Инвестиции

Как продать небольшой бизнес? Три варианта продажи

Ответ с выступления спикера на конференции «Бизнес, несмотря ни на что».
Как продать небольшой бизнес? Три варианта продажи

Отвечает: Дмитрий Торшин, предприниматель, инвестор, стратег, трекер.

Три варианта продажи бизнеса

Перед продажей бизнеса собственнику следует честно ответить на вопросы:

  • Почему хочется продать дело?

  • Может ли оно вырасти в 10 раз?

  • Чего не хватает для роста?

  • Есть ли конкуренты, которые уже сейчас крупнее и продолжают расти?

  • Какая модель продажи интереснее: традиционная или с привлечением инвестора?

Вариант 1. Полный кэшаут

В этом случае весь бизнес полностью уходит покупателю, а основатель получает крупную сумму здесь и сейчас.

В России много компаний и частных лиц, которые рассматривают покупку бизнеса именно сейчас. Связано это с желанием «пристроить» деньги. Меняются законы, и хранить кэш становится выгоднее в стране, чем за рубежом. Поэтому для такой продажи сейчас самое удачное время.

Вариант 2. Привлечение крупного инвестора

Такой вариант продажи — противоположность кэшаута. Благодаря появлению инвестора можно получить лишь небольшое количество денег, но отойти от дел.

В этом случае важно обратить внимание на условия, которые распространяются на новое сотрудничество. Инвесторов сейчас немало: это также связано с желанием перевести свободные деньги в местные компании и спасти их от инфляции. Поэтому вопрос «куда деть деньги?» даже серьёзнее, чем «где их взять?».

Вариант 3. Открытие франшизы

Франшиза — ещё один способ заработать на своём деле. Однако некоторые основатели отказываются от такой модели, потому что боятся снижения качества. Зачастую так и происходит, но есть и обратные примеры. Центру медицинских исследований Invitro удалось развить сеть таким образом, что качество услуг в филиалах ничуть не хуже, чем в «материнских» отделениях.

Как выгодно продать бизнес?

Самая выгодная схема, когда покупатель сам приходит. И наоборот, прямая продажа гарантирует дисконт. «Я продаю кому угодно, вам не надо?» — слабая позиция для собственника.

Хорошая стратегия — развивать и громко заявлять о компании всеми доступными методами. В таком случае о бизнесе может услышать крупное предприятие, которому не хватает похожего продукта. Тогда у основателя будет больше гибкости в переговорах. Покупатель будет осознавать, что экономит себе несколько месяцев или даже лет разработки.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию