Ведение бизнеса

Как повысить рентабельность бизнеса? Разбираемся на примере «Кроссовок» и «Сапог»

Одна из главных задач финансовых менеджеров — посчитать прибыль. Однако собственников интересует не только полученная сумма, но и как можно заработать больше. В этом материале рассказываем про прибыль и рентабельность, а также делимся кейсами и рабочими инструментами по повышению этих показателей.
Как повысить рентабельность бизнеса? Разбираемся на примере «Кроссовок» и «Сапог»

Эта статья — ещё один конспект с нашей конференции «Финансы компаний v2.0». Автор: Снежана Манько, эксперт по финансам бизнеса.

Прибыль и рентабельность

Часто руководители бизнеса не знают, как правильно рассчитать прибыль и рентабельность. Из-за этого не получается разделить эти показатели на составляющие и найти точки роста.

Первое, на что стоит обратить внимание — абсолютное выражение прибыли: сколько заработала компания. Считаем так:

Прибыль = Доходы − Расходы

Следующий важный показатель для бизнеса — рентабельность. Чем она выше, тем эффективнее бизнес. Рентабельность часто путают с маржинальностью и наценкой. Путаница между показателями приводит к тому, что руководители не понимают, чем они управляют и что для этого нужно сделать.

Рентабельность по прибыли рассчитывается по следующей формуле:

Рентабельность = (Прибыль/Выручка) * 100%

Разберём на примере двух компаний

Из примера видно, что у ООО «Сапоги» больше выручка и прибыль. Однако бизнес эффективнее у «Кроссовок» — рентабельность на 2% выше. Об этом часто забывают в погоне за выручкой и оборотами, но именно рентабельность должна быть верхнеуровневым фокусом финансистов.

Как вести отчёт о прибылях и убытках

В бизнесе также часто уделяют мало внимания отчёту о прибылях и убытках (ОПиУ) или и вовсе неправильно его составляют. Это происходит из-за того, что не все понимают, из чего состоит прибыль и как учитывать доходы и расходы, которые входят в ОПиУ. Разберёмся в понятиях и правилах учёта.

Доходы можно разделить на две категории:

  • выручка — доходы от обычной деятельности;

  • прочие доходы — разовые поступления от прочей деятельности.

Расходы можно сгруппировать двумя способами:

  • прямые и косвенные;

  • переменные и постоянные.

Прямые и косвенные расходы

Прямые расходы — расходы на создание продукции, товара или услуги, продавая которые компания получает выручку. Их можно напрямую отнести к конкретным товарам или услугам. Примеры прямых расходов:

  • стоимость товаров для перепродажи;

  • затраты на сырье для производства;

  • затраты на производственный персонал;

  • амортизация оборудования.

Косвенные расходы — расходы на управление и развитие бизнеса. Их нельзя отнести к конкретному продукту, они направлены на бизнес в целом. К косвенным расходам относятся:

  • затраты на маркетинг;

  • затраты на рекламу;

  • затраты на продвижение.

Переменные и постоянные расходы

Переменные расходы — расходы, которые меняются при изменении объёмов продаж или производства. К ним можно отнести:

  • стоимость товаров для перепродажи;

  • затраты на сырье для производства;

  • затраты на производственный персонал;

  • затраты на привлечение клиентов.

Переменные расходы не всегда равны себестоимости. Например, затраты на привлечение клиентов — переменный расход, однако в себестоимость он не входит.

Постоянные расходы — затраты, которые не меняются при изменении объёмов продаж или производства. Например:

  • аренда офиса;

  • охрана;

  • услуги банка;

  • зарплата административного персонала и другие.

Два способа посчитать отчёт о прибылях и убытках

При подсчёте расходов нужно пользоваться только одной классификацией: делить расходы или на переменные и постоянные, или на прямые и косвенные.

На картинке ниже представлены два варианта отчёта о прибылях и убытках: слева, если расходы сгруппированы на прямые и косвенные, справа — если на переменные и постоянные.

Группировку затрат на прямые и косвенные удобно использовать для расчёта себестоимости. Второй вариант интересен для управленческих целей и финансового анализа. Он позволяет прямо в отчёте о прибылях и убытках рассчитать точку безубыточности, маржинальную прибыль, операционную прибыль, EBITDA.

Правила учёта доходов

Мы сфокусировались на прибыли и рентабельности, выбрали метод учёта расходов — дальше нужно выбрать метод учёта. Есть три правила.

1. Метод начисления

По нему суммы попадают в тот период, к которому относятся. Для этого понадобится информация об отгрузках и покупках, начислениях зарплат, налогах, списаниях в производство (накладные, акты, передаточные документы). Ещё есть кассовый метод, по которому составляется отчёт о движении денежных средств. Предприниматели часто не понимают разницу и просят финансистов считать прибыль кассовым методом. Из-за этого возникают ошибки и прибыль отражается некорректно.

2. Правило периодов

В одном и том же периоде должны быть признаны выручка, себестоимость и прибыль, то есть финансовый результат от продажи. Если есть затраты, которые ещё нельзя признать как себестоимость, значит, речь идёт о незавершенном проекте. Ему место в активах.

3. Отсутствие НДС

В отчёте о прибылях и убытках все доходы и расходы учитываются без транзитного налога, который платит конечный покупатель — НДС. Это не доход и не расход компании.

Как повысить рентабельность

Когда есть чёткое понимание, что такое прибыль, какие виды расходов и доходов существуют и как правильно их учитывать, можно начинать выстраивать гипотезы по повышению рентабельности.

Увеличить выручку

Один из показателей, которые влияют на прибыль, — выручка. Значит, если увеличить выручку, можно увеличить и прибыль тоже.

Как это сделать?

  • Увеличить цены.

  • Увеличить количество продаж.

  • Повысить эффективность взаиморасчетов с покупателями (постоплата и предоплата).

Увеличить выручку и снизить себестоимость

Иногда даже несущественное снижение себестоимости оказывается большим вкладом в финансовый результат.

Как это сделать?

  • Оптимизировать товарную/продуктовую линейку.

  • Продавать более маржинальные товары.

Снизить себестоимость

  • Сменить поставщиков.

  • Провести переговоры с текущими поставщиками и договориться о скидках.

Снизить постоянные расходы

Нет задачи урезать все расходы, цель — повысить эффективность без ухудшения работы.

Как это сделать?

  • Изменить систему мотивации персонала.

  • Сократить или нормировать ненужные расходы.

  • Оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы.

  • Оптимизировать расходы на рекламу и маркетинг.

  • Оптимизировать налоговую нагрузку.

Увеличить доходы за счет прочих доходов

Продать или сдать в аренду активов компании, которые не используются в собственных целях.

Что дальше

Выберите подходящую гипотезу и посчитайте, какое из действий сделает бизнес эффективнее. После этого вы можете начать повышать прибыль компании с помощью операционных рычагов. О них мы с примерами рассказали в этом материале на «Клерке».

Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Госзакупки

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс