Ведение управленческого учета

5 мифов управленческого учета: за что переживают собственники бизнеса (иногда напрасно)

Внедрение управленки часто сопровождается сомнениями и неверными ожиданиями: «это слишком сложно» или, наоборот, «сейчас внедрим, и все проблемы исчезнут». Разберемся же в основных заблуждениях и поймем, что на самом деле представляет собой управленческий учет.
5 мифов управленческого учета: за что переживают собственники бизнеса (иногда напрасно)

Статья написана специально для блога «Помощник финансиста».

В последние годы бизнес работает в резко меняющихся условиях. Постоянный контроль и анализ финансового состояния компании стали необходимы для выживания. Главным помощником предпринимателей для решения этих задач может стать управленческий учет, который позволяет оценить остатки денежных средств на счетах, определить необходимый уровень выручки.

Софья Бурцева, руководитель департамента финансового консалтинга в компании «Финтабло». Внедрение и автоматизация управленческого учета:

Миф 1. Управленческий учет в разных компаниях будет отличаться

Начинающие специалисты считают, что каждая компания уникальна: разные бизнес-процессы, разные особенности управленческого учета. С опытом приходит понимание, что схема финансового учета и финансового анализа у всех практически одна и та же. Следовательно, и методология построения управленческого учета у всех схожая, и не важно, это небольшой цветочный магазин или крупная компания нефтегазового сектора.

Миф 2. Управленческий учет — волшебная палочка для собственника

Одно из основных заблуждений собственников бизнеса заключается в том, что многие смотрят на финансового директора, как на волшебную палочку, которая решит все их проблемы с финансами.

Связано это с тем, что для большинства управленцев финансы и управленческий учет — сфера, в которой они не эксперты. Методы и пути решения стоящих перед специалистом задач им неизвестны. Поэтому человек, который в этой неизвестности хорошо разбирается, смотрится почти как спаситель.

Работа финансового директора направлена на то, чтобы проанализировать финансовое состояние компании, описать его и показать сильные и слабые стороны. Это дает возможность подсветить решения имеющихся проблем и предложить возможные пути развития. Но принятием управленческих решений, их реализацией и контролем собственник занимается сам. Поэтому для наилучшего результата недостаточно только работы финансового директора и корректного учета.

Миф 3. Управленческий учет — это сложно

С этим мифом специалисты встречаются довольно часто. Когда человек впервые задумывается о внедрении управленческого учета, ему надо разобраться в огромном количестве информации, работать с которой раньше не доводилось.

Но на самом деле владельцу компании не нужно с нуля самостоятельно выстраивать и вести этот процесс в организации. Связано это с несколькими причинами.

1. Управленческий учет — операционная работа, которая требует постоянного внимания и регулярного выполнения одних и тех же шагов. У собственника в приоритете должны стоять другие задачи, например, стратегический план.

2. Чтобы успешно внедрить управленческий учет, нужны компетенции и опыт, которые приобретаются годами и которых может не быть у собственника бизнеса.

Выход из этой ситуации простой: для управленческого учета в компании должен быть отдельный специалист, у которого есть все необходимые навыки. Для такого человека задача не будет сложной и непонятной, ведь он знает, что нужно делать. Результатом такой работы станет понятное для собственника финансовое состояние компании.

Владимир Ворфоломеев, финансовый аналитик ООО «Альтернатива». Регламентация и ведение управленческого учета, внедрение автоматизированных систем учета на базе 1С:

Миф 4. Управленческий учет — это отчеты с красивыми графиками

В некоторых компаниях от сотрудников (в том числе из топ-менеджмента) можно услышать утрированное представление о финансовом работнике как о «девочке, которая должна к определённому сроку прислать отчет с красивыми графиками». Причина заключается в том, что никого не интересует, что стоит за подготовкой этого отчета.

Но в основе управленческого учёта лежат не красивые графики, а сбор информации, составление и анализ консолидированной финансовой отчетности, осуществляемые сотрудниками финансовой службы.

Миф 5. Управленческий учет можно вести без регламентации и автоматизации

Такое отношение к ведению управленческого учета до сих пор часто встречается и, как показывает практика, хорошего в этом мало. Встречаются компании, где правила учета формируются на основе представлений и навыков сотрудника и никак не регламентируются, а сам учет ведется в офисных программах, вроде MS Excel.

Практика показывает, что с ростом бизнеса требования к отчетности увеличиваются, следом за ними растут и трудозатраты на поддержку учета. Увеличивается вероятность получения некорректных данных. В конце концов руководство вынуждено отказываться от предоставляемых данных и предпринимать шаги в сторону консолидации и автоматизации управленческого учеёта.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Комментарии

3

15 курсов по бухгалтерии маркетплейсов

Торговля на маркетплейсах активно растет с каждым годом. Число предпринимателей, зарегистрированных на Wildberries, превысило 650 тысяч, на Ozon — более 230 тысяч. Открыты вакансии и у работодателей, которые работают с «Яндекс Маркетом», «СберМегаМаркетом» и Lamoda. Все они нуждаются в грамотных бухгалтерах, которые понимают специфику работы этих платформ.

15 курсов по бухгалтерии маркетплейсов

Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники

ИП смогут не применять ККТ, если они оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Что должна оплатить компания при переезде работника

Трудовой кодекс в этой сфере достаточно лаконичен: работодатель компенсирует расходы по переезду и обустройству. А конкретику устанавливайте сами — в коллективном, локальном или трудовом договоре. Рассказываем, как это сделать, чтобы избежать претензий и споров.

Что должна оплатить компания при переезде работника

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

ВС РФ: очередность требования ФНС по восстановленному НДС зависит от периода операции-основания для вычета

Если организация-должник получала вычеты НДС по купленному имуществу, после его продажи на торгах из-за банкротства нужно восстановить налог и уплатить в бюджет.

УСН

Может ли ИП на УСН-15% уменьшить доходы на убыток прошлых лет при расчете взносов 1%

Разбираемся, можно ли учесть при расчете взноса в размере 1% с превышения дохода 300 тыс. рублей, убыток, понесенный ИП в прошлые года.

Может ли ИП на УСН-15% уменьшить доходы на убыток прошлых лет при расчете взносов 1%
Саморазвитие

Как не терять фокус и успеть все за последний день отчетной кампании

Первое правило как все успеть, если делаешь это в последний момент — работать, как вам удобно и где вам удобно. Если вам удобно работать из дома, работайте из дома, если вам удобно работать из офиса и ночевать в офисе, значит, возьмите себе подушку и ночуйте. 

Как не терять фокус и успеть все за последний день отчетной кампании
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уже больше 16 тысяч бухгалтеров ведут живое общение в Красном уголке бухгалтера

Телеграм-канал Красный уголок бухгалтера набрал больше 16 тысяч подписчиков.

Россия предоставит иностранным государствам кредиты на 492 млрд рублей

В 2024 году власти ожидают, что зарубежные страны вернут в бюджет 49,7 млрд рублей по государственным кредитам.

Цифра дня. Про ключевую ставку

Банк России впервые с конца прошлого года решил повысить ключевую ставку — сразу на два процентных пункта.

Цифра дня. Про ключевую ставку
Иностранные работники

В каких случаях откажут в выдаче разрешения на работу для иностранных граждан

Временно пребывающий иностранный гражданин из «визовой» страны вправе трудиться в России, если у него есть разрешение на работу. В некоторых случаях в таком разрешении могут отказать. Подробнее рассказываем о причинах отказа в данной статье.

В каких случаях откажут в выдаче разрешения на работу для иностранных граждан
ЭДО

С 2025 года будет минус одно основание для блокировки счета

Упростили обмен электронными документами с налоговыми органами: налогоплательщикам и налоговым агентам не нужно будет отправлять в ИФНС квитанцию о приеме требования об уплате налога или представлении документов.

Проверки

🍴 Роспотребнадзору разрешат проводить выездные проверки общепита. Мнение эксперта

Компании общепита и ретейла не смогут вести деятельность, если не уведомят Роспотребнадзор о начале своей работы. Отменят мораторий на выездные проверки службы.

К покупателям не попало 35 млн литров нелегальной молочной продукции

Кассы заблокировали продажу 6,7 млн литров просроченного пива и 5,7 млн литров воды с признаками контрафакта.

Ведение бизнеса

Как не закрыться в первые полгода: 10 типичных ошибок на старте бизнеса

Стабильный доход, довольные клиенты и новые возможности — именно так начинающие предприниматели представляют себе собственный бизнес. Реальность зачастую оказывается совершенно другой, и уже при первых трудностях возникает желание все бросить. Рассказываем, какие ошибки предприниматели чаще всего совершают на старте бизнеса и как их избежать. 

Как не закрыться в первые полгода: 10 типичных ошибок на старте бизнеса

❗ Центробанк повысил ключевую ставку до 18% годовых

Впервые с 18 декабря 2023 года Банк России изменил размер ключевой ставки с 16 до 18%.

С 2025 года две категории расходов на ОС и НМА учитывают в повышенном размере

С 1 января 2025 года повысили с 1,5 до 2 коэффициент, который можно использовать при формировании первоначальной стоимости амортизируемых ОС и НМА в налоговом учете.

Расчетный счет

Расчетно-кассовое обслуживание для ООО: как выбрать оптимальный банк и тариф

Расчетный счет — важный инструмент для любой компании. Через него проходят все безналичные финансовые потоки: поступления от клиентов, переводы контрагентам, платежи в бюджет. Банки предлагают множество различных условий и тарифов на РКО, среди которых непросто выбрать оптимальный вариант. Разберем, на что обратить внимание при выборе банка и тарифа для РКО.

Расчетно-кассовое обслуживание для ООО: как выбрать оптимальный банк и тариф
Бухгалтеры

🔥Новые онлайн-курсы, разборы законов и консультации: что еще мы добавили в подписку Клерк.Премиум на этой неделе

Законопроект по налоговой реформе был принят в третьем чтении, и поэтому мы стали готовить все больше материалов, чтобы вы были в курсе всех изменений. Рассказываем, какой актуальный контент появился в подписке Клерк.Премиум за эту неделю.

🔥Новые онлайн-курсы, разборы законов и консультации: что еще мы добавили в подписку Клерк.Премиум на этой неделе
Отпуска

Роструд: как оплачивать день отзыва из отпуска — как отпуск или работу?

День непосредственного отзыва с отпуска или отдыха относится к рабочему времени независимо от того, в какое время суток сотрудник был вызван на работу.

Интересные материалы

Пенсии

Социальный фонд: размер накопительных пенсий вырастет с 1 августа

Накопительные пенсии увеличат на 7%. По программе софинансирования пенсионных накоплений выплаты вырастут на 6,92%.