Кадры

5 неочевидных ролей финансового директора в компании. Зачем он нужен?

Финансовый директор влияет на экономическую стратегию всей компании, определяет приоритетные проекты и позволяет основателю использовать ресурсы компании на 100%. Но это общее описание. В этом материале раскрываем пять ключевых ролей финансового директора, а также его задачи в разрезе каждого направления.
5 неочевидных ролей финансового директора в компании. Зачем он нужен?

Эта статья — ещё один конспект с нашей конференции «Финансы компаний v2.0».

Автор: Константин Ляхов, директор по экономике и финансам Технопарка «Сколково».

У финансового директора много ролей в компании. Он выполняет связующую функцию между всеми отделами предприятия. В бурно растущих компаниях специалист приземляет амбиции фаундера, когда тот хочет «космических» результатов. Финдир переводит с языка руководителей на язык персонала и наоборот. С опытом у него также появляется команда и роль ментора.

Высшим пилотажем является членство в совете директоров, когда финдиру доверяют переговоры с инвесторами и медиацию внутрифирменных конфликтов.

Финдиректор — специалист, который за цифрами видит массу бизнес-процессов. Поэтому ему следует дать возможность высказываться по всем финансовым проблемам. Так он сможет выступать в роли доктора, который может сделать предприятие здоровее, а если есть проблемы — помочь с «лечением».

Рассмотрим детально, какие роли может исполнять финансовый директор в компании.

Эксперт

На протяжении всей карьеры финдир сталкивается с множеством нетривиальных задач, которые лежат в совершенно разных плоскостях. Например, ведение управленческого учёта, составление бюджета и согласование бизнес-плана, сокращение и уплата налогов, автоматизация бухгалтерской отчётности и подготовка договоров.

В роли эксперта финдир может:

  • анализировать и планировать финансово-экономическую деятельность;

  • собирать и консолидировать отчётность;

  • вести налогообложение;

  • проводить сделки;

  • рассчитывать инвестиций, в том числе размещать средства;

  • привлекать средства;

  • оценивать риски;

  • заниматься отладкой бизнес-процессов.

Управленец

На определённом этапе карьеры финдиректору нужно будет научиться руководить. В роли управленца такой специалист должен обладать мышлением out of the box, то есть видеть различные решения задач без ограничений.

Чем проще финдиру добыть и подготовить информацию, тем больше у него останется времени на анализ. А для этого у него должны быть современные инструменты бизнес-аналитики и грамотно структурированный массив данных. Собрать всё воедино без обученной команды сложно.

Подобрать такую команду — одна из задач финдира. В противном случае специалист всё время потратит на сбор, причёсывание данных и подготовку отчётных форм вместо анализа и выработки рекомендаций.

В роли управленца финдир может:

  • руководить коллективом;

  • организовывать труд, управлять информационными ресурсами и бизнес-процессами;

  • участвовать в разработке и принятии управленческих решений;

  • разрабатывать и внедрять инструменты регулярного менеджмента;

  • проводить антикризисные мероприятия.

Переводчик

Функция переводчика для финдира неявная, но помогает с коммуникацией. Часто одна и та же терминология внутри компании понимается по-разному.

Например, «расход» в обиходе казначея — списание денег с расчётного счёта, для завсклада — выбытие товарно-материальных ценностей (ТМЦ), а для бухгалтера — списание на затраты. Причем для того же бухгалтера списание денег с расчётного счёта означает погашение обязательств, а выбытие ТМЦ со склада — внутреннее перемещение. Поэтому финдир является одним из немногих специалистов, кто понимает разницу в каждой из ситуаций.

Другой пример, когда руководство компании мыслит в категории консолидированной отчётности — ОПиУ, денежный поток и баланс. Такими терминами пользуются на совете директоров, когда формируют, утверждают и исполняют бюджет. Но, например, начальник производственного цеха при планировании собственного бюджета не сможет сказать, какая у цеха EBITDA. В то же время он сможет детально рассказать о расходе материалов, количестве работающих станков и сотрудников.

Однако качественный бюджет без анализа результатов цеха составить невозможно. И только финдир сможет объяснить начальнику цеха, какие ему нужны данные для расчёта EBITDA.

В роли переводчика финдир может:

  • переводить с языка цифр и показателей на язык смыслов и обратно;

  • переводить с управленческого языка на рабочий;

  • различать терминологию в разных блоках компании;

  • выстраивать коммуникации между разными отделами.

Переговорщик и медиатор

Нередко финансовому директору приходится проводить переговоры с контрагентами, а также решать конфликты внутри компании. Такая роль требует от специалиста неординарных способностей, большого опыта и умения быть выше конфликта.

В моей практике был случай, когда два заместителя генерального директора не могли договориться между собой, поэтому они шли к руководству. Гендир решал их спор, но лишал их за это 5% от квартальной премии. Для замов это было накладно. Поэтому с появлением финансового директора они сначала обращались с ним, как с третейским судьёй и ценили его за беспристрастность.

В роли переговорщика финдир может:

  • решать конфликты между разными блоками компании (прежде всего между их руководителями);

  • решать конфликты между собственниками;

  • решать конфликты с контрагентами.

Консультант и ментор

Эти роли для финдиректора являются необязательными, поскольку для них нужны высокая квалификация, опыт работы в разных отраслях, направлениях, в больших и маленьких компаниях. Советы такого специалиста могут быть ценнее, чем встречи с профессиональными консалтерами. Прежде всего потому, что финансист — практик и понимает, какие процессы стоят за теми или иными цифрами и показателями.

В роли консультант финдир может:

  • решать нестандартные финансово-экономические задачи;

  • реорганизовывать бизнес;

  • сопровождать сделки покупки и продажи долей в компании;

  • проводить финансовое моделирование;

  • оценивать состояние бизнеса;

  • разрабатывать бизнес-планы, стратегии компании и долгосрочные программы развития;

  • обучать топ-менеджеров финансовой и экономической грамотности.

О том, с каким подразделениями финдиру приходится взаимодействовать и какие вопросы при этом решать, мы расскажем во второй части материала.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию