Российские корпорации стали помогать своим работникам вести бизнес вне их основных задач. Например, КАМАЗ инвестировал в проекты сотрудников 46 млн рублей и помог им открыть пять организаций.
Такая мотивация позволяет не только сохранить коллектив, помочь дополнительно заработать, но и делегировать достижение бизнес-целей.
Ирина Тарасова, директор Центра корпоративных инноваций компании «ФРИИ» рассказала, что в любой компании есть порядка 5% сотрудников, которые могут быть предпринимателями. Они хотят что-то создавать и действовать вне рамок своих основных задач по работе.
Программа корпоративного предпринимательства как раз помогает найти таких людей и дать им возможность развиваться.
Такой подход идет на пользу бизнесу: новые проекты приносят дополнительную прибыль. HR-специалисты смогут мотивировать персонал, сократить отток, повысить компетенции кадров и привлекать новых сотрудников с высокой деловой активностью.
Успехи корпоративного предпринимательства поднимут статус компании в области PR, СМИ чаще обращают внимание на подобные коллективы.
Эксперт в области корпоративного предпринимательства предупредила об ошибках, которые можно избежать в процессе внедрения этого тренда.
Первая ошибка: относиться к корпоративным предпринимателям как к настоящим. Нельзя из них выжимать максимум, всегда важно помнить, что у них есть рабочие задачи помимо бизнеса.
Вторая ошибка: недостаточно выяснить, зачем компании нужно корпоративное предпринимательство. Важно узнать, почему эта программа нужна бизнесу и учитывать все корпоративные ограничения.
Как выбрать проект достойный вложения? И чем, если не деньгами, мотивировать своих предпринимателей?
Об этом рассуждал Артем Крылов, экс-директор по инновациям банка «Открытие». Он создал целую схему выбора корпоративных идей.
Каждый сотрудник может предложить несколько бизнес-проектов, которые ему интересны. Когда набирается 100 идей, начинается процесс отбора и акселерации.
Сначала отбирают идеи по направлениям бизнеса, затем их отправляют руководителям соответствующих направлений, которые дают свой отзыв. В итоге из всех проектов остается 20, которые выходят на защиту перед жюри, бизнес-лидерами.
Так в программу попадает 8 проектов, которые можно предлагать клиентам в качестве прототипа. Запускается «пилотная версия», по результатам только 3 идеи будут рекомендованы к масштабированию.
Предпринимательство воспринимается как факультативная активность в дополнение к своим рабочим обязанностям.
Не все готовы к дополнительной нагрузке, нужна дополнительная мотивация.
Чаще всего людей вдохновляют деньгами: объявляется призовой фонд, который потом распределяется между победителями. Однако в «Открытии» его защитить не смогли.
Тогда сотрудникам дали больше свободы: сделали прямой выход на топ-менеджмент, которым можно принести любую бизнес-идею. Это могли сделать все работники, вне зависимости от грейда или подразделения.
Зачастую трансформации в компаниях проходят очень трудно. Главный аргумент здесь –зачем менять и трогать то, что и так работает уже несколько лет?
Многие сотрудники во время перемен начинают чувствовать себя ненужными, много размышляют о своих компетенциях и попросту боятся остаться без денег.
Елена Гаврина из Альфа-Банка рассказала, как ей удалось перевести всю команду HR на Agile, сохранив сотрудников.
Прежде всего в банке создали удобный продукт Alfa People, который помогает решать сотрудникам все вопросы на работе в два клика.
В приложении можно заказывать справки и документы, планировать отпуск, согласовывать заявки, например, на парковку, бронировать коворкинги, участвовать в конференциях.
Каждый увидит свой расчетный листок: сколько продаж он сделал, насколько выполнил скор-карту, какую оценку поставил руководитель за работу.
Этот микросервис оказался очень важным, прозрачные показатели позволяют коллегам самим рассчитать свой доход и определиться с тайм-менеджментом.
К такому гибкому взаимодействию с коллективом отдел кадров сначала был не готов. Когда разработали новую архитектуру взаимодействия, многие сотрудники начали думать, что они под нее не подходят.
«Развивайте своих сотрудников – они станут более лояльны», – заявила Елена Гаврина.
В этот момент важно не увольнять экспертную команду, а работать с ней. Общаться с каждым специалистом и объяснять темы, которые их волнуют.
Кто-то переживает за возможное увольнение, что-то страдает от обесценивания, кому-то важно сохранять консервативный подход. Здесь все решает грамотная коммуникация и дополнительное обучение за счет компании, если оно необходимо.
«Agile-методики нужны для того, чтобы долго бежать», – заявил Алексей Зорин из ПСБ.
Agile или гибкие подходы к управлению возникли в противовес устаревшим подходам и излишней бюрократии.
Одна из ключевых должностей в методике Agile – product owner, который представляет сторону заказчика или работодателя. От такого менеджера команда получает обратную связь.
Product owner видит, каким должен быть результат, и знает, как команда будет его добиваться.
Такой специалист может вовремя скорректировать курс компании, перепрограммировать коллектив для достижения актуальных целей и проверять бизнес-гипотезы.
Все спикеры считают, что Agile – это современная методика управления, которая позволяет компании не просто долго существовать, но и постоянно развиваться.
Начать дискуссию