Повреждение груза происходило в жизни любого перевозчика. Кто работает хотя бы несколько лет, наверняка с этим сталкивался.
И не то, чтобы это норма, но и редким явлением не назовешь (если, конечно, Вы не стальные столбы возите… хотя и их гнут, достоверно знаю, как привозили гнутыми трубы).
Сегодня мы делаем разбор ситуации, которая возникает со стороны перевозчика и виноват он сам (ни грузоотправитель, ни другой перевозчик – об этом в отдельной статье).
Что делать, если обнаружилось утрата (порча) груза? Составлять акт о повреждении!
Вообще, советую потратить 2 секунды и найти Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и внимательно прочитать п. 79 – п. 86. На это Вы потратите не больше 3 минут, а сохраните нервов больше, чем если бы разбирались с соседом, решившим устроить ремонт в воскресенье в 2 часа ночи!
Итак, давайте коротко пробежимся, что надо сделать? Составить акт!
Акт составляется:
- В день обнаружения утраты (порчи) груза. Если по какой-то причине невозможно день-в-день составить акт, берите тайм-аут до следующего дня.
- В присутствии водителя или другого представителя перевозчика по доверенности.
В акте должны быть дата и место составления; фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта; краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта; описание и фактический размер поврежденного груза; подписи участвующих в составлении акта сторон.
А теперь немного вредных советов. Если Вы как перевозчик обнаружили повреждения и виноваты Вы, а грузополучатель об этом не знает, не спешите составлять акт о повреждении. Платить Вам!
Сдавайте груз «как есть», получайте подпись в ТТН и остальных документах, а потом тихонько вдоль заборчика, чтобы никто не видел, уезжайте.
В судебной практике полно примеров, когда не составление акта или нарушение порядка его составления стало причиной отказа во взыскании денег за повреждение груза с перевозчика!
P.S. Да простят меня грузоотправители и грузополучатели.
И не надо меня искать в темном переулке по вечерам за такие советы. Я Вам еще пригожусь – напишу эту же статью, но глазами грузовладельца, где тоже дам «вредный совет».
Акт составляется в произвольной форме, главное, чтобы были зафиксированы все повреждения. Чем детальнее, тем лучше. Либо наоборот, чем более размыто, тем лучше. Смотрите по ситуации.
Пример. В акте указано, что сломано ровно 107 плит (это значит, что Вам не «навесят» 108 и более плит). Или в акте указано, что у станка сломан внешний двигатель станка и поломан корпус (здесь столько всего по факту насчитать или, наоборот не насчитать, можно!).
Думаю, в этой части понятно.
Составили акт? Поставьте в ТТН отметку о повреждении груза. А лучше «забудьте» ее поставить. Какой-никакой, а повод оспорить повреждение груза (особо не поможет, но если Вы собрались судиться, то и не повредит).
Можно ли намеренно не подписывать акт? Все зависит от ситуации. Например, Вы были на выгрузке, но намеренно отказались подписывать? Ждите того, что в акте напишут, что Вы отказались от подписи и укажут причину.
Другой пример: акт составлен уже после Вашего отъезда и Вас вызвали на составление акта о повреждении груза… да и времени прошло порядком. Смело пишите возражения или отказывайтесь от подписи, ведь товар могли и подменить!
Это был вредный совет №2.
Что дальше? Если Вы возмещаете ущерб, то составляете с заказчиком соглашение, в котором прописываете сумму возмещения, либо делаете зачет за стоимость перевозки. И все.
Если Вы намерены уклониться от возмещения ущерба либо собирайте документы, что Вы никакого отношения к повреждению груза не имеете, либо просто «отмолчитесь». Последнее, правда, может закончиться претензией и судом, в котором Вам еще и всякие неустойки, штрафы, пошлины и расходы на юриста посчитают. А может и отобьетесь в суде. Все от ситуации зависит.
P.S. Ждем Ваших вопросов и пожеланий по статьям.
Начать дискуссию