Большинство людей не любят читать аналитику и слушать аналитические дискуссии. Потому что это скучно и не всегда понятно.
Другое дело – когда знакомый рассказал историю, как он заработал денег, провернув какое-то дело. Это слушать интересно и можно потом еще кому-то рассказать.
Эти истории называютсянарративами. Люди держат их в голове, чтобы поделиться со следующим собеседником. Так эти истории распространяются подобно эпидемиям.
💥 Недавний инвестиционный бум в России можно объяснить таким нарративом.
Кто-то попробовал поторговать акциями, что-то получилось заработать. Один рассказал другому – и пошла народная молва. И через некоторое время буквально каждый второй стал «успешным» инвестором, пока рынок не пошел вниз.
🏘 Для своей книги «Иррациональный оптимизм» Роберт Шиллер проанализировал различные показатели, связанные с рынком жилья.
В 1997 году в Америке начался бум рынка жилья, который случился в том числе из-за нарративов.
В то время были популярны истории об инвестициях в недвижимость, которые помогли людям очень быстро разбогатеть. Впоследствии это превратилось в спекулятивный пузырь и в 2008 году все закончилось.
📉 В другом исследовании Шиллер и его соавторы изучили влияние «нарративов катастрофы» на биржевую динамику.
Коллективная память передается с помощью публикаций в деловой прессе: когда экономику штормит, важное место в новостях занимают истории о предыдущих финансовых кризисах.
На них обращают внимание инвесторы во время принятия финансовых решений.
🫧 Нарративы могут действовать и негативно – например, способствуют формированию пузырей. При принятии финансовых решений важно отделять факты от эмоций и уметь анализировать информацию.
Так что будьте внимательны в своих решениях.
Понравилась статья? Поставьте лайк.
А также подписывайтесь на мой Telegram-канал.
Пишу про финансовую грамотность, грамотные инвестиции, трейдинг. Максимально просто и без воды. А также рассказываю как инвестировать в сегодняшних реалиях.
Начать дискуссию