эксплуатацию имущества;

  • оценку технического состояния имущества;

  • иные обязанности и навыки, направленные на обеспечение использования имущества в деятельности организации.

А действующие нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации (например, стандарт «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н и Стандарт «Учетная политика», утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н) также не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера.

Откуда же повелось включать бухгалтеров состав этих комиссий? А все началось с Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49), которые теперь не являются нормативным правовым документом, применяемым организациями госсектора для проведения инвентаризации.

Означает ли все это, что раз нет нормативных оснований для участия в этих комиссиях, то могут ли бухгалтеры расслабиться и заняться более интересными делами? Нет, не могут.

 Методические рекомендации

Во-первых, письма Минфина не являются нормативными актами. Поэтому содержание писем финансового ведомства нужно принять к сведению и не более.

Во-вторых, Минфин своими приказами утвердил Методические рекомендации по применению первичных документов, которые являются нормативными документами, подлежащими обязательному исполнению. Речь о:

  • Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н;

  • Методических указаниях по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н.

Согласно этим Методическим рекомендациям в формах «бумажных» и электронных первичных документов необходимо указывать различные сведения об объектах бухгалтерского учета, номера счетов бухгалтерского учета, бухгалтерские записи, даты принятия (выбытия) объектов к учету и т.п.

Так комиссии ПВА для оформления, например, электронной формы «Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441)» потребуется, в частности:

  • инвентарный, реестровый, заводской, иной (при наличии) соответственно признаваемого объекта нефинансового актива;

  • первоначальная стоимость объекта (группы объектов), балансовая (восстановительная) стоимость объекта;

  • фактический срок эксплуатации (месяцев) на дату принятия к учету и т.п.  в соответствии с первичными учетными документами, информации из Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031);

  • амортизационная группа, метод начисления амортизации, дата окончания амортизации, срок полезного использования, сумма начисленной амортизации соответственно;

  • сумма начисленного обесценения на дату признания объекта (при наличии).

Всю эту информацию можно взять только из регистров бухучета. И представить ее может только бухгалтер.

В электронной форме «Решение о проведении инвентаризации (код формы 0510439)» необходимо указать не только состав инвентаризационной комиссии, но и учетную информацию (например, номера счетов синтетического учета, правильное наименование объектов учета и т.д.), которая затем будет автоматически отражаться в документах, сформированных в ходе проведения инвентаризации (инвентаризационных описях (сличительных ведомостях), ведомостях расхождений, актах о результатах инвентаризации, иных первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета, формируемых в ходе и (или) по итогам инвентаризации). Представить такую информацию для создания Решения ф. 0510439 может также только бухгалтер.

Методические рекомендации предполагают, что оформлением всех первичных документов будет заниматься ответственный исполнитель из состава членов комиссии. Но если такой «ответственный исполнитель» не будет работником бухгалтерии, то ему все равно придется идти на поклон в бухгалтерию, чтобы получить необходимую информацию.

И получается, что работники бухгалтерии в любом случае будут вовлечены в деятельность как комиссии ПВА, так и инвентаризационной комиссии.

Кому решать?

Минфин в письме от 12.05.2023 № 02-06-05/43434 напомнил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта. Поэтому руководитель учреждения и будет решать: включать бухгалтеров в состав комиссии ПВА и инвентаризационной комиссии или нет. Свое решение ему нужно будет отразить в учетной политике учреждения.

Руководитель, может и не включать в состав этих комиссий бухгалтеров, но тогда он должен быть уверен, что остальные члены комиссии обладают необходимыми знаниями и навыками не только в отношении имущества учреждения, но и в формировании первичных учетных документов и бухгалтерском учете.

А что делать руководителю, если в учреждении нет бухгалтерии, где взять бухгалтера? Но это вряд ли… Такое может присниться руководителю только в самом страшном сне.

Начать дискуссию

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Интересные материалы

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция