Отвечает: Дмитрий Торшин, предприниматель, инвестор, стратег, трекер.
Три варианта продажи бизнеса
Перед продажей бизнеса собственнику следует честно ответить на вопросы:
Почему хочется продать дело?
Может ли оно вырасти в 10 раз?
Чего не хватает для роста?
Есть ли конкуренты, которые уже сейчас крупнее и продолжают расти?
Какая модель продажи интереснее: традиционная или с привлечением инвестора?
Вариант 1. Полный кэшаут
В этом случае весь бизнес полностью уходит покупателю, а основатель получает крупную сумму здесь и сейчас.
В России много компаний и частных лиц, которые рассматривают покупку бизнеса именно сейчас. Связано это с желанием «пристроить» деньги. Меняются законы, и хранить кэш становится выгоднее в стране, чем за рубежом. Поэтому для такой продажи сейчас самое удачное время.
Вариант 2. Привлечение крупного инвестора
Такой вариант продажи — противоположность кэшаута. Благодаря появлению инвестора можно получить лишь небольшое количество денег, но отойти от дел.
В этом случае важно обратить внимание на условия, которые распространяются на новое сотрудничество. Инвесторов сейчас немало: это также связано с желанием перевести свободные деньги в местные компании и спасти их от инфляции. Поэтому вопрос «куда деть деньги?» даже серьёзнее, чем «где их взять?».
Вариант 3. Открытие франшизы
Франшиза — ещё один способ заработать на своём деле. Однако некоторые основатели отказываются от такой модели, потому что боятся снижения качества. Зачастую так и происходит, но есть и обратные примеры. Центру медицинских исследований Invitro удалось развить сеть таким образом, что качество услуг в филиалах ничуть не хуже, чем в «материнских» отделениях.
Как выгодно продать бизнес?
Самая выгодная схема, когда покупатель сам приходит. И наоборот, прямая продажа гарантирует дисконт. «Я продаю кому угодно, вам не надо?» — слабая позиция для собственника.
Хорошая стратегия — развивать и громко заявлять о компании всеми доступными методами. В таком случае о бизнесе может услышать крупное предприятие, которому не хватает похожего продукта. Тогда у основателя будет больше гибкости в переговорах. Покупатель будет осознавать, что экономит себе несколько месяцев или даже лет разработки.
Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.
Начать дискуссию