Эта статья — ещё один конспект с нашей конференции «Финансы компаний v2.0».
Автор: Константин Ляхов, директор по экономике и финансам Технопарка «Сколково».
У финансового директора много ролей в компании. Он выполняет связующую функцию между всеми отделами предприятия. В бурно растущих компаниях специалист приземляет амбиции фаундера, когда тот хочет «космических» результатов. Финдир переводит с языка руководителей на язык персонала и наоборот. С опытом у него также появляется команда и роль ментора.
Высшим пилотажем является членство в совете директоров, когда финдиру доверяют переговоры с инвесторами и медиацию внутрифирменных конфликтов.
Финдиректор — специалист, который за цифрами видит массу бизнес-процессов. Поэтому ему следует дать возможность высказываться по всем финансовым проблемам. Так он сможет выступать в роли доктора, который может сделать предприятие здоровее, а если есть проблемы — помочь с «лечением».
Рассмотрим детально, какие роли может исполнять финансовый директор в компании.
Эксперт
На протяжении всей карьеры финдир сталкивается с множеством нетривиальных задач, которые лежат в совершенно разных плоскостях. Например, ведение управленческого учёта, составление бюджета и согласование бизнес-плана, сокращение и уплата налогов, автоматизация бухгалтерской отчётности и подготовка договоров.
В роли эксперта финдир может:
анализировать и планировать финансово-экономическую деятельность;
собирать и консолидировать отчётность;
вести налогообложение;
проводить сделки;
рассчитывать инвестиций, в том числе размещать средства;
привлекать средства;
оценивать риски;
заниматься отладкой бизнес-процессов.
Управленец
На определённом этапе карьеры финдиректору нужно будет научиться руководить. В роли управленца такой специалист должен обладать мышлением out of the box, то есть видеть различные решения задач без ограничений.
Чем проще финдиру добыть и подготовить информацию, тем больше у него останется времени на анализ. А для этого у него должны быть современные инструменты бизнес-аналитики и грамотно структурированный массив данных. Собрать всё воедино без обученной команды сложно.
Подобрать такую команду — одна из задач финдира. В противном случае специалист всё время потратит на сбор, причёсывание данных и подготовку отчётных форм вместо анализа и выработки рекомендаций.
В роли управленца финдир может:
руководить коллективом;
организовывать труд, управлять информационными ресурсами и бизнес-процессами;
участвовать в разработке и принятии управленческих решений;
разрабатывать и внедрять инструменты регулярного менеджмента;
проводить антикризисные мероприятия.
Переводчик
Функция переводчика для финдира неявная, но помогает с коммуникацией. Часто одна и та же терминология внутри компании понимается по-разному.
Например, «расход» в обиходе казначея — списание денег с расчётного счёта, для завсклада — выбытие товарно-материальных ценностей (ТМЦ), а для бухгалтера — списание на затраты. Причем для того же бухгалтера списание денег с расчётного счёта означает погашение обязательств, а выбытие ТМЦ со склада — внутреннее перемещение. Поэтому финдир является одним из немногих специалистов, кто понимает разницу в каждой из ситуаций.
Другой пример, когда руководство компании мыслит в категории консолидированной отчётности — ОПиУ, денежный поток и баланс. Такими терминами пользуются на совете директоров, когда формируют, утверждают и исполняют бюджет. Но, например, начальник производственного цеха при планировании собственного бюджета не сможет сказать, какая у цеха EBITDA. В то же время он сможет детально рассказать о расходе материалов, количестве работающих станков и сотрудников.
Однако качественный бюджет без анализа результатов цеха составить невозможно. И только финдир сможет объяснить начальнику цеха, какие ему нужны данные для расчёта EBITDA.
В роли переводчика финдир может:
переводить с языка цифр и показателей на язык смыслов и обратно;
переводить с управленческого языка на рабочий;
различать терминологию в разных блоках компании;
выстраивать коммуникации между разными отделами.
Переговорщик и медиатор
Нередко финансовому директору приходится проводить переговоры с контрагентами, а также решать конфликты внутри компании. Такая роль требует от специалиста неординарных способностей, большого опыта и умения быть выше конфликта.
В моей практике был случай, когда два заместителя генерального директора не могли договориться между собой, поэтому они шли к руководству. Гендир решал их спор, но лишал их за это 5% от квартальной премии. Для замов это было накладно. Поэтому с появлением финансового директора они сначала обращались с ним, как с третейским судьёй и ценили его за беспристрастность.
В роли переговорщика финдир может:
решать конфликты между разными блоками компании (прежде всего между их руководителями);
решать конфликты между собственниками;
решать конфликты с контрагентами.
Консультант и ментор
Эти роли для финдиректора являются необязательными, поскольку для них нужны высокая квалификация, опыт работы в разных отраслях, направлениях, в больших и маленьких компаниях. Советы такого специалиста могут быть ценнее, чем встречи с профессиональными консалтерами. Прежде всего потому, что финансист — практик и понимает, какие процессы стоят за теми или иными цифрами и показателями.
В роли консультант финдир может:
решать нестандартные финансово-экономические задачи;
реорганизовывать бизнес;
сопровождать сделки покупки и продажи долей в компании;
проводить финансовое моделирование;
оценивать состояние бизнеса;
разрабатывать бизнес-планы, стратегии компании и долгосрочные программы развития;
обучать топ-менеджеров финансовой и экономической грамотности.
О том, с каким подразделениями финдиру приходится взаимодействовать и какие вопросы при этом решать, мы расскажем во второй части материала.
Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.
Начать дискуссию