Вспоминается подход к долгам, принятый в Московском купеческом обществе в 19 веке. Это были купцы-старообрядцы, для которых слова не были пустыми.
👉Если один из купцов не выполнял свои обязательства, его кредитор собирал гильдию, писал мелом на стене имя должника и сумму, а затем стирал надпись. Это означало, что долг полностью прощен. И должник знал, что после того, как его имя стерли со стены, никто из членов гильдии больше не будет иметь с ним дела. Вместе с мелом в порошок превращалась и его деловая репутация. Это и называлось «стереть в порошок».🦠
Такой этический стандарт делал ненужным какие-то еще гарантии и страховки. В результате рос уровень доверия, который снижал издержки и повышал эффективность бизнеса.
👿 На сегодня это кажется слишком сурово.
Но люди сами вырабатывали стандарты, их никто к этому не принуждал. Зато такие примеры показывают силу сообществ: в них действительно можно достичь более высокого уровня доверия, чем в обществе в целом. А значит, принадлежность такому сообществу дает предпринимателю существенное конкурентное преимущество.
Как считаете, это сурово по отношению к должнику❓
Начать дискуссию