Бюджетирование

Бюджетирование в компании. Как сформировать и вести бюджет? Мнение экспертов

Бюджетирование даёт понять, куда движется компания и какие у неё возможности. Мы попросили шестерых финансовых практикующих специалистов рассказать о бюджетирование, как его вести и внедрить: от простого плана до полного цикла.
Бюджетирование в компании. Как сформировать и вести бюджет? Мнение экспертов

Что включает бюджетирование

Александр Левкович, канд. экон. наук, эксперт белорусского клуба финдиректоров CFO’s Territory, руководитель финсервиса FS-LIONS.

Бюджетирование – система или даже философия управления.

Кроме таких технических аспектов, как экономическая модель, финансовая структура, разработка и утверждение целевых показателей, план-факт анализа, бюджетирование включает и нефинансовые аспекты, про которые часто забывают:

  1. управление персоналом на основе целевых показателей и KPI;

  2. распределение ресурсов между бизнес-единицами (ЦФО) или проектами;

  3. сценарное прогнозирование и моделирование действий компании в ответ на различные действия внешней среды: действия конкурентов, изменение стоимости ресурсов, изменения конъюнктуры рынка;

  4. влияние планируемых стратегических мероприятий на финансовый результат и их оценку, чтобы достичь целевые ориентиры.

Зачем нужно бюджетирование на предприятии

Наталья Синицына, аналитик 1С, сопровождает систему по план-факт-анализу инвестиционной деятельности при строительстве автозаправочных станций в ГК «Татнефть».

Бюджетирование – вариативность развития событий в цифрах или расчёт стоимости того, за сколько предприятие может эту прибыль купить.

Любой собственник ставит перед командой задачи увеличить и сохранить прибыль. Задачи ставятся на период – год, квартал, месяц. Команда самостоятельно строит путь к результату.

При формировании бюджета важно соблюдать принцип разумной достаточности: не мельчить статьи, чтобы не возникало потребности постоянно корректировать, перенося сумму одной статьи на другую, правильно разделить ответственность между ЦФО, проработать процесс корректировки статей, не забывать увеличивать или уменьшать расходную часть пропорционально доходной.

Как сформировать бюджетирование на предприятии впервые

Ирина Каргина, финансовый консультант, бывший финансовый директор медиахолдинга «Абак-пресс», службы доставки «Боксберри».

Вот 5 простых шагов, которые позволят сделать первый бюджет:

1. Составляем список центров ответственности – то есть отделов, – в котором можно выделить ответственных сотрудников.

2. Делаем простую табличку. По горизонтали – месяц, по вертикали – статья затрат либо статья доходов. Можно табличку предзаполнить: по повторяющимся статьям выбрать статистику расходов или доходов за прошлые периоды.

3. Рассылаем табличку ответственным сотрудникам и просим заполнить на планируемый период. Руководители затратных подразделений заполняют только расходные статьи, а руководители отделов продаж заполняют ещё и доходные.

4. Все таблички консолидируем и получаем первичный бюджет. Как правило, такой бюджет имеет минимальную доходность либо отрицательную. Не стоит этого бояться.

5. Собираемся с руководителями и приводим бюджет «в порядок»: сокращаем расходы или корректируем доходы, ставим цели, строим гипотезы. Планируем свой путь из точки, А в точку Б.

Кирилл Казакевич, эксперт по управленческому учёту.

Я сторонник скользящего бюджетирования, когда бюджет принимается один раз, а потом каждый квартал пересматриваются показатели. В кризисное время период пересмотра может быть сокращен до месяца.

Важно, чтобы бюджет был не просто забавой, а действительно работающим инструментом.

Процесс бюджетирования на предприятии начинается с целей. Далее собираются операционные бюджеты. На этапе балансировки бюджета оцениваются взаимосвязь всех операционных показателей и их взаимозависимость.

Сформировав и согласовав бюджетную модель, мы получаем бюджетный баланс, бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств.

Какие этапы внедрения бюджетирования нужны для полного цикла

Ирина Кокшарова, бизнес-практик, эксперт управленческого учёта и системы KPI, основатель проекта «Правила финансов» и финансовый директор ГК «Каменный город».

Чтобы внедрить бюджетирование полного цикла на предприятии, нужно разработать:

  1. Финансовую структуру, установить ответственность за финансовые цели, выделить направления деятельности, для которых финансовый результат будет считаться отдельно.

  2. Структуру бюджетов – какие бюджеты нужны.

  3. Статьи и разрезы, аналитику и формы бюджетов.

  4. Итоговые бюджеты (БДР, БДДС, баланс).

  5. Сценарии планирования.

  6. Регламент планирования и сбор факта для всех сценариев.

  7. Описание правил (управленческая учётная политика).

  8. Сбор факта за предыдущие периоды в бюджеты.

  9. Планирование следующего периода – главной финансовой цели, подцелей и составляющих с помощью бюджетов.

  10. Сбор факта текущего периода, анализ отклонений, формирование управленческого воздействия.

Первые 7 этапов – работа на этапе внедрения, чаще всего разовая, проектная. В дальнейшем только корректируется структура.

Этапы 8−10 – цикличный и постоянный процесс на предприятии из года в год, из месяца в месяц.

С какими сложностями можно встретиться

Александр Левкович, канд. экон. наук, эксперт белорусского клуба финдиректоров CFO’s Territory, руководитель фин. сервиса FS-LIONS.

Основные сложности в моей практике запуска технологий бюджетирования (кроме чисто технических) заключались в том, что управленческая команда была не готова к полноценной работе с этими технологиями.

Руководители ЦФО не понимали, как они могут влиять на результат подразделения, почему для их ЦФО выбраны именно такие целевые показатели. Да и просто не готовы были принимать на себя ответственность за результаты подразделения.

Что с этим можно сделать?

  1. Усложнить модель в ответ на повышение квалификации управленческой команды;

  2. выделить ЦФО по мере роста руководителей и повышения их готовности нести ответственность.

Кирилл Казакевич, эксперт по управленческому учёту.

Сложности, с которыми я встречался при бюджетировании на предприятии, обычно связаны с тем, что менеджеры, предоставляющие операционные бюджеты, не всегда обсуждают их внутри своих подразделений, что демотивирует тех, кто выполняет в дальнейшем эти бюджеты.

Небольшому бизнесу сложно прогнозировать и оценивать ожидаемую выручку.

Но на моей практике, если финансовая служба помогает менеджерам составлять их бюджет (не вдаваясь в технические нюансы, а именно методологически), то бюджетный процесс идёт эффективнее.

«Бюджетирование – это «вишенка на торте». Почему бюджетирование это важно

Андрей Букин, финансовый специалист на фрилансе.

Понятие «бюджетирование» вторично по отношению к понятиям «управленческий учёт», «бизнес-процессы» и «методология», и в этом смысле в чём-то аналогично понятию «автоматизация».

Есть известная фраза: «Если автоматизировать хаос, получите хаос». С бюджетированием – то же самое.

Вы можете собрать несколько десятков показателей в бюджетных формах, наладить сбор фактических данных и ежедневно получать «простыни» отчётов. Но практического выхлопа не будет: много цифр – мало толка.

В задачу финансового директора входит не только организовать всю эту работу, но и определить оптимальную для бизнеса периодичность формирования отчётов, а также выделить ключевые метрики, чтобы сравнивать и корректировать бизнес именно по ним.

Образно выражаясь, я бы сказал, что бюджетирование – «вишенка на торте», коржи которого представляют собой управленческий учёт, бизнес-процессы и методологию, пропитка между ними состоит из менеджмента и команды, а в качестве праздничных свечек выступает автоматизация.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Начать дискуссию

Из законопроекта о майнинге уберут ряд запретов

Глава комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев сообщил, что документ примут до конца текущей сессии.

OpenAI объявила о запуске поисковой системы SearchGPT на базе искусственного интеллекта

Разработка SearchGPT ставит OpenAI в прямую конкуренцию с компанией Google, которая также спешит внедрить функции искусственного интеллекта в свою поисковую систему

Не успеваете составить отчеты и собрались временно сдать нулевки? Будьте осторожны! «Ночной бухгалтер» № 1732

Если бухгалтер не успевает вовремя сформировать правильную отчетность, то может показаться, что хороший вариант — сдать нулевки, а чуть позже отправить уже корректировочные отчеты. Узнали, как будем отдыхать в 2025 году, грозит ли нейросеть стать конкурентом бухгалтеру и что происходит с YouTube.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Пенсии

Законодатели взялись за многодетных отцов-одиночек

Депутаты хотят дать отцам-одиночкам право на досрочную пенсию. Пока что такие привилегии есть только у многодетных матерей, которые самостоятельно занимаются воспитанием детей.

Законопроекты

Россияне смогут установить самозапрет на ставки

Жители страны смогут установить запрет на участие в азартных играх на 4 и 12 месяцев. От таких клиентов букмекеры не смогут принимать ставки и предлагать им фишки в казино.

Маркетинг

Рынок блогосферы восстановился

Большинство рекламных агентств расшили штат сотрудников и повысили зарплаты на 13%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как строить карьеру в ИТ через эффективный нетворкинг

Как строить карьеру в ИТ через эффективный нетворкинг
Импорт

Финансовое сопровождение импортеров стало самой востребованной услугой ВЭД в первом полугодии 2024

Участники внешнеэкономической деятельности выбирают компании с официальным представительством в Китае, чтобы избежать проблем с оплатой поставок.

До конца недели скорость загрузки YouTube на стационарных компьютерах может снизиться до 40%, а к концу следующей — уже до 70%

Мера затронет только десктопную версию. Мобильную замедлять пока не будут

Бесплатно с ФСБУ Документооборот

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

Кто должен применять ФСБУ 27/2021, какие требования предъявляются к бухгалтерским документам и документообороту, как правильно составить документ и исправить ошибку.

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
Реклама

Депутаты выступили против рекламы на запрещенных ресурсах

Ответственность за нарушение закона будут нести и рекламодатели, и распространители сообщений.

Поручение

Как составить договор поручения: суть, условия и образец

Выполнение каких-либо работ иногда требуют привлечения сторонней компании или физического лица. Чтобы такое сотрудничество было официальным, заключают договор поручения. Разберемся, в чем заключается его суть, какие условия обычно вносят в текст, как оформляют документально в зависимости от ситуации.

Как составить договор поручения: суть, условия и образец
Маркетплейсы

Маркетплейсы будут размещать ссылки на сертификаты качества

В карточках товаров на маркетплейсах будут указывать ссылки на сертификаты и декларации. Это позволит потребителям убедиться в качестве продукции.

НДС

Все коды видов операций по НДС: таблица

Чтобы отчетность по НДС была корректной, нужно верно отражать данные о действиях, произведенных с этим налогом. Такие действия иначе называют операциями по НДС. Они должны быть документально зафиксированы. Для этого используется специальное обозначение в виде кода вида операции или сокращенно КВО. В материале повествуется о том, что это такое, как оно применяется и какие недавно произошли изменения.

Все коды видов операций по НДС: таблица

Нейросеть для бухгалтеров или психиатр для нейросети

Наблюдаем прям бум какой то по теме «Нейросеть для бухгалтеров». Каждый второй зовет на какие то совершенно волшебные курсы, после которых можно смело заваливаться на диван с тазиком черешни смотреть Грисельду. А работать будет нейросеть.

Нейросеть для бухгалтеров или психиатр для нейросети
4
Учет в торговле

Товар просрочен и подлежит утилизации: как учитывать расходы

Продажа товаров с истекшим сроком годности запрещена. Она изымается из оборота и в дальнейшем подлежит утилизации или уничтожению. При каких условиях понесенные при этом расходы можно учесть при расчете налога на прибыль?

Товар просрочен и подлежит утилизации: как учитывать расходы
Криптовалюта

О подозрительных операциях нотариусы и майнеры будут сообщать в Росфинмониторинг

Майнеров криптовалют и нотариусов обязали соблюдать антиотмывочный закон 115-ФЗ.

Законопроекты

Застройщиков обяжут рядом с ЖК возводить школы

Вместе с жилищными комплексами застройщики будут стоить объекты социальной и транспортной инфраструктуры.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: ФАС раскрыла картель на торгах соцтоварами, активисты приклеили себя к взлетной полосе, а спортсмены жалуются на еду в Олимпийской деревне

Подготовили обзор главных событий дня — 25 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

Банки

У ВТБ появился сервис покупки автомобилей частями

Сервис «ВТБ Авто» позволяет разделить покупку машины на части: сначала взять авто в аренду, а в конце срока выкупить его по остаточной стоимости.