Ведение управленческого учета

Как составить нормальный платёжный календарь? И как он поможет бизнесу

Планирование в быту — «что приготовить на обед?» и «куда поехать летом?». Планирование в бизнесе — почти то же самое. Такой процесс охватывает горизонты от одного дня до нескольких лет. В статье рассмотрим, для чего нужны разные периоды финансового планирования, что такое платёжный календарь и как его составить.
Как составить нормальный платёжный календарь? И как он поможет бизнесу

Какие бывают периоды финансового планирования

Долгосрочная модель скажет, сколько будет стоить компания через 10 лет, но будет бесполезна, если нужно посчитать, сколько денег будет в кассе завтра.

Разберёмся, в каких случаях какие периоды планирования выбирать.

Длинные

Часто бизнесу важно смотреть на несколько лет вперёд.

  • Окупится ли инвестиционный проект?

  • Будет ли компания финансово устойчивой?

  • Способен ли бизнес погасить кредит?

На эти вопросы ответят только долгосрочное планирование и финансовая модель. Горизонт планирования может достигать и 5, и 20 лет.

Средние

На основе долгосрочного плана строятся среднесрочные.

Период финансового планирования существенно короче — годовой бюджет можно разбить на более точные квартальные и понять, достижимы ли вообще цели компании.

Например, планировали через 3 года выйти на фондовую биржу, но оказывается, что дела идут гораздо хуже запланированного, и стратегию нужно пересмотреть.

Короткие

Годовой бюджет — вещь полезная, но многие важные детали он игнорирует.

Например, в глобальной перспективе не так интересно, в каком именно месяце компания получит субсидию от государства. А в оперативном планировании важен каждый день.

Часто малый бизнес начинает именно с коротких планов — хватит ли денег на ближайший месяц?

И здесь поможет удобный инструмент — платёжный календарь. Поговорим о нем подробнее.

Платёжный календарь: что это, и зачем нужен

Платёжный календарь — это таблица с прогнозом поступлений, расходов и остатков денег на каждый день.

Чем это отличается от бюджета движения денежных средств

За основу платёжного календаря берут данные БДДС. Но есть различия.

  • В календаре используется короткий период финансового планирования — обычно 30 или 90 дней.

  • Он ведётся и корректируется практически в режиме онлайн, а не только раз в квартал.

  • Уровень детализации гораздо выше. БДДС оперирует миллионами, а в календаре каждая тысяча рублей может сыграть роль.

Какие проблемы решает

Календарь поможет не просто увидеть, хватит ли денег в любой из дней, но и в других аспектах.

  • Чувствовать себя уверенно. Даже если ожидается кассовый разрыв, можно успеть подготовиться. Предупреждён — значит вооружён!

  • Управлять дебиторской и кредиторской задолженностью и заставлять деньги работать, а не просто лежать на счетах.

  • Укрепить финансовую дисциплину. Видя график платежей, бухгалтер точно не забудет оплатить аренду офиса.

Как составить платёжный календарь

Календарь достаточно просто построить даже в Excel. Разберем пошагово, как его составить.

Какая информация должна содержаться в календаре

Календарь — это таблица, в которой один столбецэто один день. Кроме того, нужно добавить следующие показатели:

  • статья доходов или расходов;

  • контрагент;

  • сумма;

  • счёт (если открыты счета в разных валютах или в нескольких банках).

Шаг 1. Прогноз поступлений

Для начала определяем, когда и сколько денег придёт в компанию.

Учитываем всё: выручку, субсидии, проценты по вкладу.

Иногда понадобится сделать упрощение. Например, розничный магазин не может точно спрогнозировать поступления, но вполне может взять за основу прогноз ОДДС и посчитать среднее значение выручки за день.

Подходим к прогнозу реалистично — если покупатель постоянно задерживает оплату, то и в плане отодвигаем её на пару дней. В результате готов прогноз поступлений на каждый день.

Шаг 2. Прогноз платежей

Статьи расходов берутся из БДДС с максимальной детализацией.

От бухгалтерии придут данные о том, в каком объёме платить зарплату, от инвестиционного отдела — когда ожидаются капитальные затраты. Маркетологи расскажут, на какие дни планируется оплата рекламных кампаний.

Обязательные платежи жёстко привязываем к датам. Проценты по кредиту платим 20 числа, заработную плату — 10 и 25, а вот бумагу для принтера можно купить после получения оплаты от покупателей.

На этом шаге получаем сальдо денежных потоков и прогноз остатка денег на конец каждого дня.

Шаг 3. Подготовка к оптимизации

Превышение оттоков над притоками в отдельные дни — нестрашная и частая ситуация (например, если оплачиваем новый автомобиль стоимостью несколько дневных выручек). Тревожным сигналом будет прогнозируемый отрицательный остаток денег.

Чтобы заранее подготовиться к этому, разделим все платежи на:

  • первоочередные: что бы ни происходило, налоги и зарплата должны быть выплачены вовремя;

  • критичные: например, несвоевременная оплата сырья может привести к полной остановке работы;

  • важные: проценты по кредиту можно уплатить позже, но только вместе с крупным штрафом (внимательно читайте кредитный договор);

  • менее критичные — это платежи поставщикам, с которыми можно договориться об отсрочке.

На случай форс-мажора не планируйте нулевой остаток, всегда должен быть резерв — у какой-то компании ориентиром может быть сумма 20 тысяч, у какой-то — 20 миллионов.

Как работать с платёжным календарём

Календарь недостаточно просто составить, работать с ним нужно постоянно.

Основная идея — передвигать поступления на более ранний период, а расходы — на более поздний.

Например, так:

  • договориться с покупателями о предоплате, а с поставщиками — о задержке оплаты

  • отодвинуть необязательные платежи. Если в кассе не хватает денег, то это не самое подходящее время для покупки нового автомобиля для курьера;

  • найти дополнительные источники средств. Устроить распродажу, в крайнем случае, взять кредит.

Всегда ли нужно составлять платёжный календарь?

Наш ответ — да, платёжный календарь полезен любому бизнесу.

Финансовая модель без привязки к конкретным датам рискует остаться теоретической конструкцией.

Важно уделить внимание коротким периодам финансового планирования. Бизнесу со множеством проектов и контрагентов советуем использовать сервисы управленческой отчётности.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию