3 популярных стратегии, как устанавливать цены на свой продукт, чтобы всё-таки выйти в плюс. Какую ценовую стратегию выбрать?

Компании со стратегией ценообразования имеют чистую прибыль выше на 15−23%, чем у конкурентов. Об этом говорится в исследовании Pricing Effectiveness Benchmark Study. Рассказываем, почему цена — самый недооцененный параметр из тех, что влияет на прибыль, а также какие есть ценовые стратегии и какие факторы учитывать при их выборе.
3 популярных стратегии, как устанавливать цены на свой продукт, чтобы всё-таки выйти в плюс. Какую ценовую стратегию выбрать?

Автор: Айгуль Хайруллина, ex.CFO промышленного холдинга с миллиардными оборотами и десятком заводов.

Почему цена сильнее всего влияет на прибыль?

Разберём, почему так происходит, на примере.

Ситуация

У нас есть 4 одинаковых компании по производству блокнотов. Каждая фирма выпускает миллион блокнотов, каждый из которых стоит 100 рублей. Получаем выручку 100 млн рублей.

Переменные расходы на производство одного блокнота составляют 60 рублей, а на всю партию — 60 млн рублей.

По итогу маржинальность каждой компании — 40 млн рублей, из которых ещё 30 млн уходят на постоянные расходы. Таким образом, прибыль каждой фирмы составляет 10 млн рублей.

В один день руководители всех компаний решили изменить по одному ключевому параметру на 5%. Первый предприниматель решил повысить цену, второй — объём продаж, третий и четвертый соответственно начали сокращать переменные и постоянные расходы.

Как изменение параметров внутри компании влияет на прибыль

И что это значит?

Во всех четырёх примерах компании остались в плюсе. Однако цена влияет на прибыль сильнее других показателей — фирма, поднявшая стоимость, получила рост на 50%, что значительно выше показателей конкурентов. В другой ситуации и при иных условиях показатели могут отличаться. Однако в 99% случаев правильное ценообразование даст лучшие результаты. Кроме того, варьировать стоимость проще, чем другие параметры.

Мы можем увеличить объем продаж, но для этого нужно дополнительно вложиться в маркетинг и мотивационную систему для отдела продаж. Проблемой могут стать и ограничения производственных мощностей или ёмкости рынка.

Что касается сокращения расходов, то здесь ситуация потребует ещё больших усилий, например, чтобы получить серьёзную скидку от поставщиков. Это не значит, что про эту категорию можно забыть — правильное управление переменными расходами в синергии с правильным ценообразованием даст отличный результат.

Какие факторы важны при выборе цены?

  • Изучите ваш рынок — конкурентный он или нет, развивается или затухает.

  • Оцените актуальность и востребованность продукта у аудитории.

  • Подумайте о целях компании — хотите ли вы вытеснять конкурентов с рынка или готовы демпинговать для привлечения аудитории.

  • Определитесь с ценовым позиционированием продукта — лакшери или низкий ценовой сегмент.

  • Пропишите ценности компании. Например, это может быть высокое качество продукции.

  • Оцените ресурсы компании. Возможно, у компании есть доступ к дешёвым деньгам, широким административным возможностям или выход на большую аудиторию в социальных сетях основателя компании.

  • Отслеживайте ситуацию у игроков на рынке — узнайте, какие у вас конкуренты и какие цены выставляют они.

  • Изучите свою аудиторию и логику их покупок.

  • Учитывайте правовые и административные риски, с которыми компания может столкнуться на каждом этапе работы.

Не забывайте, что ценообразование — результат работы не только одного финансового директора. Не нужно взваливать на себя всю работу — необходимо слаженное взаимодействие команды продажников и маркетологов, понимающих продукт и аудиторию.

Какую ценовую стратегию выбрать?

Российские компании, которые понимают, что цена влияет на прибыль, чаще всего используют три стратегии: «Расходы — плюс», «Рыночная цена» и «Ценность выше цены».

Стратегия «Расходы — плюс»

Что нужно знать?

Вероятно, самая популярная стратегия в стране. Подход интуитивно понятен, а потому компаниям удобно начинать с него.

Как устанавливается цена?

  1. Рассчитайте производственную себестоимость — все расходы, необходимые для создания единицы продукции. Например, в случае производства в эту категорию попадут стоимость сырья, материалов, электроэнергии, зарплата сотрудников и амортизация оборудования.

  2. Определите размер наценки и прибавьте его к первому показателю.

Недостатки стратегии

  1. Себестоимость переменна — например, цены на сырье или материалы могут регулярно меняться. Постоянно пересчитывать цену затратно по времени.

  2. Стратегия не учитывает условия рынка и изменение спроса при обновлении стоимости. Новая цена может оказаться сильно выше рыночных показателей, и продукт компании станет не интересен клиентам.

Стратегия «Рыночная цена»

Что нужно знать?
Для работы со стратегией необходимо проводить маркетинговые исследования.

Как устанавливается цена?

  1. Исследуйте рынок и цены конкурентов.

  2. Посчитайте среднюю цену на идентичные с вашими продукты.

  3. Примите полученный показатель как данность — оптимизируйте под него вашу себестоимость.

Недостатки стратегии
Компании работают в разных условиях — например, имеют разный административный ресурс или инфраструктуру. Себестоимость продуктов конкурентов может быть ниже вашей, а потому они могут занижать и рыночную цену. В этом случае, ориентируясь на их стоимость, вы окажетесь без прибыли.

Стратегия «Ценность выше цены»

Что нужно знать?
Стратегия позволяет продавать высокомаржинальные товары. Из-за кризиса подход с упором на ценность может показаться неактуальным. Однако именно сейчас рынок будет заинтересован в качественном продукте.

Если ваш продукт действительно качественный, вы сможете донести его ценность до клиента и объяснить, почему за него стоит платить больше. Если раскрыть клиенту из чего состоит цена, она не будет казаться высокой.

Как устанавливается цена?

  1. Определите рыночную цену.

  2. Определите ценность своего продукта — уникальное преимущество, выделяющее вас на фоне конкурентов.

  3. Помогите клиенту понять ценность. Например, если вы продаете дорогие футболки, объясните аудитории, что наценка связана с заказом дорогой ткани из Италии и сложной логистикой.

  4. Удерживайте ценность после продажи. Клиент должен убедиться, что ваш продукт отличается заявленным качеством. Кроме того, в компании должен быть высококлассный сервис, куда покупатели смогут обращаться в случае проблем с товаром.

  5. После создания и закрепления ценности определите доплату, которую готов заплатить клиент.

Недостатки стратегии

  1. Большая работа над выстраиванием ценности в глазах клиента.

  2. Продукт и сервис действительно должны быть качественными. Это не должен быть фальшивый маркетинговый ход.

  3. Компании необходим сильный отдел маркетинга.

Что ещё важно знать о цене?

Вне зависимости от того, какую стратегию вы используете, важно уметь менять восприятие цены. Если вы поднимаете цены, делайте это плавно — заранее оповещайте клиентов. Это покажет, что вы уважаете свою аудиторию и даёте подготовиться к изменениям.

Для работы с клиентами вы также можете использовать бонусы — пробные образцы, гибкие условия оплаты, специальные гарантии или дополнительное сервисное обслуживание. Это поможет расположить к себе клиентов, не понижая цену продукта.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
Лучшие спикеры, новый каждый день

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить
Инвестиции

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

Горняки и металлурги пришли к нам за деньгами, а инвесторы и рады, что не только в лизинг и стройку можно инвестировать. Круто, но есть нюанс — отсутствует финансовая отчётность после 1П2022. Ни за весь 2022 год, ни за 2023 год отчётности нет. Посмотрим, как же так получается, и оценим необходимость участия в этом размещении.

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Интересные материалы

Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

7