Управленческий учет

Сколько стоит новый клиент и как оценить пользу от маркетологов?

Затраты бизнеса делятся на множество категорий: на производство продукта, зарплату сотрудников, и привлечение клиентов. Насколько продуктивна работа маркетологов и эффективна реклама, помогает понять показатель CAC — Customer Acquisition Cost. Рассказываем, как с его помощью управлять каналами привлечения клиентов и нужно ли менять себестоимость продукта.
Сколько стоит новый клиент и как оценить пользу от маркетологов?

Автор: Анастасия Проскурина, финансовый аналитик.

Кто отвечает за CAC и зачем он вообще нужен?

Стоимость привлечения клиентов используют маркетологи, менеджеры по продажам и финансисты. С помощью метрики они:

  • меняют себестоимость продукта;

  • управляют каналами привлечения клиентов;

  • подбирают оптимальные скидки;

  • создают рекламные кампании;

  • решают проблемы с клиентами.

Как считать показатель?

Показатель CAC можно считать двумя способами:

1. CAC = Затраты на маркетинг / Число новых клиентов.

Например, компания потратила на рекламу в «Яндекс» 150 тысяч рублей, оттуда пришли десять постоянных клиентов. Значит, CAC = 150 тысяч / 10 = 15 тысяч.

2. CAC = (Все затраты на продажу* + Затраты на маркетинг) / Число новых клиентов.
* К затратам на продажу относятся зарплата отдела продажа и маркетинга, а также программные продукты для этих отделов.

Например, компания потратила на рекламу в «Яндекс» 150 тысяч рублей, а ещё на зарплату сотрудников отдела продаж и отдела маркетинга 900 тысяч рублей. Благодаря работе получила десять оплативших клиентов. Значит, CAC = (150 тысяч + 900 тысяч) / 10 = 105 тысяч.

Чтобы понять много это или мало, надо сравнивать метрику с другими показателями или с прошлыми периодами на регулярной основе.

Если в прошлом реклама работала хорошо, и клиенты стоили компании 15 тысяч рублей, это не значит, что стоимость клиента будет всегда такой, что каналы привлечения будут работать стабильно и что клиент принесёт компании столько же.

С чем сравнивать CAC?

Как правило, CAC в маркетинге сравнивают с LTV — пожизненной ценностью клиента.

Узнав соотношение CAC к LTV, можно сделать два вывода:

  • компания тратит слишком много на привлечение покупателя, и реклама себя не окупает;

  • собственник тратит мало на маркетинг и есть возможность увеличить бюджет, чтобы привлечь больше клиентов.

Хорошо сбалансированная бизнес-модель требует, чтобы CAC был значительно меньше, чем LTV. О том, как считать LTV, мы подробно рассказывали в отдельном материале.

Если привлечение одного клиента меньше пожизненной ценности клиента и среднего чека, то всё работает хорошо. В ином случае юнит-экономика не сходится и привлечение клиента не окупается.

Например, CAC = 15 тысяч рублей, а LTV = 90 тысяч. Следовательно, соотношение LTV / CAC = 90 тысяч / 15 тысяч = 6.

Чем выше соотношение LTV к CAC, тем лучше для бизнеса. Затраты на привлечение платящего клиента окупаются, когда показатель выше 1.

Чтобы оценить оптимальное соотношение LTV к CAC нужно понимать, какие расходы несёт бизнес, помимо маркетинга. Нет одного рекомендуемого значения для всех видов бизнеса, всё очень индивидуально. В некоторых источниках встречается целевое значение показателя более 3, у некоторых компаний 5−6, всё зависит от компании и структуры затрат.

Как узнать эффективность рекламных каналов?

В маркетинге показатель CAC можно рассчитывать по рекламным каналам и благодаря этому выявлять наиболее эффективные.

Например, как мы считали,что CAC рекламы в «Яндекс» = 15 тысяч рублей, а в VK = 30 тысяч рублей. Следовательно, для компании клиент с «Яндекса» стоит дешевле, в итоге компания зарабатывает с него больше, а значит, можно попробовать увеличить бюджет на «Яндекс» и посмотреть, как это отразится на новых клиентах и показателе.

Стоимость привлечения клиентов предназначена для измерения и поддержания прибыльности ваших команд, которые заняты привлечением покупателей. Если ваши затраты на то, чтобы привлечь клиента, превышают вашу пожизненную ценность клиента, то бизнес не может быть жизнеспособным.

Что делать, если CAC высокий?

Если привлечение клиента стоит дорого, не следует увольнять рекламный отдел. Нужно провести более глубокий анализ и увеличить срок работы с клиентом.

Например, стоимость заявки на демоверсию вашего продукта обошлась компании в 60 тысяч рублей, а подписка, которую приобретает клиент стоит 10 тысяч рублей в месяц. Следовательно, компания выйдет в ноль только через 6 месяцев. В этом случае важно удерживать клиента более, чем полгода. С каждым новым месяцем покупатель становится выгоднее.

Если клиент будет сотрудничать с компанией меньше 6 месяцев, то она понесёт убытки. Поэтому старайтесь как можно быстрее компенсировать CAC, иначе бизнесу потребуется большой капитал для роста.

Что сделать, чтобы снизить CAC?

Есть несколько советов, которые помогут снизить затраты на привлечение клиентов и оптимизировать прибыль:

  • Узнавайте своего клиента. Понимание желаний и потребностей ваших клиентов поможет создать продукт, который понравится покупателям, благодаря чему они останутся с вами надолго. Поэтому CAC в маркетинге так важен.

  • Привлекайте клиентов как можно раньше. Такое вовлечение покупателя в продукт снижает затраты на привлечение одного клиента.

  • Возвращайте клиентов. Привлечение нового пользователя стоит намного дороже, чем удержание существующего.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

6

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Интересные материалы

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.