Бюджетирование в компании. Как сформировать и вести бюджет? Мнение экспертов

Бюджетирование даёт понять, куда движется компания и какие у неё возможности. Мы попросили шестерых финансовых практикующих специалистов рассказать о бюджетирование, как его вести и внедрить: от простого плана до полного цикла.
Бюджетирование в компании. Как сформировать и вести бюджет? Мнение экспертов

Что включает бюджетирование

Александр Левкович, канд. экон. наук, эксперт белорусского клуба финдиректоров CFO’s Territory, руководитель финсервиса FS-LIONS.

Бюджетирование – система или даже философия управления.

Кроме таких технических аспектов, как экономическая модель, финансовая структура, разработка и утверждение целевых показателей, план-факт анализа, бюджетирование включает и нефинансовые аспекты, про которые часто забывают:

  1. управление персоналом на основе целевых показателей и KPI;

  2. распределение ресурсов между бизнес-единицами (ЦФО) или проектами;

  3. сценарное прогнозирование и моделирование действий компании в ответ на различные действия внешней среды: действия конкурентов, изменение стоимости ресурсов, изменения конъюнктуры рынка;

  4. влияние планируемых стратегических мероприятий на финансовый результат и их оценку, чтобы достичь целевые ориентиры.

Зачем нужно бюджетирование на предприятии

Наталья Синицына, аналитик 1С, сопровождает систему по план-факт-анализу инвестиционной деятельности при строительстве автозаправочных станций в ГК «Татнефть».

Бюджетирование – вариативность развития событий в цифрах или расчёт стоимости того, за сколько предприятие может эту прибыль купить.

Любой собственник ставит перед командой задачи увеличить и сохранить прибыль. Задачи ставятся на период – год, квартал, месяц. Команда самостоятельно строит путь к результату.

При формировании бюджета важно соблюдать принцип разумной достаточности: не мельчить статьи, чтобы не возникало потребности постоянно корректировать, перенося сумму одной статьи на другую, правильно разделить ответственность между ЦФО, проработать процесс корректировки статей, не забывать увеличивать или уменьшать расходную часть пропорционально доходной.

Как сформировать бюджетирование на предприятии впервые

Ирина Каргина, финансовый консультант, бывший финансовый директор медиахолдинга «Абак-пресс», службы доставки «Боксберри».

Вот 5 простых шагов, которые позволят сделать первый бюджет:

1. Составляем список центров ответственности – то есть отделов, – в котором можно выделить ответственных сотрудников.

2. Делаем простую табличку. По горизонтали – месяц, по вертикали – статья затрат либо статья доходов. Можно табличку предзаполнить: по повторяющимся статьям выбрать статистику расходов или доходов за прошлые периоды.

3. Рассылаем табличку ответственным сотрудникам и просим заполнить на планируемый период. Руководители затратных подразделений заполняют только расходные статьи, а руководители отделов продаж заполняют ещё и доходные.

4. Все таблички консолидируем и получаем первичный бюджет. Как правило, такой бюджет имеет минимальную доходность либо отрицательную. Не стоит этого бояться.

5. Собираемся с руководителями и приводим бюджет «в порядок»: сокращаем расходы или корректируем доходы, ставим цели, строим гипотезы. Планируем свой путь из точки, А в точку Б.

Кирилл Казакевич, эксперт по управленческому учёту.

Я сторонник скользящего бюджетирования, когда бюджет принимается один раз, а потом каждый квартал пересматриваются показатели. В кризисное время период пересмотра может быть сокращен до месяца.

Важно, чтобы бюджет был не просто забавой, а действительно работающим инструментом.

Процесс бюджетирования на предприятии начинается с целей. Далее собираются операционные бюджеты. На этапе балансировки бюджета оцениваются взаимосвязь всех операционных показателей и их взаимозависимость.

Сформировав и согласовав бюджетную модель, мы получаем бюджетный баланс, бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств.

Какие этапы внедрения бюджетирования нужны для полного цикла

Ирина Кокшарова, бизнес-практик, эксперт управленческого учёта и системы KPI, основатель проекта «Правила финансов» и финансовый директор ГК «Каменный город».

Чтобы внедрить бюджетирование полного цикла на предприятии, нужно разработать:

  1. Финансовую структуру, установить ответственность за финансовые цели, выделить направления деятельности, для которых финансовый результат будет считаться отдельно.

  2. Структуру бюджетов – какие бюджеты нужны.

  3. Статьи и разрезы, аналитику и формы бюджетов.

  4. Итоговые бюджеты (БДР, БДДС, баланс).

  5. Сценарии планирования.

  6. Регламент планирования и сбор факта для всех сценариев.

  7. Описание правил (управленческая учётная политика).

  8. Сбор факта за предыдущие периоды в бюджеты.

  9. Планирование следующего периода – главной финансовой цели, подцелей и составляющих с помощью бюджетов.

  10. Сбор факта текущего периода, анализ отклонений, формирование управленческого воздействия.

Первые 7 этапов – работа на этапе внедрения, чаще всего разовая, проектная. В дальнейшем только корректируется структура.

Этапы 8−10 – цикличный и постоянный процесс на предприятии из года в год, из месяца в месяц.

С какими сложностями можно встретиться

Александр Левкович, канд. экон. наук, эксперт белорусского клуба финдиректоров CFO’s Territory, руководитель фин. сервиса FS-LIONS.

Основные сложности в моей практике запуска технологий бюджетирования (кроме чисто технических) заключались в том, что управленческая команда была не готова к полноценной работе с этими технологиями.

Руководители ЦФО не понимали, как они могут влиять на результат подразделения, почему для их ЦФО выбраны именно такие целевые показатели. Да и просто не готовы были принимать на себя ответственность за результаты подразделения.

Что с этим можно сделать?

  1. Усложнить модель в ответ на повышение квалификации управленческой команды;

  2. выделить ЦФО по мере роста руководителей и повышения их готовности нести ответственность.

Кирилл Казакевич, эксперт по управленческому учёту.

Сложности, с которыми я встречался при бюджетировании на предприятии, обычно связаны с тем, что менеджеры, предоставляющие операционные бюджеты, не всегда обсуждают их внутри своих подразделений, что демотивирует тех, кто выполняет в дальнейшем эти бюджеты.

Небольшому бизнесу сложно прогнозировать и оценивать ожидаемую выручку.

Но на моей практике, если финансовая служба помогает менеджерам составлять их бюджет (не вдаваясь в технические нюансы, а именно методологически), то бюджетный процесс идёт эффективнее.

«Бюджетирование – это «вишенка на торте». Почему бюджетирование это важно

Андрей Букин, финансовый специалист на фрилансе.

Понятие «бюджетирование» вторично по отношению к понятиям «управленческий учёт», «бизнес-процессы» и «методология», и в этом смысле в чём-то аналогично понятию «автоматизация».

Есть известная фраза: «Если автоматизировать хаос, получите хаос». С бюджетированием – то же самое.

Вы можете собрать несколько десятков показателей в бюджетных формах, наладить сбор фактических данных и ежедневно получать «простыни» отчётов. Но практического выхлопа не будет: много цифр – мало толка.

В задачу финансового директора входит не только организовать всю эту работу, но и определить оптимальную для бизнеса периодичность формирования отчётов, а также выделить ключевые метрики, чтобы сравнивать и корректировать бизнес именно по ним.

Образно выражаясь, я бы сказал, что бюджетирование – «вишенка на торте», коржи которого представляют собой управленческий учёт, бизнес-процессы и методологию, пропитка между ними состоит из менеджмента и команды, а в качестве праздничных свечек выступает автоматизация.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Интересные материалы

УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру