Управленческий учет

Каким компаниям нужен управленческий учет, а каким — нет

В отличие от бухгалтерского учёта, управленческий — не обязателен. Налоговые и надзорные органы не требуют его наличия, а должность главного финансиста не фиксируется учредительными документами. В этом материале рассказываем, по каким критериям можно определить, нужно ли вести управленческий учёт в компании.
Каким компаниям нужен управленческий учет, а каким — нет

Автор: Юрий Кузьменков, финансовый директор с 20-летним стажем.

За внедрением управленческого учёта обращаются разные предприниматели. Кто-то знает, что это такое и для чего оно нужно. А кто-то услышал, что управленка есть у всех крутых фирм и захотел себе. Но в обоих случаях возможна ситуация, когда небыстрый процесс внедрения оказывается бесполезным, а полноценная система — ненужной. Рассмотрим несколько случаев, когда управленка точно не нужна.

В первую очередь следует обратить внимание на размер предприятия. Если расходы на сам управленческий учёт превышают экономическую выгоду, то внедрение явно не требуется.

Время от оплаты до выручки

Другими словами, как сильно отличаются сроки учёта операций в ОДДС и ОПиУ. Если отличие небольшое, один-два операционных дня, то управленческую отчётность можно заменить выпиской из интернет-банка. В таком случае деньги от клиента практически сразу становятся выручкой, а начисленные суммы оплачивают почти немедленно.

С расходами аналогичная ситуация. Вы платите в тот момент, когда несёте эти самые расходы. А если и случается небольшой лаг, то на качество управленческих решений это никак не влияет.

Чаще всего в таком бизнесе балансовые показатели отсутствуют, нет амортизации. Нет и аналогичных расходов, соотношение которых к соответствующему периоду повлияет на финансовый результат.

У компании, которая оказывает услуги массажа на дому, большое количество сотрудников и хорошие обороты. Собственник здесь всегда знает, сколько денег получил от клиентов и какая комиссия у массажистов. При этом с термином «дебиторская задолженность» он не знаком вовсе.

Другая ситуация в бизнесе, в котором поступления и списания средств отделены от финансовых результатов неделями или месяцами. К примеру, в один месяц предприниматель получил аванс, в другой — заплатил подрядчику или купил оборудование, в третьем — учёл выручку и финансовый результат по сделке. При этом когда поступит оставшаяся часть денег, можно только догадываться.

С одним-двумя договорами можно справиться. А если их будет пара десятков, возрастает риск что-то упустить, что-то вовремя не посчитать, посмотреть не на те цифры и принять неверное управленческое решение. В этом случае управленческий учёт может уберечь от ошибок.

Маржинальность и рентабельность бизнеса

Когда компания имеет высокую маржинальность, более 80−90%, перераспределение расходов мало влияет на управленческие решения и бизнес в целом.

Да, управленческий учёт в таких компаниях действительно помогает собственнику понять, сколько у него прямых и косвенных расходов. Так предприниматель получает анализ динамики и узнаёт причины роста административных расходов. Возможно, руководитель на этой основе даже примет какое-нибудь управленческое решение, которое повысит общую рентабельность с 84 до 86%. Однако подобные манипуляции не дадут стабильного и существенного роста. Например, в бизнесе, где продают картины на заказ, правильный подсчёт расходов на краски и холсты никак не повлияет на стоимость картин.

И напротив, если компания имеет низкую маржинальность, то неправильное отнесение капитальных затрат к операционным или квартальная оплата аренды покажут в отчётах убыток в периоде. Это также может привести к поспешным управленческим решениям.

Например, собственник купил новое оборудование и лишил этим всех производственных сотрудников премиальной части оплаты. Эти работники обиделись и уволились. В итоге собственник не поехал в отпуск и повысил требования к персоналу, потому что посчитал, что на предприятии убыток.

Частота сделок

Если сделки проходят редко, не чаще одной-двух в год, то даже начинающий предприниматель способен запомнить, получил ли он деньги по договору и сколько ещё осталось на счету. Структура расходов в таком бизнесе меняется редко и не требует постоянного анализа. Как правило, траты заранее определены и не меняются на протяжении сделки или вообще всей жизни компании.

Например, бизнес по разработке программного обеспечения, где компания выполняет крупный проект раз в полгода. Есть уверенность, что IT-специалисты смогут держать в голове дату авансового платежа и факт оплаты очередного этапа. В то же время стоимость аренды серверов и зарплату программистам можно учесть в небольшой таблице Excel без разделения на операционные и неоперационные расходы.

Советы по внедрению управленки для предпринимателей и финансистов

Подобных критериев можно привести гораздо больше. Однако те, что указаны, встречаются наиболее часто. В связи с этим можно дать несколько советов собственникам бизнеса и финансистам.

Если вы предприниматель, попробуйте применить описанные критерии к своей организации. Возможно, после этого вы откажетесь от идеи внедрения управленки и сэкономите не только деньги, но и время. Кроме того, у вас не будет предубеждений о бесполезности финансистов.

Если вы финансист, наиболее этично будет объяснить клиенту, что управленческий учёт ему не требуется. Это лучше, чем внедрить ненужную систему и искать хоть какую-то отдачу от потраченных денег. В итоге клиента может разочаровать вся работа. И наоборот, сохранение времени и средств позволит получить кредит доверия и выстроить сотрудничество по другому направлению.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Компания RG-Soft подтвердила статус «Центр реальной автоматизации 1С»

Компания RG-Soft рада сообщить о том, что успешно прошла сертификацию в качестве «Центра Реальной Автоматизации 1C». Это подтверждение высокого профессионализма и компетенции компании в области автоматизации бизнес-процессов с использованием платформы 1C.

Компания RG-Soft подтвердила статус «Центр реальной автоматизации 1С»

Грант до 50 млн рублей могут получить разработчики электроники и ПО

Минпромторг и Фонд содействия инновациям объявили конкурс «Развитие-Электроника» в рамках федерального проекта «Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции».

5 идей, как бухгалтеру получить пассивный доход

Деньги на вкладе — это пассивный доход, но помимо этого каждый бухгалтер может заработать еще. Есть несколько идей, чтобы без финансовых вложений, составления отчетности, обработки первички, споров с налоговой и прочих бухгалтерских обязанностей поднять свой основной доход.

5 идей, как бухгалтеру получить пассивный доход

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

В прошлом году на предприятиях «трудились» около 13 тысяч кибер-сотрудников

До 2030 года обрабатывающей промышленности России потребуется 1,7 млн человек.

УСН

Как заполнить платежку на аванс по УСН за 2 квартал 2024: образец

По УСН надо платить не только годовой налог, но и авансовые платежи. Уведомление по ЕНП для платежа по авансу по единому налогу нужно сдать до 25 июля, а сам аванс уплатить до 29 июля.

От бухгалтера к бизнес-гуру: как обычная девушка изменила свою судьбу и стала лидером конференций

Жизнь Светланы начиналась так же, как у многих других скромных девушек из маленького городка.

От бухгалтера к бизнес-гуру: как обычная девушка изменила свою судьбу и стала лидером конференций
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предприниматель пытался дать взятку ФНС в листьях салата

500 тысяч рублей спрятали в листья салата. Деньги хотели передать сотруднику ФНС за прекращение налоговых проверок.

ЭДО

Электронный документооборот: по каким критериям выбирать СЭД, чтобы не упустить важное

Если вы решились перевести бизнес на систему электронного документооборота (СЭД), нужно знать, на что обратить внимание при выборе. Сейчас на рынке много предложений. Внешний ЭДО требует постоянного сотрудничества с операторами, есть сложности с прочтением файлов, созданных в других системах. Поэтому лучше сосредоточиться на внутреннем СЭД, упрощающем работу компании. Его критерии выбора будут рассмотрены ниже, что поможет не упустить главное.

Электронный документооборот: по каким критериям выбирать СЭД, чтобы не упустить важное
НДС

До 31 июля продавцам из ЕАЭС нужно встать на налоговый учет

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

Интервью

Оплата с СБП, ликбез из первых рук: как работает СБП, почему комиссии ниже эквайринга, как быстро внедрить оплату и нужна ли вам касса

СБП — это не только про быструю и удобную оплату покупки в интернете или обычном магазине по QR коду. Мы решили расспросить обо всех возможностях СБП генерального директора компании ООО «КуАрМенеджер» (Платформа QRService) Андрея Олеговича Федорца.

Оплата с СБП, ликбез из первых рук: как работает СБП, почему комиссии ниже эквайринга, как быстро внедрить оплату и нужна ли вам касса

Маркировка: 10 часто задаваемых вопросов

Все больше товаров попадает под действие обязательной маркировки, в связи с чем немало вопросов возникает у производителей, импортеров и продавцов такой продукции. Отвечаем на 10 наиболее популярных вопросов о маркировке.

Маркировка: 10 часто задаваемых вопросов

Россияне чаще принимают помощь в трудоустройстве от друзей и коллег

На свои силы в поиске новой работы полагаются 43% жителей страны, тогда как 37% прибегают к помощи друзей и знакомых.

Как бизнесу на УСН не платить НДС в 2025 году

Предпринимателям на УСН нужно следить, чтобы их доходы за 2024 год не превышали 60 млн рублей. Тогда они смогут не платить НДС в 2025 году.

Госдума: на ИИС-3 будут защищены средства до 1,4 млн рублей

В случае банкротства финансовой организации инвесторы смогут вернуть свои сбережения.

Экспертные разборы за неделю: новые ставки по НДФЛ, переоценка основных средств, 6-НДФЛ в 1С, уведомление по ЕНП в июле

Смотрите дайджест разборов, который подготовила редакция за неделю.

НДС

НДС можно не платить при передаче товаров в рекламных целях

Компании нужно соблюсти ряд пунктов, чтобы получить освобождение от НДС за рекламный товар.

Кадры

Может ли ИП нанимать работников: как нанять, договор найма, тип оформления

Узнайте, может ли индивидуальный предприниматель нанимать работников. Руководство по процессу найма, оформлению договоров и типам трудового соглашения.

Может ли ИП нанимать работников: как нанять, договор найма, тип оформления

ЕФС-1 придется сдавать по новым срокам

Работодателей обяжут сдавать подраздел 1.1 на следующий день, если сотрудника перевели на удаленку или на неполную занятость.

❗ Директора-единственного учредителя надо будет включать в годовой отчет о стаже по форме ЕФС-1. Мнение эксперта

С 2023 года ежегодные сведения о стаже сдают не на всех сотрудников, а только на тех, у кого есть особенности стажа. И таких особенностей будет больше.

Интересные материалы

Что налоговый агент должен включить в декларацию по прибыли

Налоговым агентам обязательно нужно заполнить подраздел 1.3 раздела 1 и Лист 3 декларации по налогу на прибыль. Сдать документ нужно до 25 июля.